Порядок утверждения инвестиционных программ водоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок утверждения инвестиционных программ водоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2025 N 13АП-37860/2024 по делу N А56-113402/2023
Категория спора: Технологическое присоединение к энергосетям.
Требования заказчика: 1) О признании незаконными действий по установлению индивидуального тарифа на подключение; 2) Об обязании направить пакет документов для установления тарифа на подключение и получить распоряжение об установлении тарифа; 3) Об обязании подготовить и направить проект договора.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие у ответчика оснований для применения индивидуального тарифа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - удовлетворено в части.В связи с чем, при установлении данного обстоятельства, регулируемая организация, как того требует ФЗ N 416 и устанавливают разъяснения ФАС России от 03.02.2020 (пункты 7, 8), инициирует внесение изменений в инвестиционную программу в части включения мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя в соответствии с Правилами N 641; расходы на мероприятия по реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие техническую возможность подключения, учитываются органом регулирования в ставке за нагрузку на очередной период регулирования в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.
Категория спора: Технологическое присоединение к энергосетям.
Требования заказчика: 1) О признании незаконными действий по установлению индивидуального тарифа на подключение; 2) Об обязании направить пакет документов для установления тарифа на подключение и получить распоряжение об установлении тарифа; 3) Об обязании подготовить и направить проект договора.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие у ответчика оснований для применения индивидуального тарифа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - удовлетворено в части.В связи с чем, при установлении данного обстоятельства, регулируемая организация, как того требует ФЗ N 416 и устанавливают разъяснения ФАС России от 03.02.2020 (пункты 7, 8), инициирует внесение изменений в инвестиционную программу в части включения мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя в соответствии с Правилами N 641; расходы на мероприятия по реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие техническую возможность подключения, учитываются органом регулирования в ставке за нагрузку на очередной период регулирования в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем - в соответствии с порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию этих инвестиционных программ, порядком рассмотрения разногласий при утверждении этих инвестиционных программ и порядком осуществления контроля за их реализацией, которые предусмотрены нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения и водоотведения.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем - в соответствии с порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию этих инвестиционных программ, порядком рассмотрения разногласий при утверждении этих инвестиционных программ и порядком осуществления контроля за их реализацией, которые предусмотрены нормативными правовыми актами РФ в сфере водоснабжения и водоотведения.
Статья: Врезка в водо- и газопроводы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (ч. 5 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (ч. 5 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию этих инвестиционных программ, порядком рассмотрения разногласий при утверждении этих инвестиционных программ и порядком осуществления контроля за их реализацией, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с порядком разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию этих инвестиционных программ, порядком рассмотрения разногласий при утверждении этих инвестиционных программ и порядком осуществления контроля за их реализацией, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11) утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких инвестиционных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких инвестиционных программ и порядка осуществления контроля за их выполнением;
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11) утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких инвестиционных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких инвестиционных программ и порядка осуществления контроля за их выполнением;
Статья: Выполнение регулируемыми организациями мероприятий инвестиционных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (проблемы и пути их разрешения)
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 1)Подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации регламентированы порядок осуществления государственного контроля за выполнением инвестиционных программ и полномочия соответствующих органов государственной власти (гл. 7 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" <5>, Приказ Минстроя России от 07.11.2014 N 689/пр "Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)" <6>).
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 1)Подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации регламентированы порядок осуществления государственного контроля за выполнением инвестиционных программ и полномочия соответствующих органов государственной власти (гл. 7 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" <5>, Приказ Минстроя России от 07.11.2014 N 689/пр "Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)" <6>).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в субъектах Российской Федерации (выборочно), включая средства, предоставленные в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню", в том числе в сравнении с проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства (без привлечения федеральных ресурсов), в 2022 - 2023 годах"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование системы государственного регулирования сферы водоснабжения, в том числе: введен запрет для юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах, выступать в качестве концессионеров по объектам централизованных систем водоснабжения; выделены полномочия Минстроя России по утверждению порядка установления нормативов потерь воды в централизованных системах водоснабжения; введено понятие "цифровая инфраструктура в сфере водоснабжения и водоотведения", а также предусмотрена возможность учета соответствующих мероприятий в рамках инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование системы государственного регулирования сферы водоснабжения, в том числе: введен запрет для юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах, выступать в качестве концессионеров по объектам централизованных систем водоснабжения; выделены полномочия Минстроя России по утверждению порядка установления нормативов потерь воды в централизованных системах водоснабжения; введено понятие "цифровая инфраструктура в сфере водоснабжения и водоотведения", а также предусмотрена возможность учета соответствующих мероприятий в рамках инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
Статья: Питьевое водоснабжение. Мнения
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Отмечены изменения в законодательстве Российской Федерации, направленные на совершенствование системы государственного регулирования сферы водоснабжения: введение запрета для юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах, выступать в качестве концессионеров по объектам централизованных систем водоснабжения; выделение полномочий Минстроя России по утверждению порядка установления нормативов потерь воды в централизованных системах водоснабжения. Также введено понятие "цифровая инфраструктура в сфере водоснабжения и водоотведения" и предусмотрена возможность учета соответствующих мероприятий в рамках инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
(Шевченко А., Гориловский Л., Сердюк О., Довлатова Е., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 10)Отмечены изменения в законодательстве Российской Федерации, направленные на совершенствование системы государственного регулирования сферы водоснабжения: введение запрета для юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах, выступать в качестве концессионеров по объектам централизованных систем водоснабжения; выделение полномочий Минстроя России по утверждению порядка установления нормативов потерь воды в централизованных системах водоснабжения. Также введено понятие "цифровая инфраструктура в сфере водоснабжения и водоотведения" и предусмотрена возможность учета соответствующих мероприятий в рамках инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<93> Перечень показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 452 "Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340". Перечень показателей надежности, качества и энергетической эффективности для объектов водоснабжения и водоотведения утвержден Приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г. N 162/пр "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей". Показатели эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 424 (редакция от 14 ноября 2022 г.) "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ" (вместе с Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, Правилами определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов).
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<93> Перечень показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 452 "Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340". Перечень показателей надежности, качества и энергетической эффективности для объектов водоснабжения и водоотведения утвержден Приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г. N 162/пр "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей". Показатели эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 424 (редакция от 14 ноября 2022 г.) "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ" (вместе с Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, Правилами определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов).