Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.2 "Образование земельных участков" ЗК РФ"Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если Федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Ссылка апеллянта на часть 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой предусмотрена обязанность уполномоченного органа принять по заявлению правообладателя земельного участка решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором, несостоятельна, поскольку указанные законоположения не применимы к спорным правоотношениям. В данном случае спор не касается установления соответствия видов разрешенного использования земельного участка, а направлен на изменение условий договора аренды посредством изменения в одностороннем порядке установленного вида разрешенного использования земельного участка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исключений для внесения платы в случае, если кадастровая стоимость не изменяется либо если значение прежней кадастровой стоимости превышает значение с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка, вышеупомянутые нормы не содержат" <4>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исключений для внесения платы в случае, если кадастровая стоимость не изменяется либо если значение прежней кадастровой стоимости превышает значение с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка, вышеупомянутые нормы не содержат" <4>.
Статья: Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Так, в соответствии с частью 10 статьи 14 Закона об Олимпийских играх разрешенный вид использования земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, определяется в соответствии с документацией по планировке территории. Согласно части 1 статьи 5 Закона о присоединенных к Москве территориях виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в проектах планировки территории, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Москвы. В части 8 статьи 14 этого Закона указано, что внесение сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, которые необходимы для размещения объектов федерального или регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, иных государственных задач, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков, а применительно к образуемым участкам - на основании решения об утверждении схемы земельных участков. Правда, в этом Законе указывается, что такой порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков применяется до утверждения правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 5).
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Так, в соответствии с частью 10 статьи 14 Закона об Олимпийских играх разрешенный вид использования земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, определяется в соответствии с документацией по планировке территории. Согласно части 1 статьи 5 Закона о присоединенных к Москве территориях виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в проектах планировки территории, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Москвы. В части 8 статьи 14 этого Закона указано, что внесение сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, которые необходимы для размещения объектов федерального или регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, иных государственных задач, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, осуществляется на основании утвержденной документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков, а применительно к образуемым участкам - на основании решения об утверждении схемы земельных участков. Правда, в этом Законе указывается, что такой порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков применяется до утверждения правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 5).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"4) порядок определения и (или) изменения видов разрешенного использования земельных участков;
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"4) порядок определения и (или) изменения видов разрешенного использования земельных участков;
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"4) порядок определения и (или) изменения видов разрешенного использования земельных участков;
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"4) порядок определения и (или) изменения видов разрешенного использования земельных участков;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч. 3, 5 ст. 37 Градостроительного кодекса).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч. 3, 5 ст. 37 Градостроительного кодекса).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" (ред. от 30.05.2023).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается" (ред. от 30.05.2023).
Статья: Цифровое согласование градостроительной деятельности в федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В связи с этим Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной территории "Сириус" были внесены изменения в Закон N 437-ФЗ и закреплены особенности осуществления градостроительной деятельности в федеральной территории "Сириус". Сам по себе Закон не разрешил вышеприведенного понятийного конфликта о реализации всех полномочий (Федерации, субъекта и муниципалитета) органами публичной власти. Например, не имплементировал в отраслевое законодательство категорию "объекты федеральной территории". Вместо этого изменения в Закон используют юридическую технику построения отсылочных норм к предполагаемому в будущем подзаконному регулированию. Правительство России наделено правом определения порядка и особенностей принятия генерального плана федеральной территории. Сами же органы публичной власти должны разрешить все иные вопросы территориального устройства федеральной территории, в том числе через институт согласования с Правительством РФ. Из всего перечня полномочий, содержащего двадцать два пункта, десять подлежат реализации через согласование с Правительством РФ. Так, порядки регулирования подключения (технологического присоединения) объектов; реконструкции электрических и инженерно-технических сетей; установления государственных услуг в градостроительной деятельности, предоставляемых исключительно в электронной форме; формирования и ведения информационных моделей объектов капитального строительства; определения особенностей объектов капитального строительства; осуществления государственного строительного надзора; проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, результатов инженерных изысканий; проведения публичных слушаний, общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности; строительства, эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; определения порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков принимаются органами публичной власти федеральной территории по согласованию с Правительством РФ. Рассматриваемая ст. 46.1 Закона N 437-ФЗ самого порядка такого согласования не содержит. Отсутствует он и в смежных публичных правоотношениях, что предотвращает возможность применения аналогии закона. При этом ординарный правопорядок исходит из устоявшейся теории компетенций, предполагающей компетентностную автономию органов государственной власти и органов местного самоуправления. Автор теории Ю.А. Тихомиров указывает, что "полномочия органов исполнительной власти различных уровней государственной власти и местного самоуправления определяются исходя из предметов ведения" <10>.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В связи с этим Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной территории "Сириус" были внесены изменения в Закон N 437-ФЗ и закреплены особенности осуществления градостроительной деятельности в федеральной территории "Сириус". Сам по себе Закон не разрешил вышеприведенного понятийного конфликта о реализации всех полномочий (Федерации, субъекта и муниципалитета) органами публичной власти. Например, не имплементировал в отраслевое законодательство категорию "объекты федеральной территории". Вместо этого изменения в Закон используют юридическую технику построения отсылочных норм к предполагаемому в будущем подзаконному регулированию. Правительство России наделено правом определения порядка и особенностей принятия генерального плана федеральной территории. Сами же органы публичной власти должны разрешить все иные вопросы территориального устройства федеральной территории, в том числе через институт согласования с Правительством РФ. Из всего перечня полномочий, содержащего двадцать два пункта, десять подлежат реализации через согласование с Правительством РФ. Так, порядки регулирования подключения (технологического присоединения) объектов; реконструкции электрических и инженерно-технических сетей; установления государственных услуг в градостроительной деятельности, предоставляемых исключительно в электронной форме; формирования и ведения информационных моделей объектов капитального строительства; определения особенностей объектов капитального строительства; осуществления государственного строительного надзора; проведения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, результатов инженерных изысканий; проведения публичных слушаний, общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности; строительства, эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; определения порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков принимаются органами публичной власти федеральной территории по согласованию с Правительством РФ. Рассматриваемая ст. 46.1 Закона N 437-ФЗ самого порядка такого согласования не содержит. Отсутствует он и в смежных публичных правоотношениях, что предотвращает возможность применения аналогии закона. При этом ординарный правопорядок исходит из устоявшейся теории компетенций, предполагающей компетентностную автономию органов государственной власти и органов местного самоуправления. Автор теории Ю.А. Тихомиров указывает, что "полномочия органов исполнительной власти различных уровней государственной власти и местного самоуправления определяются исходя из предметов ведения" <10>.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, в городе Москве порядок определения размера платы установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП (ред. от 19.02.2024) "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Например, в городе Москве порядок определения размера платы установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2013 N 593-ПП (ред. от 19.02.2024) "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для города Москвы, при строительстве и (или) реконструкции которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".