Порядок рассмотрения жалобы по 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения жалобы по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аудиторских услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ГУП размещает заказ на закупку услуг по проведению обязательного аудита в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, а не Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ГУП размещает заказ на закупку услуг по проведению обязательного аудита в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, а не Законом N 223-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка программного обеспечения и компьютеров по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Управление при рассмотрении жалобы... [третьего лица - ред.] на результаты запроса... признало ее обоснованной, а закупочную комиссию заказчика - нарушившей требования части 10 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)...Управление при рассмотрении жалобы... [третьего лица - ред.] на результаты запроса... признало ее обоснованной, а закупочную комиссию заказчика - нарушившей требования части 10 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Обжалование по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли обжаловать в ФАС России действия заказчика в случаях, не перечисленных в Законе N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"Частью 10 статьи 3 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ]... указан перечень случаев, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган. <...> ...По правилам... статьи [ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ] управление рассматривает жалобы на действия... при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В статье... не содержится исключений относительно порядка рассмотрения жалоб для отдельных форм проведения закупок.
Можно ли обжаловать в ФАС России действия заказчика в случаях, не перечисленных в Законе N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"Частью 10 статьи 3 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ]... указан перечень случаев, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган. <...> ...По правилам... статьи [ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ] управление рассматривает жалобы на действия... при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В статье... не содержится исключений относительно порядка рассмотрения жалоб для отдельных форм проведения закупок.
Готовое решение: Как провести предварительный квалификационный отбор по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик проведет без ПКО закупку, обязательным этапом которой в соответствии с положением о закупке является такой отбор, участники закупок могут обратиться с жалобой в антимонопольный орган ввиду нарушения заказчиком порядка, предусмотренного положением (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). По результатам рассмотрения такой жалобы ФАС России может выдать обязательное для выполнения предписание об устранении нарушения законодательства о закупках, в том числе об отмене протоколов закупки, о внесении изменений в извещение (документацию) и о проведении закупки в соответствии с требованиями положения (ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ). За невыполнение данного предписания заказчику грозит административный штраф (ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик проведет без ПКО закупку, обязательным этапом которой в соответствии с положением о закупке является такой отбор, участники закупок могут обратиться с жалобой в антимонопольный орган ввиду нарушения заказчиком порядка, предусмотренного положением (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). По результатам рассмотрения такой жалобы ФАС России может выдать обязательное для выполнения предписание об устранении нарушения законодательства о закупках, в том числе об отмене протоколов закупки, о внесении изменений в извещение (документацию) и о проведении закупки в соответствии с требованиями положения (ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ). За невыполнение данного предписания заказчику грозит административный штраф (ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ, принятым в рамках т.н. "четвертого антимонопольного пакета", положения ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции изложены в новой редакции, согласно которой установленный данной статьей порядок рассмотрения жалоб применяется также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ, принятым в рамках т.н. "четвертого антимонопольного пакета", положения ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции изложены в новой редакции, согласно которой установленный данной статьей порядок рассмотрения жалоб применяется также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Следовательно, достаточные основания для удовлетворения жалобы участника закупки в части установления неправомерного порядка оценки по ценовому критерию, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствовали, а суды неправомерно отказали заказчику в удовлетворении заявленных требований, признав ненормативные правовые акты антимонопольного органа в обжалуемой части законными.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Следовательно, достаточные основания для удовлетворения жалобы участника закупки в части установления неправомерного порядка оценки по ценовому критерию, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствовали, а суды неправомерно отказали заказчику в удовлетворении заявленных требований, признав ненормативные правовые акты антимонопольного органа в обжалуемой части законными.
Статья: Об обжаловании решений и предписаний ФАС России в контексте новой правовой позиции Верховного Суда РФ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Разумеется, ФАС России не устраивал такой подход, поскольку львиная доля их решений отменялась судами, которые имеют собственное понимание закупок по Закону N 223-ФЗ, существенно отличающееся от позиций антимонопольного органа. И ФАС России в письме от 12.09.2019 N ИА/79982/19 "О рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, оператора электронной площадки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции" попыталась поколебать сложившуюся практику приостановления исполнения предписаний антимонопольного органа.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Разумеется, ФАС России не устраивал такой подход, поскольку львиная доля их решений отменялась судами, которые имеют собственное понимание закупок по Закону N 223-ФЗ, существенно отличающееся от позиций антимонопольного органа. И ФАС России в письме от 12.09.2019 N ИА/79982/19 "О рассмотрении жалоб на действия организатора торгов, оператора электронной площадки в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции" попыталась поколебать сложившуюся практику приостановления исполнения предписаний антимонопольного органа.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- АНО не является субъектом Закона 223-ФЗ, обязательность проведения закупки в силу норм действующего законодательства не доказана, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы в порядке ст. 18.1 Закона 135-ФЗ <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- АНО не является субъектом Закона 223-ФЗ, обязательность проведения закупки в силу норм действующего законодательства не доказана, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы в порядке ст. 18.1 Закона 135-ФЗ <2>.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая, что согласно Решению N 223ФЗ-896/20 отклонение заявки Заявителя признано неправомерным, повторное отклонение заявки Заявителя по аналогичным основаниям, что и ранее, свидетельствует о неисполнении предписания, выданного на основании Решения N 223ФЗ-896/20.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая, что согласно Решению N 223ФЗ-896/20 отклонение заявки Заявителя признано неправомерным, повторное отклонение заявки Заявителя по аналогичным основаниям, что и ранее, свидетельствует о неисполнении предписания, выданного на основании Решения N 223ФЗ-896/20.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с Решением и Предписанием N 2, Организатор обжаловал их в судебном порядке, указывая, что у Комиссии ФАС России отсутствовали предусмотренные законом основания для рассмотрения Жалобы.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не согласившись с Решением и Предписанием N 2, Организатор обжаловал их в судебном порядке, указывая, что у Комиссии ФАС России отсутствовали предусмотренные законом основания для рассмотрения Жалобы.
Готовое решение: Как проводить закрытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)4. Порядок и срок заключения договора по результатам закрытого электронного аукциона по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)4. Порядок и срок заключения договора по результатам закрытого электронного аукциона по 223-ФЗ
Статья: Определение и обоснование цены договора по Закону N 223-ФЗ
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)В настоящее время в КоАП РФ отсутствуют какие-либо санкции за несоблюдение таких правил. И как следовало из указанной ранее пояснительной записки, законопроектом умышленно не предусматривались обязательные требования, оценка соблюдения которых должна осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)В настоящее время в КоАП РФ отсутствуют какие-либо санкции за несоблюдение таких правил. И как следовало из указанной ранее пояснительной записки, законопроектом умышленно не предусматривались обязательные требования, оценка соблюдения которых должна осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Пример. В рамках рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, у антимонопольного органа отсутствует возможность рассмотрения доводов о нарушении ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Указанный правовой подход подтверждается позицией Верховного Суда РФ, отраженной в Определении от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по делу N А50-9299/2016.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Пример. В рамках рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, у антимонопольного органа отсутствует возможность рассмотрения доводов о нарушении ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Указанный правовой подход подтверждается позицией Верховного Суда РФ, отраженной в Определении от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502 по делу N А50-9299/2016.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим ФАС России в решении от 21.05.2024 по делу N 223ФЗ-164/24 установила в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выдав при этом предписание от 21.05.2024 по делу N 223ФЗ-164/24 (далее - Решение и Предписание).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим ФАС России в решении от 21.05.2024 по делу N 223ФЗ-164/24 установила в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выдав при этом предписание от 21.05.2024 по делу N 223ФЗ-164/24 (далее - Решение и Предписание).
Последние изменения: Обжалование по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Документ устанавливает порядок принятия жалоб к рассмотрению, процедуру заседания комиссии по контролю в сфере закупок и механизм принятия решений и выдачи предписаний по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Комиссии антимонопольного органа обязаны применять эти методические рекомендации.
(КонсультантПлюс, 2025)Документ устанавливает порядок принятия жалоб к рассмотрению, процедуру заседания комиссии по контролю в сфере закупок и механизм принятия решений и выдачи предписаний по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Комиссии антимонопольного органа обязаны применять эти методические рекомендации.
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольная служба не вправе проводить внеплановые проверки соблюдения Закона N 223-ФЗ (Письмо ФАС России от 08.02.2024 N 28/9607/24). Однако она может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиком требований Закона о защите конкуренции. В этом случае дело рассматривается в порядке, предусмотренном гл. 9 названного Закона, и антимонопольная служба не ограничена доводами жалобы (п. 18 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона N 135-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольная служба не вправе проводить внеплановые проверки соблюдения Закона N 223-ФЗ (Письмо ФАС России от 08.02.2024 N 28/9607/24). Однако она может проводить внеплановые проверки соблюдения заказчиком требований Закона о защите конкуренции. В этом случае дело рассматривается в порядке, предусмотренном гл. 9 названного Закона, и антимонопольная служба не ограничена доводами жалобы (п. 18 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона N 135-ФЗ).