Порядок рассмотрения обращений граждан в ПФ РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения обращений граждан в ПФ РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Иск о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений
(КонсультантПлюс, 2025)В этой связи заявления граждан о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации [с 01.01.2023 - СФР - ред.] за выплатой средств пенсионных накоплений подлежат рассмотрению в исковом порядке, поскольку действующим Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации иного порядка для рассмотрения таких заявлений не установлено..."
(КонсультантПлюс, 2025)В этой связи заявления граждан о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации [с 01.01.2023 - СФР - ред.] за выплатой средств пенсионных накоплений подлежат рассмотрению в исковом порядке, поскольку действующим Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации иного порядка для рассмотрения таких заявлений не установлено..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<102> Постановление ЕСПЧ от 16.06.2005 по делу "Шторк (Storck) против Германии" (жалоба N 61603/00) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2005. N 11; Постановление ЕСПЧ от 25.03.1993 по делу "Костелло-Робертс (Costello-Roberts) против Соединенного Королевства"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области" // СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4470.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<102> Постановление ЕСПЧ от 16.06.2005 по делу "Шторк (Storck) против Германии" (жалоба N 61603/00) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2005. N 11; Постановление ЕСПЧ от 25.03.1993 по делу "Костелло-Робертс (Costello-Roberts) против Соединенного Королевства"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области" // СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4470.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)28. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г. N 258-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)28. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г. N 258-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010)
(Извлечение)Вопрос 3. В каком порядке подлежат рассмотрению заявления граждан о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений при отсутствии спора о праве на указанные средства?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010)
(Извлечение)Вопрос 3. В каком порядке подлежат рассмотрению заявления граждан о восстановлении срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств пенсионных накоплений при отсутствии спора о праве на указанные средства?
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Для восстановления выплаты страховой пенсии по всем перечисленным выше основаниям важным условием является обращение в заявительном порядке с предоставлением требуемых документов для восстановления выплаты.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Для восстановления выплаты страховой пенсии по всем перечисленным выше основаниям важным условием является обращение в заявительном порядке с предоставлением требуемых документов для восстановления выплаты.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Письменное заявление может быть передано в орган страховщика на личном приеме, направлено по почте либо в электронной форме по адресу, указанному для обратной связи на официальном сайте ПФР, или через сайт "Госуслуг", а также через многофункциональные центры предоставления государственных или муниципальных услуг. Порядок организации работы с обращениями граждан в системе органов ПФР регламентирован Постановлением Правления ПФ РФ от 23.08.2005 N 159п.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Письменное заявление может быть передано в орган страховщика на личном приеме, направлено по почте либо в электронной форме по адресу, указанному для обратной связи на официальном сайте ПФР, или через сайт "Госуслуг", а также через многофункциональные центры предоставления государственных или муниципальных услуг. Порядок организации работы с обращениями граждан в системе органов ПФР регламентирован Постановлением Правления ПФ РФ от 23.08.2005 N 159п.
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Кроме того, Верховный Суд РФ в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов, рассматривал, например, заявления о признании недействующим п. 2.6 Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от 03.08.2006 N 96 <11>, о признании частично недействующим Перечня должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 04.06.2013 N 125п <12>. Из практики региональных судов можно привести решение Верховного суда Республики Хакасия от 18.01.2016 о признании недействующим раздела 6 Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Республики Хакасия Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, утвержденного приказом Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия от 10.04.2015 N 41 <13>. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.04.2016 N 55-АПГ16-3 <14> указанное решение оставлено без изменения.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Кроме того, Верховный Суд РФ в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов, рассматривал, например, заявления о признании недействующим п. 2.6 Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от 03.08.2006 N 96 <11>, о признании частично недействующим Перечня должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 04.06.2013 N 125п <12>. Из практики региональных судов можно привести решение Верховного суда Республики Хакасия от 18.01.2016 о признании недействующим раздела 6 Положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Республики Хакасия Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, утвержденного приказом Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия от 10.04.2015 N 41 <13>. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.04.2016 N 55-АПГ16-3 <14> указанное решение оставлено без изменения.
Статья: Электронные средства коммуникации между субъектами пенсионных правоотношений как триггер развития пенсионного процесса
(Чирков С.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Но сейчас речь даже не об этом. Ведь в итоге обращение за пенсией в электронном виде - всего лишь процедура, "транспортная" норма, позволяющая удобно это сделать и быстро доставить заявление до органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Сама по себе эта норма, без изменения порядка работы пенсионных органов по рассмотрению заявления, не способна в одиночку в полной мере обеспечить полное воплощение в жизнь принципа обеспечения надлежащих и удобных условий для реализации и защиты гражданами права на пенсионное обеспечение. Для меня главное, что эта норма, электронный способ обращения за пенсией стал настоящим триггером принципиального изменения пенсионного процесса, увеличивая обязанности одного субъекта пенсионных правоотношений - территориального органа ПФР и одновременно сводя к минимуму обязанности другого - человека. Речь идет о переходе на принцип "все делают пенсионные органы".
(Чирков С.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Но сейчас речь даже не об этом. Ведь в итоге обращение за пенсией в электронном виде - всего лишь процедура, "транспортная" норма, позволяющая удобно это сделать и быстро доставить заявление до органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Сама по себе эта норма, без изменения порядка работы пенсионных органов по рассмотрению заявления, не способна в одиночку в полной мере обеспечить полное воплощение в жизнь принципа обеспечения надлежащих и удобных условий для реализации и защиты гражданами права на пенсионное обеспечение. Для меня главное, что эта норма, электронный способ обращения за пенсией стал настоящим триггером принципиального изменения пенсионного процесса, увеличивая обязанности одного субъекта пенсионных правоотношений - территориального органа ПФР и одновременно сводя к минимуму обязанности другого - человека. Речь идет о переходе на принцип "все делают пенсионные органы".
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с Законом о банкротстве с момента признания должника банкротом все права на его имущество, подлежащее реализации, осуществляет финансовый управляющий должника, который осуществляет все права и обязанности арбитражного управляющего. В случае банкротства лиц пенсионного возраста и иных должников - физических лиц на финансового управляющего возлагается обязанность по реализации имущества путем открытия и закрытия специализированных (целевых) банковских счетов на имя должника, а также распоряжения средствами должника на счетах и вкладах, в том числе открытых до признания должника банкротом. В связи с данным нормативным положением на практике возникают споры между финансовым управляющим и Пенсионным Фондом Российской Федерации (его территориальными отделениями). Суды в таких спорах, как правило, занимают сторону финансового управляющего и указывают, что в данном случае законодательство о несостоятельности (банкротстве), выступая в качестве специального нормотворчества, регулирующего имущественные отношения в сфере несостоятельности, имеет приоритет над пенсионным. Так, в одном из дел финансовый управляющий, реализуя свои полномочия, обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перечислении денежных средств, выплачиваемых должнику в качестве страховой пенсии по старости, на основной счет должника, открытый в целях расчета с кредиторами, по соответствующим реквизитам. В ответ Пенсионный фонд письмом сообщил, что в силу пунктов 1, 3, 5 - 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, и только сам пенсионер (его законный представитель) имеет право подать заявление о доставке пенсии. Финансовый управляющий обратился в суд, указав, что в рассматриваемом случае Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное значение перед иными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе и имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства. Суд, разрешая указанное дело по существу, указал, что перечисление сумм пенсии и иных выплат Пенсионным фондом на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности <158>. Таким образом, судебной практикой был сформирован подход, в соответствии с которым финансовый управляющий, осуществляющий полномочия по распоряжению имуществом должника, имеет право требовать перечисления пенсии должника на общий счет погашения задолженности пенсионера. В то же время Верховный Суд указал, что "сами по себе предусмотренные пенсионным законодательством правила выплаты пенсий не противоречат положениям банкротного законодательства в части решения вопроса о расходовании соответствующих средств в рамках процедуры банкротства. В данной связи выводы судов об отнесении полученной должником пенсии, за исключением установленной величины прожиточного минимума (в соответствии со ст. 446 ГПК РФ), к конкурсной массе, а также о том, что именно финансовый управляющий определяет, какая сумма пенсии (после вычета размера прожиточного минимума на должника и находящихся на его иждивении лиц) должна поступить в конкурсную массу, правильны" <159>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)В соответствии с Законом о банкротстве с момента признания должника банкротом все права на его имущество, подлежащее реализации, осуществляет финансовый управляющий должника, который осуществляет все права и обязанности арбитражного управляющего. В случае банкротства лиц пенсионного возраста и иных должников - физических лиц на финансового управляющего возлагается обязанность по реализации имущества путем открытия и закрытия специализированных (целевых) банковских счетов на имя должника, а также распоряжения средствами должника на счетах и вкладах, в том числе открытых до признания должника банкротом. В связи с данным нормативным положением на практике возникают споры между финансовым управляющим и Пенсионным Фондом Российской Федерации (его территориальными отделениями). Суды в таких спорах, как правило, занимают сторону финансового управляющего и указывают, что в данном случае законодательство о несостоятельности (банкротстве), выступая в качестве специального нормотворчества, регулирующего имущественные отношения в сфере несостоятельности, имеет приоритет над пенсионным. Так, в одном из дел финансовый управляющий, реализуя свои полномочия, обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перечислении денежных средств, выплачиваемых должнику в качестве страховой пенсии по старости, на основной счет должника, открытый в целях расчета с кредиторами, по соответствующим реквизитам. В ответ Пенсионный фонд письмом сообщил, что в силу пунктов 1, 3, 5 - 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, и только сам пенсионер (его законный представитель) имеет право подать заявление о доставке пенсии. Финансовый управляющий обратился в суд, указав, что в рассматриваемом случае Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, которые имеют преимущественное значение перед иными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе и имеют приоритет по отношению к нормам пенсионного законодательства. Суд, разрешая указанное дело по существу, указал, что перечисление сумм пенсии и иных выплат Пенсионным фондом на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности <158>. Таким образом, судебной практикой был сформирован подход, в соответствии с которым финансовый управляющий, осуществляющий полномочия по распоряжению имуществом должника, имеет право требовать перечисления пенсии должника на общий счет погашения задолженности пенсионера. В то же время Верховный Суд указал, что "сами по себе предусмотренные пенсионным законодательством правила выплаты пенсий не противоречат положениям банкротного законодательства в части решения вопроса о расходовании соответствующих средств в рамках процедуры банкротства. В данной связи выводы судов об отнесении полученной должником пенсии, за исключением установленной величины прожиточного минимума (в соответствии со ст. 446 ГПК РФ), к конкурсной массе, а также о том, что именно финансовый управляющий определяет, какая сумма пенсии (после вычета размера прожиточного минимума на должника и находящихся на его иждивении лиц) должна поступить в конкурсную массу, правильны" <159>.