Порядок рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Обязательность принятия обращения к рассмотрению" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Из системного толкования и совокупного анализа статей 9, 10, 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует, что на государственный орган, орган местного самоуправления и их должностных лиц возложена обязанность по организации принятия и рассмотрения обращений, в том числе даче письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Из системного толкования требований пункта 4 части 1 и части 4 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан следует, что по результатам рассмотрения обращения гражданина государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, подготовив письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, обязаны направить его по указанному заявителем почтовому адресу, адресу электронной почты, адресу личного кабинета гражданина в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с обязательным указанием в качестве адресата непосредственно заявителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Установленный Законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 Закона N 59-ФЗ).
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Установленный Законом N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 Закона N 59-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья: Коллективное обращение граждан
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общий порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе коллективных, в органы государственной власти и местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общий порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе коллективных, в органы государственной власти и местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как установлено в ч. 1 названной статьи, Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "гражданин") закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как установлено в ч. 1 названной статьи, Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "гражданин") закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ряд положений комментируемой статьи закреплен по аналогии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <108>, который устанавливает общий порядок рассмотрения обращений граждан России государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ряд положений комментируемой статьи закреплен по аналогии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <108>, который устанавливает общий порядок рассмотрения обращений граждан России государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Во-первых, в ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определяется, что указанным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Во-первых, в ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определяется, что указанным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ряд положений комментируемой статьи закреплен по аналогии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <144>, который устанавливает общий порядок рассмотрения обращений граждан России государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Ряд положений комментируемой статьи закреплен по аналогии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <144>, который устанавливает общий порядок рассмотрения обращений граждан России государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гарантирует реализацию указанного права и устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гарантирует реализацию указанного права и устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Закона о рассмотрении обращений граждан).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Закона о рассмотрении обращений граждан).
Статья: Исследование возможностей цифровизации системы досудебного разрешения споров в сфере здравоохранения в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Семина Т.В., Тыртышный А.А., Прядкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ <20> регламентирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Настоящий Закон и принятые подзаконные акты устанавливают наряду с другими административный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, в том числе в сфере здравоохранения.
(Семина Т.В., Тыртышный А.А., Прядкин В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ <20> регламентирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Настоящий Закон и принятые подзаконные акты устанавливают наряду с другими административный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, в том числе в сфере здравоохранения.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):