Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме" ЖК РФСТАТЬЯ 45 "ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме" ЖК РФСТАТЬЯ 45 "ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
(ред. от 04.11.2025)Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В гл. 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы гл. 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пп. 3 - 5 ст. 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (п. 6 ст. 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пп. 1, 2, 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В гл. 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы гл. 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пп. 3 - 5 ст. 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (п. 6 ст. 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пп. 1, 2, 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ).
Ситуация: Как расторгнуть договор с управляющей компанией?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В одностороннем порядке договор управления многоквартирным домом расторгается путем проведения общего собрания собственников помещений также и в случае выбора собственниками иных способов управления многоквартирным домом, таких как ТСЖ, жилищный кооператив, специализированный потребительский кооператив (ч. 2 ст. 161, ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В одностороннем порядке договор управления многоквартирным домом расторгается путем проведения общего собрания собственников помещений также и в случае выбора собственниками иных способов управления многоквартирным домом, таких как ТСЖ, жилищный кооператив, специализированный потребительский кооператив (ч. 2 ст. 161, ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется ст. 45 - 47 ЖК РФ, а применительно к товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) - ст. 146 ЖК РФ. Сроки и порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых ими решениях устанавливаются общим собранием собственников помещений. Судам при разрешении споров о действительности решений собраний в этих случаях необходимо запрашивать соответствующие решения собственников помещений в многоквартирном доме. Внеочередное собрание собственников помещений может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание, обязан сообщить заказным письмом собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется ст. 45 - 47 ЖК РФ, а применительно к товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) - ст. 146 ЖК РФ. Сроки и порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых ими решениях устанавливаются общим собранием собственников помещений. Судам при разрешении споров о действительности решений собраний в этих случаях необходимо запрашивать соответствующие решения собственников помещений в многоквартирном доме. Внеочередное собрание собственников помещений может быть созвано по инициативе любого из данных собственников. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание, обязан сообщить заказным письмом собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Решение общего собрания собственников. Порядок организации и проведения общих собраний собственников помещений в МКД подробно разобран в гл. 2 "Годовые и внеочередные собрания собственников помещений в МКД" книги.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Решение общего собрания собственников. Порядок организации и проведения общих собраний собственников помещений в МКД подробно разобран в гл. 2 "Годовые и внеочередные собрания собственников помещений в МКД" книги.
Ситуация: Как обжаловать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание) является органом управления многоквартирным домом (далее - МКД). О порядке проведения общего собрания см., например, ситуацию "Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?" (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание) является органом управления многоквартирным домом (далее - МКД). О порядке проведения общего собрания см., например, ситуацию "Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?" (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
Статья: О некоторых нарушениях судами норм материального права при вынесении решений по спорам с участием управляющих организаций
(Артебякина Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)В качестве оснований для принятия решения суд указал два обстоятельства: отсутствие экономического обоснования размера предлагаемой А. платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома без составления перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и проведение собрания без очной части. В силу указанных положений суд пришел к выводу о том, что ответчик допустил нарушения, связанные с порядком созыва, подготовки и проведения общего собрания собственников помещений МКД.
(Артебякина Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)В качестве оснований для принятия решения суд указал два обстоятельства: отсутствие экономического обоснования размера предлагаемой А. платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома без составления перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и проведение собрания без очной части. В силу указанных положений суд пришел к выводу о том, что ответчик допустил нарушения, связанные с порядком созыва, подготовки и проведения общего собрания собственников помещений МКД.
Статья: Территориальные комплексы недвижимости и новое законодательство об общей долевой собственности
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 6)Весьма непросто найти рациональные основания различий в подходах к регулированию вопросов управления общим имуществом в разных по назначению комплексах недвижимости. Достаточно в этом плане сравнить несколько специальных законов. В Законе N 217-ФЗ субъектом управления общим имуществом, вопреки ст. 181.1 ГК РФ о гражданско-правовом сообществе, названо некоммерческое товарищество, которое является видом товарищества собственников недвижимости. Регламентации деятельности этого товарищества посвящено 20 весьма объемных статей Закона, а о функционировании гражданско-правового сообщества нет ни слова. В то же время Жилищный кодекс РФ содержит главу 6, в которой 7 статей посвящено функционированию гражданско-правового сообщества, т.е. регламентации порядка проведения общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме. Изучение этого нормативного материала оставляет твердое убеждение в том, что редкий участник отношений будет способен эти нормы освоить и применить без помощи квалифицированного юриста. Но этим дело не ограничивается, поскольку существует еще раздел VI ЖК РФ, в котором представлена столь же объемная регламентация деятельности товарищества собственников жилья. А вот в нормах Закона N 214-ФЗ в части, касающейся МЖК, вообще не говорится ни о каких собраниях и некоммерческих организациях, поскольку нормы об общем имуществе вписаны в регламентацию строительства объекта. Как управлять образовавшимся в МЖК общим имуществом, вообще неизвестно. И наконец, новый Закон о гаражных объединениях содержит главу 4 "Управление общим имуществом в границах территории гаражного назначения и в гаражном комплексе", в которой имеется 5 статей об общем собрании собственников и 4 - о порядке функционирования товарищества собственников недвижимости. Таким образом, на сегодняшний день отношения по управлению общим имуществом урегулированы:
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 6)Весьма непросто найти рациональные основания различий в подходах к регулированию вопросов управления общим имуществом в разных по назначению комплексах недвижимости. Достаточно в этом плане сравнить несколько специальных законов. В Законе N 217-ФЗ субъектом управления общим имуществом, вопреки ст. 181.1 ГК РФ о гражданско-правовом сообществе, названо некоммерческое товарищество, которое является видом товарищества собственников недвижимости. Регламентации деятельности этого товарищества посвящено 20 весьма объемных статей Закона, а о функционировании гражданско-правового сообщества нет ни слова. В то же время Жилищный кодекс РФ содержит главу 6, в которой 7 статей посвящено функционированию гражданско-правового сообщества, т.е. регламентации порядка проведения общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме. Изучение этого нормативного материала оставляет твердое убеждение в том, что редкий участник отношений будет способен эти нормы освоить и применить без помощи квалифицированного юриста. Но этим дело не ограничивается, поскольку существует еще раздел VI ЖК РФ, в котором представлена столь же объемная регламентация деятельности товарищества собственников жилья. А вот в нормах Закона N 214-ФЗ в части, касающейся МЖК, вообще не говорится ни о каких собраниях и некоммерческих организациях, поскольку нормы об общем имуществе вписаны в регламентацию строительства объекта. Как управлять образовавшимся в МЖК общим имуществом, вообще неизвестно. И наконец, новый Закон о гаражных объединениях содержит главу 4 "Управление общим имуществом в границах территории гаражного назначения и в гаражном комплексе", в которой имеется 5 статей об общем собрании собственников и 4 - о порядке функционирования товарищества собственников недвижимости. Таким образом, на сегодняшний день отношения по управлению общим имуществом урегулированы:
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Программа реновации жилищного фонда в г. Москве подготовлена и реализуется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"), Законом г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в г. Москве", иными принятыми в целях реализации указанных Закона Российской Федерации и Закона г. Москвы нормативными правовыми актами г. Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в г. Москве".
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Программа реновации жилищного фонда в г. Москве подготовлена и реализуется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации"), Законом г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в г. Москве", иными принятыми в целях реализации указанных Закона Российской Федерации и Закона г. Москвы нормативными правовыми актами г. Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в г. Москве".