Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 19.8 "Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля" КоАП РФ"Анализ нормативного содержания части 5 статьи 19.8 КоАП РФ свидетельствует, что объективная сторона предусмотренного ею административного правонарушения может выражаться в указанных в ней действиях (бездействии), нарушающих правила представления в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), которые установлены Федеральным законом "О защите конкуренции" (часть 1 статьи 25), являющимся системообразующим элементом антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 2). Это, как следствие, означает, что часть 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, будучи направленной на административно-правовую охрану порядка управления, устанавливает административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, а потому на привлечение к ответственности за совершение предусмотренного этой нормой административного правонарушения распространяется специальный (особый) - годичный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса и исчисляемый со дня нарушения антимонопольного законодательства."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией о создании дискриминационных условий и препятствий в доступе на рынок
(КонсультантПлюс, 2025)П. 5 Обзора судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(КонсультантПлюс, 2025)П. 5 Обзора судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования публичных закупок в условиях импортозамещения
(Абдреев Т.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Также необходимо отметить, что с 2024 г. ст. 24 Закона 44-ФЗ, посвященная порядку извещения об осуществлении закупки, дополняется предупреждением поставщика об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства, в том числе о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Указанное предупреждение направлено на формирование позитивной финансово-правовой ответственности в контрактной системе путем стимулирования добросовестного выполнения подрядчиками своих контрактных обязанностей <10>.
(Абдреев Т.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Также необходимо отметить, что с 2024 г. ст. 24 Закона 44-ФЗ, посвященная порядку извещения об осуществлении закупки, дополняется предупреждением поставщика об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства, в том числе о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Указанное предупреждение направлено на формирование позитивной финансово-правовой ответственности в контрактной системе путем стимулирования добросовестного выполнения подрядчиками своих контрактных обязанностей <10>.
Статья: Административная ответственность в сфере конкуренции: проблемы и пути их устранения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Вторым антимонопольным пакетом <5> в 2007 г. впервые была введена административная ответственность собственно за нарушения антимонопольного законодательства (ст. 14.31, 14.32, 14.33, 14.9 КоАП РФ), а не за нарушение порядка управления в сфере конкуренции - ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ. Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> был введен повод к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства по ст. 14.31, 14.32, 14.33, 14.9 КоАП РФ в виде решения антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства (ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ).
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)Вторым антимонопольным пакетом <5> в 2007 г. впервые была введена административная ответственность собственно за нарушения антимонопольного законодательства (ст. 14.31, 14.32, 14.33, 14.9 КоАП РФ), а не за нарушение порядка управления в сфере конкуренции - ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ. Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> был введен повод к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства по ст. 14.31, 14.32, 14.33, 14.9 КоАП РФ в виде решения антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства (ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств -
(ред. от 04.11.2025)3. Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств -
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Как следует из ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Как следует из ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Административная ответственность за нарушение требований, предъявляемых в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, установлена в статьях 19.8 и 19.5 КоАП РФ.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Административная ответственность за нарушение требований, предъявляемых в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, установлена в статьях 19.8 и 19.5 КоАП РФ.
Статья: Обзор практики применения наказания, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении сетевых организаций при осуществлении ими технологического присоединения
(Смагин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
(Смагин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Статья: Нарушение срока технологического присоединения к электрическим сетям: новые риски для сетевых организаций
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)<9> Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025) // СПС "КонсультантПлюс".
(Бауэр Р.Э.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)<9> Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Институт давности привлечения к административной ответственности: законодательная основа и правоприменительная практика
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Одновременно - в порядке специальной оговорки, допускающей исчисление срока давности административной ответственности не со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, а иным образом - ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает, что при привлечении к ответственности за нарушение требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ч. 5.1), за нарушение антимонопольного законодательства (ч. 6), за действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (ч. 6.1), а также за административные правонарушения, совершенные в Антарктике (ч. 7), сроки давности должны отсчитываться со дня установления соответствующих фактов (ч. 5.1 - 6.1) или со дня поступления соответствующих материалов в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 7).
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Одновременно - в порядке специальной оговорки, допускающей исчисление срока давности административной ответственности не со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения, а иным образом - ст. 4.5 КоАП РФ предусматривает, что при привлечении к ответственности за нарушение требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ч. 5.1), за нарушение антимонопольного законодательства (ч. 6), за действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (ч. 6.1), а также за административные правонарушения, совершенные в Антарктике (ч. 7), сроки давности должны отсчитываться со дня установления соответствующих фактов (ч. 5.1 - 6.1) или со дня поступления соответствующих материалов в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 7).
Статья: Правовое регулирование применения медицинских роботов-хирургов в комплексе цифровых технологий
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Российскому законодательству известны способы решения возникающей ситуации. Во-первых, возможна квалификация таких договоров как договоров присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ) и предоставление присоединившейся к договору стороне права потребовать расторжения или изменения договора, если подобный договор лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, либо содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия. Во-вторых, допустимо воспользоваться правилами антимонопольного законодательства. Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <8> лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу. Кроме того, применимы меры административной ответственности (ст. 14.31, 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Однако указанные выше правила применяются при продаже роботизированных систем между российскими юридическими лицами.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Российскому законодательству известны способы решения возникающей ситуации. Во-первых, возможна квалификация таких договоров как договоров присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ) и предоставление присоединившейся к договору стороне права потребовать расторжения или изменения договора, если подобный договор лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, либо содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия. Во-вторых, допустимо воспользоваться правилами антимонопольного законодательства. Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <8> лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу. Кроме того, применимы меры административной ответственности (ст. 14.31, 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Однако указанные выше правила применяются при продаже роботизированных систем между российскими юридическими лицами.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В обоснование такой позиции ВС РФ указал, что неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Установление для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В обоснование такой позиции ВС РФ указал, что неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Установление для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)В связи с обнаружением в действиях компании "Н." признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 28 Федерального закона... "О защите конкуренции", выразившихся в нарушении установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств на осуществление сделки, подлежащей государственному контролю, определением от 25.01.2018 в отношении компании "Н." было возбуждено дело... об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)В связи с обнаружением в действиях компании "Н." признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 28 Федерального закона... "О защите конкуренции", выразившихся в нарушении установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств на осуществление сделки, подлежащей государственному контролю, определением от 25.01.2018 в отношении компании "Н." было возбуждено дело... об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статья: О соотношении гражданско-правового и административного способов обеспечения конкуренции
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)В качестве одной из причин более широкого распространения административного способа защиты конкуренции, по сравнению с гражданско-правовым, можно назвать то, что для заявителя в выборе порядка обжалования нарушений его прав и интересов, связанных с конкуренцией, определяющим является то, что антимонопольный орган осуществляет преследование ответчика в интересах заявителя, а также то, что в настоящее время невозможно возбудить дело об административном правонарушении в сфере конкуренции и привлечь к административной ответственности ответчика в тех случаях, когда факт нарушения антимонопольного законодательства будет установлен судебным актом по обращению заинтересованного лица в суд с заявлением, жалобой.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)В качестве одной из причин более широкого распространения административного способа защиты конкуренции, по сравнению с гражданско-правовым, можно назвать то, что для заявителя в выборе порядка обжалования нарушений его прав и интересов, связанных с конкуренцией, определяющим является то, что антимонопольный орган осуществляет преследование ответчика в интересах заявителя, а также то, что в настоящее время невозможно возбудить дело об административном правонарушении в сфере конкуренции и привлечь к административной ответственности ответчика в тех случаях, когда факт нарушения антимонопольного законодательства будет установлен судебным актом по обращению заинтересованного лица в суд с заявлением, жалобой.