Порядок принятия нормативных правовых актов субъектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок принятия нормативных правовых актов субъектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.36-1 "Использование гражданами земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства" ЗК РФНе умаляя выводов суда, сводящихся к тому, что вышеприведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации именно субъекты Российской Федерации наделены правом принятия нормативного правового акта по определению порядка использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства, а также об отсутствии на федеральном уровне нормативного правового акта по принятию такого порядка, положения которого должны в обязательном порядке учитываться субъектами Российской Федерации при его разработке, судебная коллегия не может согласиться с утверждением суда об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части, поскольку осуществление административным ответчиком таких полномочий не является произвольным и должно осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства о противодействии коррупции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Малоимущность и освобождение от платы за наем по договору социального найма: законодательство, доктрина и судебная практика
(Безик Н.В., Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Все судебные инстанции поддержали позицию прокуратуры, сформулировав следующие важные для нас выводы. Во-первых, обязанность от освобождения от платы за наем малоимущих граждан не поставлена в зависимость от принятия субъектом Российской Федерации нормативно-правового акта, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Во-вторых, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В-третьих, освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном ЖК РФ порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, должно производиться в силу прямого указания закона <2>.
(Безик Н.В., Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Все судебные инстанции поддержали позицию прокуратуры, сформулировав следующие важные для нас выводы. Во-первых, обязанность от освобождения от платы за наем малоимущих граждан не поставлена в зависимость от принятия субъектом Российской Федерации нормативно-правового акта, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в целях освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Во-вторых, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В-третьих, освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) граждан, признанных в установленном ЖК РФ порядке малоимущими, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, должно производиться в силу прямого указания закона <2>.
Статья: Стимулирующие субсидии и действие нормативных правовых актов во времени. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 7 февраля 2022 года N 309-ЭС21-18136
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подобная обязанность производителей возникает в силу принятия публичным субъектом в одностороннем порядке нормативного правового акта, позволяющего выгодоприобретателям требовать непосредственно от производителей льготного предоставления благ. Такие действия публичного субъекта могут привести к тому, что публичный субъект вопреки положениям ст. 8, 35 Конституции осуществляет меры поддержки определенных слоев населения не за свой счет, а за счет других лиц. Передаваемые в виде субсидии средства, соответственно, являются формой уплаты публичным субъектом публичного долга, который образуется в рамках данного публичного правоотношения <6>. Поэтому публичный субъект, приняв нормативный правовой акт, возлагающий на производителей вышеуказанные обязанности, не вправе отказаться от принятия решения о предоставлении производителям субсидии в порядке ст. 78 БК РФ.
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подобная обязанность производителей возникает в силу принятия публичным субъектом в одностороннем порядке нормативного правового акта, позволяющего выгодоприобретателям требовать непосредственно от производителей льготного предоставления благ. Такие действия публичного субъекта могут привести к тому, что публичный субъект вопреки положениям ст. 8, 35 Конституции осуществляет меры поддержки определенных слоев населения не за свой счет, а за счет других лиц. Передаваемые в виде субсидии средства, соответственно, являются формой уплаты публичным субъектом публичного долга, который образуется в рамках данного публичного правоотношения <6>. Поэтому публичный субъект, приняв нормативный правовой акт, возлагающий на производителей вышеуказанные обязанности, не вправе отказаться от принятия решения о предоставлении производителям субсидии в порядке ст. 78 БК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением актов, определенных частью 5 настоящей статьи, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Решение о проведении экспертизы принимается в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением актов, определенных частью 5 настоящей статьи, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Решение о проведении экспертизы принимается в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статья: Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал вопросы конституционности норм федерального законодательства, наделяющих субъекты РФ полномочиями по регламентации отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в порядке реализации положений Федерального закона о публичных мероприятиях <13> (Постановления от 14.02.2013 N 4-П, от 01.11.2019 N 33-П <14>, от 04.06.2020 N 27-П <15>, Определение от 22.04.2014 N 976-О и др.).
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал вопросы конституционности норм федерального законодательства, наделяющих субъекты РФ полномочиями по регламентации отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в порядке реализации положений Федерального закона о публичных мероприятиях <13> (Постановления от 14.02.2013 N 4-П, от 01.11.2019 N 33-П <14>, от 04.06.2020 N 27-П <15>, Определение от 22.04.2014 N 976-О и др.).
Ситуация: Как пенсионеру получить государственную социальную помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Установление видов помощи, оказание которых обязательно на территории РФ, в том числе федеральной социальной доплаты к пенсии, относится к ведению РФ. В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ принимают НПА, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, помощи в виде набора социальных услуг (далее также - НСУ), социальных пособий и субсидий (ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Установление видов помощи, оказание которых обязательно на территории РФ, в том числе федеральной социальной доплаты к пенсии, относится к ведению РФ. В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ принимают НПА, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты помощи, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, помощи в виде набора социальных услуг (далее также - НСУ), социальных пособий и субсидий (ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом в КАС РФ могут быть установлены конкретные условия (например, противоречивость или наличие пробелов в законодательстве, устанавливающих административные процедуры подготовки, принятия, вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти), при выявлении которых суд вправе по своей инициативе принять решение о предварительной защите по соответствующему административному делу. Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", которое допускало "разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков". Таким образом, рассматривался следующий вопрос: имеют ли письменные разъяснения федеральных органов исполнительной власти (в данном случае - по вопросам применения налогового законодательства) нормативный правовой характер, а значит, допустима ли их проверка в порядке судебного оспаривания нормативных правовых актов? Конституционный Суд РФ обосновывал свое решение тем, что акты федеральных органов исполнительной власти, которые обладают нормативными свойствами и содержат разъяснения законодательства, являются, по сути, официальным толкованием конкретных положений законодательства; при этом такие акты могут противоречить их действительному смыслу, что может создавать основу для отказа заинтересованным лицам в судебной защите на основании лишь несоответствия таких актов формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования. Следовательно, акты федеральных органов исполнительной власти, формально не относящиеся к нормативным правовым актам (из-за их формы, субъекта и порядка принятия, регистрации и опубликования), но фактически обладающие нормативными свойствами, посредством которых разъясняются нормы законодательства, могут оспариваться в порядке, установленном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом в КАС РФ могут быть установлены конкретные условия (например, противоречивость или наличие пробелов в законодательстве, устанавливающих административные процедуры подготовки, принятия, вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти), при выявлении которых суд вправе по своей инициативе принять решение о предварительной защите по соответствующему административному делу. Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", которое допускало "разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков". Таким образом, рассматривался следующий вопрос: имеют ли письменные разъяснения федеральных органов исполнительной власти (в данном случае - по вопросам применения налогового законодательства) нормативный правовой характер, а значит, допустима ли их проверка в порядке судебного оспаривания нормативных правовых актов? Конституционный Суд РФ обосновывал свое решение тем, что акты федеральных органов исполнительной власти, которые обладают нормативными свойствами и содержат разъяснения законодательства, являются, по сути, официальным толкованием конкретных положений законодательства; при этом такие акты могут противоречить их действительному смыслу, что может создавать основу для отказа заинтересованным лицам в судебной защите на основании лишь несоответствия таких актов формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти: по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования. Следовательно, акты федеральных органов исполнительной власти, формально не относящиеся к нормативным правовым актам (из-за их формы, субъекта и порядка принятия, регистрации и опубликования), но фактически обладающие нормативными свойствами, посредством которых разъясняются нормы законодательства, могут оспариваться в порядке, установленном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.