Порядок передачи федерального имущества в безвозмездное пользование
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок передачи федерального имущества в безвозмездное пользование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Учредитель казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)...суды верно посчитали, что ФСИН России как учредитель учреждения, принимая решение о передаче недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование обязана согласовать распоряжение недвижимым имуществом федерального учреждения с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном постановлением N 537, то есть лицом, обязанным обеспечить процедуру согласования передачи спорного имущества в безвозмездное пользование, является ФСИН России...
(КонсультантПлюс, 2025)...суды верно посчитали, что ФСИН России как учредитель учреждения, принимая решение о передаче недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование обязана согласовать распоряжение недвижимым имуществом федерального учреждения с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном постановлением N 537, то есть лицом, обязанным обеспечить процедуру согласования передачи спорного имущества в безвозмездное пользование, является ФСИН России...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверка казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)...суды верно посчитали, что ФСИН России как учредитель учреждения, принимая решение о передаче недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование обязано согласовать распоряжение недвижимым имуществом федерального учреждения с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном постановлением N 537, то есть лицом, обязанным обеспечить процедуру согласования передачи спорного имущества в безвозмездное пользование, является ФСИН России...
(КонсультантПлюс, 2025)...суды верно посчитали, что ФСИН России как учредитель учреждения, принимая решение о передаче недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование обязано согласовать распоряжение недвижимым имуществом федерального учреждения с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренном постановлением N 537, то есть лицом, обязанным обеспечить процедуру согласования передачи спорного имущества в безвозмездное пользование, является ФСИН России...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Передача государственного имущества Русской православной церкви: проблемы толкования законов и анализ судебной практики
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)<14> В новой редакции данного Положения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 300, п. 1 был изложен в следующей редакции: "Настоящее Положение определяет порядок передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей), отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации".
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)<14> В новой редакции данного Положения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 300, п. 1 был изложен в следующей редакции: "Настоящее Положение определяет порядок передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей), отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" <54>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Как установлено в ч. 2.1 и 2.2 ст. 3 названного Закона (части введены Федеральным законом от 22 июня 2024 г. N 150-ФЗ <55>), имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не подлежит приватизации (ч. 2.1); сделки приватизации имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются недействительными (ч. 2.2).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" <54>, который согласно ч. 1 его ст. 1 определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Как установлено в ч. 2.1 и 2.2 ст. 3 названного Закона (части введены Федеральным законом от 22 июня 2024 г. N 150-ФЗ <55>), имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не подлежит приватизации (ч. 2.1); сделки приватизации имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются недействительными (ч. 2.2).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой, действуя в нормативном единстве с иными положениями указанного Федерального закона, они служат основанием для решения вопроса о распространении установленного данным Федеральным законом порядка передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозным организациям на помещения в здании, находящемся в муниципальной собственности, построенные не для осуществления и (или) обеспечения определенных видов деятельности религиозных организаций, но впоследствии реконструированные (достроенные под размещение культового сооружения - храма) религиозной организацией с согласия собственника в период длительного безвозмездного пользования этими помещениями для достижения ее уставных целей (до вступления в силу данного Федерального закона).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности определяет Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", в соответствии с которым основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации, представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации (ч. 1 ст. 6).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности определяет Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", в соответствии с которым основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации, представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации (ч. 1 ст. 6).
Статья: Особенности правового регулирования организации местного самоуправления на текущем этапе
(Юркова С.Н.)
("Местное право", 2025, N 1)Федеральным законом от 13.07.2024 N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" базовый Федеральный закон дополнен нормой, предусматривающей передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике <10>. Здесь мы имеем дело с дублированием нормы отраслевого законодательства в законодательстве об организации местного самоуправления. При систематическом применении такого подхода можно "перегрузить" Федеральный закон нормами отраслевого законодательства, что не имеет никакого смысла. И несмотря на то что в норме говорится о передаче соответствующего имущества в безвозмездное владение и пользование, но не в распоряжение, на практике сетевые организации в ряде случаев устанавливают плату за аренду органами местного самоуправления объектов электросетевого хозяйства. Видимо, правильнее было бы обращать внимание на недопущение возможности толкования норм отраслевого законодательства, а не на механическое перенесение их в непрофильные законы.
(Юркова С.Н.)
("Местное право", 2025, N 1)Федеральным законом от 13.07.2024 N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" базовый Федеральный закон дополнен нормой, предусматривающей передачу в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации, действующих в границах субъекта Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации об электроэнергетике <10>. Здесь мы имеем дело с дублированием нормы отраслевого законодательства в законодательстве об организации местного самоуправления. При систематическом применении такого подхода можно "перегрузить" Федеральный закон нормами отраслевого законодательства, что не имеет никакого смысла. И несмотря на то что в норме говорится о передаче соответствующего имущества в безвозмездное владение и пользование, но не в распоряжение, на практике сетевые организации в ряде случаев устанавливают плату за аренду органами местного самоуправления объектов электросетевого хозяйства. Видимо, правильнее было бы обращать внимание на недопущение возможности толкования норм отраслевого законодательства, а не на механическое перенесение их в непрофильные законы.
Статья: Полномочия главы администрации и представительного органа муниципального образования в механизме приватизации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: проблемы взаимодействия
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)При этом следует иметь в виду, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включает в себя, в частности, порядок передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, порядок утверждения планов приватизации объектов муниципальной собственности, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации <17>.
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)При этом следует иметь в виду, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включает в себя, в частности, порядок передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, порядок утверждения планов приватизации объектов муниципальной собственности, установленные в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации <17>.