Порядок осуществления государственного строительного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок осуществления государственного строительного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внеплановая проверка Ростехнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Ненаправление в адрес подрядчика отдельного уведомления о планируемой проверке не может являться нарушением порядка проведения проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора. Следовательно, обязанность по извещению [подрядчика - ред.]... о времени и месте проведения выездной проверки объекта капитального строительства у Управления отсутствовала..."
(КонсультантПлюс, 2025)Ненаправление в адрес подрядчика отдельного уведомления о планируемой проверке не может являться нарушением порядка проведения проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора. Следовательно, обязанность по извещению [подрядчика - ред.]... о времени и месте проведения выездной проверки объекта капитального строительства у Управления отсутствовала..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48.1 "Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты" Градостроительного кодекса РФ"Довод апеллянта о том, что в отношении опасных производственных объектов действует особый порядок государственного строительного надзора, в связи с чем, весь объект в целом признан особо опасным и заключение договора на осуществление авторского надзора обязательно для всего объекта в целом, а не для отдельных его элементов, судом апелляционной инстанции отклоняется, как ошибочный, поскольку согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" автомобильные дороги не включены в перечень особо опасных производственных объектов, так же как и в соответствии с положениями статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой содержится исчерпывающий перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, как на одно из правовых оснований своих исковых требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<4> Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 31 декабря 2019 г. N 201 "Об утверждении порядка осуществления главным управлением Государственного строительного надзора Московской области внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд" // СПС КонсультантПлюс".
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<4> Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 31 декабря 2019 г. N 201 "Об утверждении порядка осуществления главным управлением Государственного строительного надзора Московской области внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд" // СПС КонсультантПлюс".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках государственного строительного надзора уполномоченный орган также не наделен правом проверять наличие членства в СРО у таких застройщиков. Например, действовавший до 01.01.2022 Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора <1> в составе предмета проверки предусматривал надзор за выполнением застройщиком требования о членстве в СРО только в случае самостоятельного осуществления застройщиком строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1.6). При этом действующий на территории Санкт-Петербурга порядок осуществления регионального строительного надзора <2> в качестве предмета государственного строительного надзора называет соблюдение требований, установленных п. 3. ст. 52 ГрК РФ.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по нормативно-техническим актам"Уточнен индикатор риска для строительного надзора: срок ввода объекта в эксплуатацию стал больше (14.10.2025)
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора (23.10.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора (23.10.2025)
Статья: Предписание органа государственного строительного надзора как мера административного пресечения
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако следует учитывать, что предписание выступает мерой административного принуждения. В данном аспекте исследователями отмечается, что оно "всегда исходит от государственного органа и содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия, связанные с возложением на его адресата обязанности совершить определенные действия или воздержаться от их совершения под угрозой применения мер административной ответственности; если предписание не отвечает критерию исполнимости, оно не должно возлагать какие-либо обязанности, а также приводить к ответственности за их неисполнение" <12>. Указанное обусловливает необходимость установления в Законе N 248-ФЗ, а также в нормативных актах, определяющих порядок государственного строительного надзора, обязанности органа контроля (надзора) осуществить оценку реальной возможности исполнить предписание в указанный в нем срок, что должно свидетельствовать о наличии у предписания свойства исполнимости.
(Зубков А.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Однако следует учитывать, что предписание выступает мерой административного принуждения. В данном аспекте исследователями отмечается, что оно "всегда исходит от государственного органа и содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия, связанные с возложением на его адресата обязанности совершить определенные действия или воздержаться от их совершения под угрозой применения мер административной ответственности; если предписание не отвечает критерию исполнимости, оно не должно возлагать какие-либо обязанности, а также приводить к ответственности за их неисполнение" <12>. Указанное обусловливает необходимость установления в Законе N 248-ФЗ, а также в нормативных актах, определяющих порядок государственного строительного надзора, обязанности органа контроля (надзора) осуществить оценку реальной возможности исполнить предписание в указанный в нем срок, что должно свидетельствовать о наличии у предписания свойства исполнимости.
Статья: Контроль за строительной продукцией в обращении
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Минэкономразвития России утверждает, что через механизм строительного контроля в рамках государственного строительного надзора осуществляется в том числе и контроль за соблюдением требований к строительным материалам, поскольку, по мнению Минэкономразвития России, предметом государственного строительного надзора является соблюдение требований к порядку осуществления строительного контроля.
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2023, N 3)Минэкономразвития России утверждает, что через механизм строительного контроля в рамках государственного строительного надзора осуществляется в том числе и контроль за соблюдением требований к строительным материалам, поскольку, по мнению Минэкономразвития России, предметом государственного строительного надзора является соблюдение требований к порядку осуществления строительного контроля.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9, 10. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи по общему правилу федеральный государственный строительный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Однако в случаях, установленных ч. 10 комментируемой статьи, при строительстве, реконструкции объектов особой важности, перечень которых в ней дан, государственный строительный надзор осуществляется иными федеральными органами исполнительной власти. Например, Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и т.д. В качестве примера можно привести Приказ Министра обороны РФ от 10.01.2022 N 6 "Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9, 10. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи по общему правилу федеральный государственный строительный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Однако в случаях, установленных ч. 10 комментируемой статьи, при строительстве, реконструкции объектов особой важности, перечень которых в ней дан, государственный строительный надзор осуществляется иными федеральными органами исполнительной власти. Например, Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и т.д. В качестве примера можно привести Приказ Министра обороны РФ от 10.01.2022 N 6 "Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил Российской Федерации, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации".