Порча земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Порча земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 42 "Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков" ЗК РФУказанная обязанность вытекает из смысла статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которых целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФУказанная обязанность вытекает из смысла статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которых целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порча земли (ст. 254 УК РФ): проблемы конструирования и практики применения, уголовно-правовая характеристика состава преступления
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Категория подвергающихся порче земель (сельскохозяйственные, обороны, лесные, рекреационные, населенных пунктов и т.д.) по смыслу ст. 254 УК РФ значения не имеет. Не имеет значения и то, являются земли, которые портят, освоенными или нет, в чьей собственности они находятся, поскольку ст. 3, 6, 7 ЗК РФ не делают в этом плане никаких исключений.
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Категория подвергающихся порче земель (сельскохозяйственные, обороны, лесные, рекреационные, населенных пунктов и т.д.) по смыслу ст. 254 УК РФ значения не имеет. Не имеет значения и то, являются земли, которые портят, освоенными или нет, в чьей собственности они находятся, поскольку ст. 3, 6, 7 ЗК РФ не делают в этом плане никаких исключений.
Статья: Объекты самовольного строительства: взгляд со стороны контрольно-надзорных органов
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Однако ОМСУ имеют достаточно большое число полномочий, которые едва ли сопряжены с выявлением объектов самовольного строительства, например совершение действий, направленных на улучшение угодий, предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения. Пожалуй, к полномочиям, которые имеют отношение к выявлению объектов самовольного строительства, можно причислить соблюдение норм использования земель, их целевого назначения, исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации. Однако первое полномочие сильно ограничено позицией ВС РФ, изложенной в пункте 19 Постановления пленума N 44, согласно которой нецелевое использование объекта не означает, что он относится к объектам самовольного строительства. То есть еще на стадии строительства нужно обосновать, что возводится объект ненадлежащего целевого назначения, что в значительной степени сложно.
(Чеготова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Однако ОМСУ имеют достаточно большое число полномочий, которые едва ли сопряжены с выявлением объектов самовольного строительства, например совершение действий, направленных на улучшение угодий, предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения. Пожалуй, к полномочиям, которые имеют отношение к выявлению объектов самовольного строительства, можно причислить соблюдение норм использования земель, их целевого назначения, исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации. Однако первое полномочие сильно ограничено позицией ВС РФ, изложенной в пункте 19 Постановления пленума N 44, согласно которой нецелевое использование объекта не означает, что он относится к объектам самовольного строительства. То есть еще на стадии строительства нужно обосновать, что возводится объект ненадлежащего целевого назначения, что в значительной степени сложно.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Полагаем, что любое правонарушение, в том числе и преступление, и административное правонарушение, является общественно вредным деянием. Общественная вредность правонарушения может заключаться в причинении вследствие его совершения реального вреда охраняемым нормами права общественным отношениям, а именно: 1) физического (лишение человека жизни, причинение вреда его здоровью); 2) имущественного (лишение лица имущества, его повреждение); 3) морального (причинение душевных, нравственных страданий); 4) репутационного (унижение чести, достоинства человека, подрыв деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя); 5) организационного (нарушение установленного порядка функционирования органов публичной власти, организаций, транспортно-логистической, жилищно-коммунальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения населения и т.п.) либо в создании угрозы причинения такого вреда. Таким образом, базовым понятием при характеристике любых видов правонарушений, в том числе административных, является причинение ими вреда или создание угрозы его причинения. Далее же возникает вопрос лишь о степени вредности того или иного правонарушения. В зависимости от этого показателя законодатель и относит те или иные деяния к категории преступлений или административных правонарушений, которые, в свою очередь, также дифференцируются по степени общественной вредности на определенные категории (преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, малозначительные и грубые административные правонарушения и т.п.). Сложившееся в течение многих десятилетий в науке отечественного административного права понимание административного правонарушения как общественно вредного, а преступления как общественно опасного деяния в настоящее время уже не соответствует реальной правовой действительности, поскольку, как уже было отмечено выше, многие предусмотренные Особенной частью действующего КоАП РФ правонарушения являются не менее опасными, чем некоторые преступления. В частности, имеются в виду административные правонарушения, совершение которых влечет причинение реального вреда здоровью людей (например, причинение телесных повреждений), окружающей среде (например, загрязнение сельскохозяйственных земель, водных объектов), общественной безопасности (например, возникновение пожара) либо создает реальную угрозу его возникновения.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Полагаем, что любое правонарушение, в том числе и преступление, и административное правонарушение, является общественно вредным деянием. Общественная вредность правонарушения может заключаться в причинении вследствие его совершения реального вреда охраняемым нормами права общественным отношениям, а именно: 1) физического (лишение человека жизни, причинение вреда его здоровью); 2) имущественного (лишение лица имущества, его повреждение); 3) морального (причинение душевных, нравственных страданий); 4) репутационного (унижение чести, достоинства человека, подрыв деловой репутации юридического лица или индивидуального предпринимателя); 5) организационного (нарушение установленного порядка функционирования органов публичной власти, организаций, транспортно-логистической, жилищно-коммунальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечения населения и т.п.) либо в создании угрозы причинения такого вреда. Таким образом, базовым понятием при характеристике любых видов правонарушений, в том числе административных, является причинение ими вреда или создание угрозы его причинения. Далее же возникает вопрос лишь о степени вредности того или иного правонарушения. В зависимости от этого показателя законодатель и относит те или иные деяния к категории преступлений или административных правонарушений, которые, в свою очередь, также дифференцируются по степени общественной вредности на определенные категории (преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, малозначительные и грубые административные правонарушения и т.п.). Сложившееся в течение многих десятилетий в науке отечественного административного права понимание административного правонарушения как общественно вредного, а преступления как общественно опасного деяния в настоящее время уже не соответствует реальной правовой действительности, поскольку, как уже было отмечено выше, многие предусмотренные Особенной частью действующего КоАП РФ правонарушения являются не менее опасными, чем некоторые преступления. В частности, имеются в виду административные правонарушения, совершение которых влечет причинение реального вреда здоровью людей (например, причинение телесных повреждений), окружающей среде (например, загрязнение сельскохозяйственных земель, водных объектов), общественной безопасности (например, возникновение пожара) либо создает реальную угрозу его возникновения.
Статья: Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с муниципальной властью в вопросах регулирования недропользования (на примере Кемеровской области - Кузбасса)
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Зависимость от добычи имеет ряд негативных эффектов, поэтому регионы стремятся ее преодолевать, в том числе путем принятия государством и региональными органами управления качественных комплексных управленческих решений, включая пересмотр правовой составляющей модели управления недропользованием: традиционно распределение недр было в компетенции федеральных органов власти, а субъекты федерации осуществляли согласовательную, совещательную функции. Порой недостаточной была проработка вопроса неизбежных потерь, возникающих при вовлечении территорий в недропользование, в том числе порча сельскохозяйственных земель, задействование территорий коренных и малочисленных народов, разрушение водной экосистемы и проч. Как следствие, занятая недропользованием земная поверхность менялась навсегда, заставляя меняться и социально-экономический быт проживающего там населения.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)Зависимость от добычи имеет ряд негативных эффектов, поэтому регионы стремятся ее преодолевать, в том числе путем принятия государством и региональными органами управления качественных комплексных управленческих решений, включая пересмотр правовой составляющей модели управления недропользованием: традиционно распределение недр было в компетенции федеральных органов власти, а субъекты федерации осуществляли согласовательную, совещательную функции. Порой недостаточной была проработка вопроса неизбежных потерь, возникающих при вовлечении территорий в недропользование, в том числе порча сельскохозяйственных земель, задействование территорий коренных и малочисленных народов, разрушение водной экосистемы и проч. Как следствие, занятая недропользованием земная поверхность менялась навсегда, заставляя меняться и социально-экономический быт проживающего там населения.