Попечительский совет обрАзовательной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Попечительский совет обрАзовательной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Управление образовательной организацией осуществляется также с учетом особенностей, установленных комментируемым Законом, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В ранее действовавшем законодательстве об образовании использовался термин "единоначалие и самоуправление", формами самоуправления являлись совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. (см. п. 2 ст. 35 Закон РФ "Об образовании").
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Управление образовательной организацией осуществляется также с учетом особенностей, установленных комментируемым Законом, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В ранее действовавшем законодательстве об образовании использовался термин "единоначалие и самоуправление", формами самоуправления являлись совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. (см. п. 2 ст. 35 Закон РФ "Об образовании").
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Особенностями обладает система органов управления АНО, функционирующих в сфере образования. Так, в силу п. 4 ст. 26 Закона об образовании <28> в АНО - образовательной организации должны быть сформированы такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). Также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные Законом об образовании и уставом.
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Особенностями обладает система органов управления АНО, функционирующих в сфере образования. Так, в силу п. 4 ст. 26 Закона об образовании <28> в АНО - образовательной организации должны быть сформированы такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). Также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные Законом об образовании и уставом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"93) Федеральный закон от 6 ноября 2011 года N 290-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части деятельности попечительских советов образовательных учреждений высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6320);
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"93) Федеральный закон от 6 ноября 2011 года N 290-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части деятельности попечительских советов образовательных учреждений высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6320);
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 02.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"Согласно части 1 статьи 89 Закона об образовании управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Пунктом 7 части 3 статьи 44 Закона об образовании определено, что родители имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией (родительский комитет, попечительский совет и др.).
(ред. от 02.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"Согласно части 1 статьи 89 Закона об образовании управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Пунктом 7 части 3 статьи 44 Закона об образовании определено, что родители имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией (родительский комитет, попечительский совет и др.).
Вопрос: Какие требования предъявляются к составлению программы развития образовательной организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 5.2 ст. 26 Закона об образовании рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации осуществляет попечительский совет, формирующийся в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями (за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 5.2 ст. 26 Закона об образовании рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации осуществляет попечительский совет, формирующийся в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями (за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка).
Статья: Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)5. Активное привлечение выпускников вузов, являющихся международными специалистами и имеющих высокие рейтинги профессиональных активностей за рубежом. Такие выпускники могут входить в наблюдательные и попечительские советы вузов, чтобы осуществлять различные формы поддержки и продвижения вузов.
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)5. Активное привлечение выпускников вузов, являющихся международными специалистами и имеющих высокие рейтинги профессиональных активностей за рубежом. Такие выпускники могут входить в наблюдательные и попечительские советы вузов, чтобы осуществлять различные формы поддержки и продвижения вузов.
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе "Об образовании" допускается право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Однако эта процедура сводится к регулированию локальными актами образовательной организации (ч. 2 ст. 65), что наделяет последнюю необоснованно широкими пределами усмотрения в вопросах льготного оказания присмотра и ухода. Например, за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата за присмотр и уход не взимается (решение Совета народных депутатов города Коврова от 30.08.2017 N 196 (ред. от 28.06.2023) "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город Ковров Владимирской области, а также организации отдыха детей в каникулярное время"). Не взимается плата за детей, оба или один из родителей которых являются инвалидами I или II группы и не имеют других доходов, кроме пенсии (ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 г. N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике").
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе "Об образовании" допускается право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Однако эта процедура сводится к регулированию локальными актами образовательной организации (ч. 2 ст. 65), что наделяет последнюю необоснованно широкими пределами усмотрения в вопросах льготного оказания присмотра и ухода. Например, за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата за присмотр и уход не взимается (решение Совета народных депутатов города Коврова от 30.08.2017 N 196 (ред. от 28.06.2023) "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город Ковров Владимирской области, а также организации отдыха детей в каникулярное время"). Не взимается плата за детей, оба или один из родителей которых являются инвалидами I или II группы и не имеют других доходов, кроме пенсии (ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 г. N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике").