Понятие правового государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие правового государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое государство как динамичное явление: новый подход к концепции
(Ву Дык Зунг)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)1. Правовое государство как тип государства
(Ву Дык Зунг)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)1. Правовое государство как тип государства
Статья: Особенности миграционной политики современного правового государства
(Раков К.А.)
("Миграционное право", 2024, N 2)1. Определение понятия "правовое государство", которое можно будет взять как рабочее в рамках такого исследования, не претендующее на универсальность в отношении других проблематик, но и не обладающее теми "экстравагантными" характеристиками, которые уводят в сторону от устоявшегося мейнстрима в понимании данной теоретико-правовой модели.
(Раков К.А.)
("Миграционное право", 2024, N 2)1. Определение понятия "правовое государство", которое можно будет взять как рабочее в рамках такого исследования, не претендующее на универсальность в отношении других проблематик, но и не обладающее теми "экстравагантными" характеристиками, которые уводят в сторону от устоявшегося мейнстрима в понимании данной теоретико-правовой модели.
Статья: Общие и уникальные признаки правового государства и их соотношение с принципами правового государства
(Мандрыка Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)По нашему мнению, при рассмотрении проблемы определения правового государства необходимо изучить не только признаки, выражающие его качественную, сущностную характеристику, но и принципы современного правового государства, что, несомненно, более подробно раскрывает понятие "правовое государство". Здесь следует подчеркнуть, что, исследуя классификацию принципов правового государства, ученые отмечают, что в юридической литературе не сложилось единого мнения о принципах современного правового государства, обращают внимание на то, что к принципам современного правового государства с позиций юридического позитивизма следует относить те, которые находят свое закрепление в национальном праве <13>. К таким принципам правового государства ученые относят принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип соблюдения прав и свобод личности и др. <14>
(Мандрыка Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)По нашему мнению, при рассмотрении проблемы определения правового государства необходимо изучить не только признаки, выражающие его качественную, сущностную характеристику, но и принципы современного правового государства, что, несомненно, более подробно раскрывает понятие "правовое государство". Здесь следует подчеркнуть, что, исследуя классификацию принципов правового государства, ученые отмечают, что в юридической литературе не сложилось единого мнения о принципах современного правового государства, обращают внимание на то, что к принципам современного правового государства с позиций юридического позитивизма следует относить те, которые находят свое закрепление в национальном праве <13>. К таким принципам правового государства ученые относят принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип соблюдения прав и свобод личности и др. <14>
Статья: Суд в уголовно-процессуальной организации противодействия преступности
(Левченко О.В.)
("Российский судья", 2024, N 3)Состязательная концепция правовой организации противодействия преступности сейчас подвергается критике со стороны тех, кто утверждает, что уголовный процесс является правовым инструментом государства <5>. Полагаем, что подобный "инструментальный" подход к трактовке уголовного процесса есть риторический прием, который имеет целью подорвать основу понятия правового государства: разделения его властей. Государство не должно пониматься как некий единый судебно-следственно-обвинительный орган, который в уголовно-процессуальном порядке применяет нормы уголовного закона к лицам, совершившим преступления. Государство представлено в процессе в виде исполнительной - обвинительной (обвинительно-следственной власти) и судебной властей. При этом суд позиционируется как независимый от обвинительно-следственной власти орган, который равно беспристрастен позиции и утверждениям как стороны обвинения в лице представителей обвинительно-следственной власти, так и стороны защиты. Независимость и объективность суда в уголовно-правовом споре между обвинительной властью и лицом, обвиняемым ею в совершении преступления, есть основа правопорядка и правового государства.
(Левченко О.В.)
("Российский судья", 2024, N 3)Состязательная концепция правовой организации противодействия преступности сейчас подвергается критике со стороны тех, кто утверждает, что уголовный процесс является правовым инструментом государства <5>. Полагаем, что подобный "инструментальный" подход к трактовке уголовного процесса есть риторический прием, который имеет целью подорвать основу понятия правового государства: разделения его властей. Государство не должно пониматься как некий единый судебно-следственно-обвинительный орган, который в уголовно-процессуальном порядке применяет нормы уголовного закона к лицам, совершившим преступления. Государство представлено в процессе в виде исполнительной - обвинительной (обвинительно-следственной власти) и судебной властей. При этом суд позиционируется как независимый от обвинительно-следственной власти орган, который равно беспристрастен позиции и утверждениям как стороны обвинения в лице представителей обвинительно-следственной власти, так и стороны защиты. Независимость и объективность суда в уголовно-правовом споре между обвинительной властью и лицом, обвиняемым ею в совершении преступления, есть основа правопорядка и правового государства.
Статья: Концепция единой системы публичной власти
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Формальный, абстрактный подход к анализу уровня развития демократии в конкретно-историческом обществе заключается в постулировании тезиса о том, что демократия - это власть народа, с последующим рассуждением о том, какой она должна быть, и цитированием статей правовых актов, в которых упоминается термин "демократия". При этом утверждается, что признаками демократизма в деятельности элементов единой системы публичной власти являются: признание принципов разделения властей и принципа плюрализма (политического многообразия), нормативное закрепление института местного самоуправления <7>, наличие в законодательстве понятия "правовое государство" <8>, провозглашение в правовых актах высшей ценностью формальных прав и свобод человека <9> и т.д. Как видится, такие рассуждения могут иметь некоторую ценность при моделировании "идеального (абстрактного)" общества в "идеальной (абстрактной)" социально-экономической среде, в которой осуществляют деятельность абстрактные физические лица. Однако попытки с этих позиций делать выводы о конкретно-исторических жизненных обстоятельствах завершаются празднословием, так как при решении конкретных (материальных) задач идеалистические методы не доказывают своей эффективности.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Формальный, абстрактный подход к анализу уровня развития демократии в конкретно-историческом обществе заключается в постулировании тезиса о том, что демократия - это власть народа, с последующим рассуждением о том, какой она должна быть, и цитированием статей правовых актов, в которых упоминается термин "демократия". При этом утверждается, что признаками демократизма в деятельности элементов единой системы публичной власти являются: признание принципов разделения властей и принципа плюрализма (политического многообразия), нормативное закрепление института местного самоуправления <7>, наличие в законодательстве понятия "правовое государство" <8>, провозглашение в правовых актах высшей ценностью формальных прав и свобод человека <9> и т.д. Как видится, такие рассуждения могут иметь некоторую ценность при моделировании "идеального (абстрактного)" общества в "идеальной (абстрактной)" социально-экономической среде, в которой осуществляют деятельность абстрактные физические лица. Однако попытки с этих позиций делать выводы о конкретно-исторических жизненных обстоятельствах завершаются празднословием, так как при решении конкретных (материальных) задач идеалистические методы не доказывают своей эффективности.
Статья: Влияние принципа правового государства на исполнение арбитражных решений против бюджета
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Несмотря на множество существующих пониманий правового государства <26>, закрепленное в Конституции Российской Федерации понятие правового государства не может быть признано абстрактной категорией, наполнение которой зависит от политических или социально-экономических воззрений лица, обращающегося к указанной статье. Данный термин имеет конкретное значение, задаваемое другими нормами Конституции Российской Федерации.
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)Несмотря на множество существующих пониманий правового государства <26>, закрепленное в Конституции Российской Федерации понятие правового государства не может быть признано абстрактной категорией, наполнение которой зависит от политических или социально-экономических воззрений лица, обращающегося к указанной статье. Данный термин имеет конкретное значение, задаваемое другими нормами Конституции Российской Федерации.
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)В тексте Конституции нашли отражение и собственные уникальные "находки", отражающие социокультурные ценности российского народа. Например, положения ч. 3 ст. 38, согласно которой трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Новаторским подходом отмечена не только гл. 2 о правах и свободах человека и гражданина. В текст Конституции 1993 г. были введены такие новые для отечественного конституционного права понятия, как "правовое государство", "социальное государство", "государственная власть... на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", "идеологическое многообразие", "политическое многообразие, многопартийность", "местное самоуправление", "светское государство". Получили закрепление собственная форма президентско-парламентской республики, модель федеративных отношений, предусматривающая в том числе создание сложноустроенных субъектов (краев, областей, имеющих в своем составе другие субъекты Федерации), правовые параметры самоопределения и самоорганизация этносов.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)В тексте Конституции нашли отражение и собственные уникальные "находки", отражающие социокультурные ценности российского народа. Например, положения ч. 3 ст. 38, согласно которой трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Новаторским подходом отмечена не только гл. 2 о правах и свободах человека и гражданина. В текст Конституции 1993 г. были введены такие новые для отечественного конституционного права понятия, как "правовое государство", "социальное государство", "государственная власть... на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", "идеологическое многообразие", "политическое многообразие, многопартийность", "местное самоуправление", "светское государство". Получили закрепление собственная форма президентско-парламентской республики, модель федеративных отношений, предусматривающая в том числе создание сложноустроенных субъектов (краев, областей, имеющих в своем составе другие субъекты Федерации), правовые параметры самоопределения и самоорганизация этносов.
Статья: Влияние цифровизации на развитие доктрины конституционного права
(Артемова С.Т.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Если рассматривать две основные теоретические концепции правового государства - формальную, связанную с теорией правового позитивизма и фокусирующуюся на эффективности и предсказуемости правовых процедур, и содержательную трактовку, связанную с теорией естественного права и концентрирующуюся на проблеме справедливости писаного права, - то нетрудно заметить, что процесс цифровой трансформации, формализующий и делающий прозрачными процедуры реализации права, несомненно, способствует развитию правового государства. Сторонники естественно-правовой трактовки понятия правового государства, в свою очередь, делают акцент на новых возможных опасностях по вмешательству государства или крупных корпораций в личную жизнь человека. Отмечается, что с использованием новых цифровых технологий при формальном соблюдении всех конституционных прав возможно размытие или даже необратимое ущемление права на неприкосновенность личной жизни, неприкосновенность переписки, достоинства личности, свободу совести, свободу слова и печати и т.п.
(Артемова С.Т.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Если рассматривать две основные теоретические концепции правового государства - формальную, связанную с теорией правового позитивизма и фокусирующуюся на эффективности и предсказуемости правовых процедур, и содержательную трактовку, связанную с теорией естественного права и концентрирующуюся на проблеме справедливости писаного права, - то нетрудно заметить, что процесс цифровой трансформации, формализующий и делающий прозрачными процедуры реализации права, несомненно, способствует развитию правового государства. Сторонники естественно-правовой трактовки понятия правового государства, в свою очередь, делают акцент на новых возможных опасностях по вмешательству государства или крупных корпораций в личную жизнь человека. Отмечается, что с использованием новых цифровых технологий при формальном соблюдении всех конституционных прав возможно размытие или даже необратимое ущемление права на неприкосновенность личной жизни, неприкосновенность переписки, достоинства личности, свободу совести, свободу слова и печати и т.п.
Статья: Идея правового государства в контексте различных концептуально-правовых подходов (четыре модели правового государства)
(Лобач Д.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)<2> Антонов М.В. Об определении понятия "правовое государство" // Журнал Высшей школы экономики. 2010. N. 3. С. 133; Раянов Ф.М. Теория правового государства в России: состояние, пути переосмысления // Lex russica. 2015. N 8. С. 16.
(Лобач Д.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)<2> Антонов М.В. Об определении понятия "правовое государство" // Журнал Высшей школы экономики. 2010. N. 3. С. 133; Раянов Ф.М. Теория правового государства в России: состояние, пути переосмысления // Lex russica. 2015. N 8. С. 16.
Статья: Проблема судебного правотворчества в материалах Конституционного совещания
(Манжосов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Авторы Конституции, стало быть, не имели намерения раз и навсегда исключить судебный прецедент из числа источников права. Ничто в материалах Конституционного совещания также не свидетельствует и о том, что признание доктрины прецедента возможно только при наличии прямого указания со стороны законодателя. Правило о подчинении судей только Конституции и закону, по его грамматическому смыслу, вполне открыто для теории, согласно которой следование прецеденту - это необходимость, вытекающая из подчинения конституционному принципу правовой определенности как элементу понятий правового государства и равенства перед законом и судом. Сможет ли эта теория взять верх в континентальной юриспруденции - вопрос, дать ответ на который способно только время.
(Манжосов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Авторы Конституции, стало быть, не имели намерения раз и навсегда исключить судебный прецедент из числа источников права. Ничто в материалах Конституционного совещания также не свидетельствует и о том, что признание доктрины прецедента возможно только при наличии прямого указания со стороны законодателя. Правило о подчинении судей только Конституции и закону, по его грамматическому смыслу, вполне открыто для теории, согласно которой следование прецеденту - это необходимость, вытекающая из подчинения конституционному принципу правовой определенности как элементу понятий правового государства и равенства перед законом и судом. Сможет ли эта теория взять верх в континентальной юриспруденции - вопрос, дать ответ на который способно только время.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<7> См.: Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004; Долинская В.В. Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями: гл. 11 // Стратегия модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной инновационной экономики: Монография / Под ред. Р.М. Нуреева, А.О. Иншаковой, В.В. Сорокожердьева. М.: Современная экономика и право, 2012.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<7> См.: Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004; Долинская В.В. Транснациональные корпорации: определения, признаки, соотношение со смежными понятиями: гл. 11 // Стратегия модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной инновационной экономики: Монография / Под ред. Р.М. Нуреева, А.О. Иншаковой, В.В. Сорокожердьева. М.: Современная экономика и право, 2012.
Статья: 70 лет Европейской конвенции по правам человека: важные даты и значительные достижения. Вступительное слово Линос-Александра Сицилианоса, Председателя Европейского суда по правам человека (2019 - 2020 гг.)
(Сицилианос Л.-А.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 3)Правовое государство является еще одной основополагающей ценностью, которая характеризует европейскую правовую идентичность. В ряде дел Европейский суд заявил, что понятие "правовое государство", или "верховенство права", лежит в основе всей Конвенции <42>. Это понятие фигурирует, таким образом, не только в преамбуле к Конвенции. Посредством своей прецедентной практики Европейский суд возвел его в нормативный принцип, присущий почти всем положениям Конвенции. Следует, однако, помнить, что правовое государство не является государством какого угодно права. Внутригосударственное право должно обладать определенным нормативным качеством и отражать основополагающие ценности и права, закрепленные Конвенцией.
(Сицилианос Л.-А.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 3)Правовое государство является еще одной основополагающей ценностью, которая характеризует европейскую правовую идентичность. В ряде дел Европейский суд заявил, что понятие "правовое государство", или "верховенство права", лежит в основе всей Конвенции <42>. Это понятие фигурирует, таким образом, не только в преамбуле к Конвенции. Посредством своей прецедентной практики Европейский суд возвел его в нормативный принцип, присущий почти всем положениям Конвенции. Следует, однако, помнить, что правовое государство не является государством какого угодно права. Внутригосударственное право должно обладать определенным нормативным качеством и отражать основополагающие ценности и права, закрепленные Конвенцией.