Понятие локального нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие локального нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Страховые взносы (пенсионные взносы, взносы на ОМС и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством): Контролирующий орган доначислил взносы на оплату путевки, лечения, проезда в отпуск, матпомощь, вознаграждение к празднику и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды удовлетворяют требование, если устанавливают, в частности, что выплата является социальной, то есть предусмотрена в качестве таковой в коллективном договоре и (или) локальном нормативном акте, и не отвечает понятию заработной платы (оплаты труда).
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды удовлетворяют требование, если устанавливают, в частности, что выплата является социальной, то есть предусмотрена в качестве таковой в коллективном договоре и (или) локальном нормативном акте, и не отвечает понятию заработной платы (оплаты труда).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы7. Обязательные локальные нормативные акты организации:
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
(ред. от 29.09.2025)Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
Статья: Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)§ 1. О понятии локального нормативного акта
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)§ 1. О понятии локального нормативного акта
Готовое решение: Как установить работнику подвижной характер работы
(КонсультантПлюс, 2025)Если для вашей организации нормативно такое понятие не закреплено, в частности, в отраслевом соглашении, рекомендуем предусмотреть его, например, в локальном нормативном акте (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если для вашей организации нормативно такое понятие не закреплено, в частности, в отраслевом соглашении, рекомендуем предусмотреть его, например, в локальном нормативном акте (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Готовое решение: Какие особенности увольнения молодого специалиста (молодого работника)
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, чтобы определить, кто именно может быть отнесен к молодым специалистам (молодым работникам) в вашем случае, необходимо проверить, есть ли специальный нормативный правовой акт о работе молодых специалистов (молодых работников), который распространяется на вашу организацию, и руководствоваться им. При необходимости можете закрепить понятия "молодой специалист", "молодой работник" в локальном нормативном акте - главное, чтобы они не ухудшали положение таких работников по сравнению с законом, иными нормативными правовыми актами (ч. 1, 2 ст. 5, ч. 1 ст. 8, ст. 9, ч. 1, 2 ст. 22 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, чтобы определить, кто именно может быть отнесен к молодым специалистам (молодым работникам) в вашем случае, необходимо проверить, есть ли специальный нормативный правовой акт о работе молодых специалистов (молодых работников), который распространяется на вашу организацию, и руководствоваться им. При необходимости можете закрепить понятия "молодой специалист", "молодой работник" в локальном нормативном акте - главное, чтобы они не ухудшали положение таких работников по сравнению с законом, иными нормативными правовыми актами (ч. 1, 2 ст. 5, ч. 1 ст. 8, ст. 9, ч. 1, 2 ст. 22 ТК РФ).
Статья: Локальные (внутренние) нормативные акты: виды документов, назначение, жизненный цикл
(Янковая В.Ф.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Понятие "локальный нормативный акт" - относительно новое. В законодательстве это понятие было впервые использовано в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ), в статье 5 которого установлено, что наряду с законодательством "трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права", а в статье 8 говорится о том, что локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимают работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами <1>. Из положений этих статей ТК РФ следует, что ЛНА - это документ, устанавливающий (содержащий) нормы, действующие в пределах одной организации (в рамках трудовых отношений - это нормы трудового права). Соответствующим образом можно говорить о ЛНА, устанавливающих нормы в других сферах (направлениях) деятельности организации (охрана труда, финансовое обеспечение, бухгалтерский учет и отчетность, закупки и др.). Обобщая, можно сказать, что ЛНА - нормативный документ организации, то есть документ, устанавливающий нормы, реализуемые в деятельности организации (в данном случае не играет роли тип организации, ее организационно-правовая форма, структура, численность, наличие филиалов и другие особенности).
(Янковая В.Ф.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Понятие "локальный нормативный акт" - относительно новое. В законодательстве это понятие было впервые использовано в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ), в статье 5 которого установлено, что наряду с законодательством "трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права", а в статье 8 говорится о том, что локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимают работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами <1>. Из положений этих статей ТК РФ следует, что ЛНА - это документ, устанавливающий (содержащий) нормы, действующие в пределах одной организации (в рамках трудовых отношений - это нормы трудового права). Соответствующим образом можно говорить о ЛНА, устанавливающих нормы в других сферах (направлениях) деятельности организации (охрана труда, финансовое обеспечение, бухгалтерский учет и отчетность, закупки и др.). Обобщая, можно сказать, что ЛНА - нормативный документ организации, то есть документ, устанавливающий нормы, реализуемые в деятельности организации (в данном случае не играет роли тип организации, ее организационно-правовая форма, структура, численность, наличие филиалов и другие особенности).
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В статье анализируются взгляды на внутриведомственные нормативные документы в аспекте соотношения понятий "нормативный правовой акт" и "локальный нормативный акт" в законодательстве, деятельности Минюста России, практике судебного нормоконтроля и юридической литературе. Обращаясь к проводимому в науке делению ведомственных нормативных актов на общеобязательные и внутриведомственные, автор исходит из синонимичности понятий "нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина", "нормативный правовой акт, обязательный для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц" и "общеобязательный нормативный акт". Обосновывается, что внутриведомственные нормативные документы нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку они распространяются на определенный круг лиц и их действие не выходит за пределы соответствующего ведомства. Рассматривая конкретные ведомственные нормативные акты, зарегистрированные Минюстом России или оспоренные в Верховном Суде Российской Федерации, автор показывает невозможность отнесения их к общеобязательным нормативным актам, в том числе приводя в пример аналогичные документы, изданные субъектами, не уполномоченными осуществлять нормативно-правовое регулирование. Предлагается отказаться от практики государственной регистрации внутриведомственных нормативных документов, отмечается выгодность данной меры с практической точки зрения.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)В статье анализируются взгляды на внутриведомственные нормативные документы в аспекте соотношения понятий "нормативный правовой акт" и "локальный нормативный акт" в законодательстве, деятельности Минюста России, практике судебного нормоконтроля и юридической литературе. Обращаясь к проводимому в науке делению ведомственных нормативных актов на общеобязательные и внутриведомственные, автор исходит из синонимичности понятий "нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина", "нормативный правовой акт, обязательный для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц" и "общеобязательный нормативный акт". Обосновывается, что внутриведомственные нормативные документы нельзя считать нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку они распространяются на определенный круг лиц и их действие не выходит за пределы соответствующего ведомства. Рассматривая конкретные ведомственные нормативные акты, зарегистрированные Минюстом России или оспоренные в Верховном Суде Российской Федерации, автор показывает невозможность отнесения их к общеобязательным нормативным актам, в том числе приводя в пример аналогичные документы, изданные субъектами, не уполномоченными осуществлять нормативно-правовое регулирование. Предлагается отказаться от практики государственной регистрации внутриведомственных нормативных документов, отмечается выгодность данной меры с практической точки зрения.