Понятие и признаки административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие и признаки административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2.7 "Крайняя необходимость" КоАП РФ"Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, указывает на три условия, при наличии которых действия лица, образующие состав административного правонарушения, не могут служить основанием для привлечения его к административной ответственности в связи с отсутствием признака вины, такие как наличие реальной опасности для охраняемых законом интересов, невозможность устранения опасности иными средствами, чем причинение вреда правоохраняемым интересам, причиненный вред не может быть более значительным, чем предотвращенный.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024 N 16АП-1573/2024 по делу N А20-1107/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Учитывая, что процесс переработки лежалых кеков - отходов шламохранилища производства путем отчистки от тины и шлаков не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Закона N 89-ФЗ, суд правильно заключил о недоказанности наличия в действиях должностного лица общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Учитывая, что процесс переработки лежалых кеков - отходов шламохранилища производства путем отчистки от тины и шлаков не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Закона N 89-ФЗ, суд правильно заключил о недоказанности наличия в действиях должностного лица общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный принцип законности как основа регулирования административной деятельности органов публичного управления
(Вологдин А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<10> См., например: Савостин А.А. Принцип законности в системе принципов административной ответственности: понятие, признаки, элементы и особенности // Административная ответственность. Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. N 4 (31). С. 197.
(Вологдин А.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 5)<10> См., например: Савостин А.А. Принцип законности в системе принципов административной ответственности: понятие, признаки, элементы и особенности // Административная ответственность. Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. N 4 (31). С. 197.
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере лицензирования: некоторые материально-правовые и процессуально-правовые проблемы
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<8> См.: Савостин А.А. Принцип законности в системе принципов административной ответственности: понятие, признаки, элементы и особенности // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. N 4. С. 195.
(Стандзонь Л.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<8> См.: Савостин А.А. Принцип законности в системе принципов административной ответственности: понятие, признаки, элементы и особенности // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. N 4. С. 195.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)При этом должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.29 КоАП, либо судье, рассматривающему жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности за данное правонарушение, при оценке документов, составленных государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающих причинение вреда вследствие непреодолимой силы, необходимо учитывать, что к квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в ст. 401 ГК РФ, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Одновременно в Гражданском кодексе Российской Федерации содержится примерный перечень обстоятельств, не являющихся непреодолимой силой (отсутствие у должника денежных средств, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и т.п.).
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)
(ред. от 08.12.2010)
(Извлечение)При этом должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.29 КоАП, либо судье, рассматривающему жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности за данное правонарушение, при оценке документов, составленных государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающих причинение вреда вследствие непреодолимой силы, необходимо учитывать, что к квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в ст. 401 ГК РФ, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Одновременно в Гражданском кодексе Российской Федерации содержится примерный перечень обстоятельств, не являющихся непреодолимой силой (отсутствие у должника денежных средств, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров и т.п.).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
(ред. от 04.11.2025)1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статья: К вопросу об основаниях административного принуждения
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 9)21. Севрюгин В.Е. Административный проступок. Понятие, признаки, ответственность / В.Е. Севрюгин. М., 1989. 215 с.
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н.)
("Современное право", 2024, N 9)21. Севрюгин В.Е. Административный проступок. Понятие, признаки, ответственность / В.Е. Севрюгин. М., 1989. 215 с.
Статья: Ответственность за побои в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В связи с исключением с 07.02.2017 из диспозиции ст. 116 УК РФ нанесения побоев в отношении близких лиц за данные действия лицо привлекается (при отсутствии признаков, перечисленных в ст. ст. 116 и 116.1 УК РФ) к административной ответственности: Федеральный закон от 07.02.2017 N 8-ФЗ устранил само понятие домашнего насилия, то есть произошла так называемая декриминализация побоев в семье, и такие действия стали квалифицироваться по ст. 6.1.1 КоАП РФ наравне с действиями, совершенными в отношении посторонних лиц.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В связи с исключением с 07.02.2017 из диспозиции ст. 116 УК РФ нанесения побоев в отношении близких лиц за данные действия лицо привлекается (при отсутствии признаков, перечисленных в ст. ст. 116 и 116.1 УК РФ) к административной ответственности: Федеральный закон от 07.02.2017 N 8-ФЗ устранил само понятие домашнего насилия, то есть произошла так называемая декриминализация побоев в семье, и такие действия стали квалифицироваться по ст. 6.1.1 КоАП РФ наравне с действиями, совершенными в отношении посторонних лиц.
Статья: Сущность и предназначение административной ответственности (теоретико-методологические подходы)
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Представляется, что здесь, возможно, имеются терминологические пробелы, связанные с отсутствием в законодательстве об административных правонарушениях понятий "административная ответственность" и "административный деликт". Однако раскрыто значение термина "административное правонарушение" (ст. 2.1 КоАП РФ), а также указаны отличительные признаки, характеризующие административную ответственность как вид юридической ответственности (ст. 2.2 - 2.9 КоАП РФ).
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Представляется, что здесь, возможно, имеются терминологические пробелы, связанные с отсутствием в законодательстве об административных правонарушениях понятий "административная ответственность" и "административный деликт". Однако раскрыто значение термина "административное правонарушение" (ст. 2.1 КоАП РФ), а также указаны отличительные признаки, характеризующие административную ответственность как вид юридической ответственности (ст. 2.2 - 2.9 КоАП РФ).
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В этой ситуации сохраняющаяся неопределенность данного понятия и его признаков, разумеется, должна разрешаться правоприменителем с учетом требований ч. 4 ст. 1.5 "Презумпция невиновности" КоАП РФ об истолковании неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В этой ситуации сохраняющаяся неопределенность данного понятия и его признаков, разумеется, должна разрешаться правоприменителем с учетом требований ч. 4 ст. 1.5 "Презумпция невиновности" КоАП РФ об истолковании неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица.
Статья: Понятие автоматизации процесса фиксирования административных правонарушений в сфере таможенного дела
(Лексашов С.Э.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)3. Ловинюков А.С. Административное правонарушение в области таможенного дела: понятие и признаки / А.С. Ловинюков, А.Н. Шашкина // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 4. С. 69 - 73.
(Лексашов С.Э.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)3. Ловинюков А.С. Административное правонарушение в области таможенного дела: понятие и признаки / А.С. Ловинюков, А.Н. Шашкина // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 4. С. 69 - 73.
Статья: Страсти по "Закону о сборе валежника": от теории к практике
(Абдулин Р.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 1)Например, Комитетом разъясняются такие понятия, как "ветровальные" и "буреломные" деревья; приводятся признаки "естественного отмирания (мертвого)" дерева, "брошенной и заготовленной древесины". Более того, Комитет отмечает, что незнание правильного толкования понятия "валежник", правил его сбора может привести к административной и даже уголовной ответственности. При этом указывает, что "за самовольную заготовку древесины сухостойных либо ветровальных, буреломных, снеговальных, снеголомных деревьев, не являющихся мертвыми, гражданин может быть привлечен" к юридической ответственности, и ниже перечисляются ее виды, в том числе незаконная рубка, кража деревьев и иных лесных насаждений.
(Абдулин Р.С.)
("Уголовное судопроизводство", 2021, N 1)Например, Комитетом разъясняются такие понятия, как "ветровальные" и "буреломные" деревья; приводятся признаки "естественного отмирания (мертвого)" дерева, "брошенной и заготовленной древесины". Более того, Комитет отмечает, что незнание правильного толкования понятия "валежник", правил его сбора может привести к административной и даже уголовной ответственности. При этом указывает, что "за самовольную заготовку древесины сухостойных либо ветровальных, буреломных, снеговальных, снеголомных деревьев, не являющихся мертвыми, гражданин может быть привлечен" к юридической ответственности, и ниже перечисляются ее виды, в том числе незаконная рубка, кража деревьев и иных лесных насаждений.
Статья: Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Ноздрачев А.Ф. Административные акты: понятие, признаки, динамика // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011. 320 с.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2020, N 6)Ноздрачев А.Ф. Административные акты: понятие, признаки, динамика // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М.: Статут, 2011. 320 с.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Вместе с тем в теории административного права существует понятие о комплексном понимании вины юридического лица, включающее объективный и субъективный критерии. При этом объективной виной признается вина организации с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила поведения; а субъективной виной - отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных лиц к противоправному деянию, совершенному этой организацией. Данные элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава <26>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Вместе с тем в теории административного права существует понятие о комплексном понимании вины юридического лица, включающее объективный и субъективный критерии. При этом объективной виной признается вина организации с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила поведения; а субъективной виной - отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных лиц к противоправному деянию, совершенному этой организацией. Данные элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава <26>.
Статья: Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в России и Германии
(Политова Е.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<11> Вопленко Н.Н. Общественная опасность или социальная вредность? // Вестник ВолГУ. 1997. Сер. 3. Вып. 2. С. 6; Вопленко Н.Н. Понятие, основные признаки и виды правонарушений // Вестник ВолГУ. Волгоград. 2005. Сер. 5. Вып. 7. С. 6 - 17.
(Политова Е.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<11> Вопленко Н.Н. Общественная опасность или социальная вредность? // Вестник ВолГУ. 1997. Сер. 3. Вып. 2. С. 6; Вопленко Н.Н. Понятие, основные признаки и виды правонарушений // Вестник ВолГУ. Волгоград. 2005. Сер. 5. Вып. 7. С. 6 - 17.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нормативно-правовое закрепление в отечественном законодательстве института административной ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности произошло в 20-х годах прошлого столетия. На протяжении нескольких десятилетий соответствующие правовые нормы содержались в многочисленных несистематизированных подзаконных нормативных правовых актах (указах и постановлениях центральных и региональных органов власти). Начало кодификации норм, регулирующих административную ответственность, было положено принятием в 1981 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, на базе которых в 1984 г. был принят Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, введенный в действие с 01.01.1985. При этом ни в Основах законодательства, ни в названном Кодексе не было сформулировано определение понятия административной ответственности. Данные законодательные акты определяли лишь понятие административного правонарушения. В 2001 г. был принят новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенный в действие с 01.07.2002 и действующий с учетом внесенных в него многочисленных изменений и дополнений до настоящего времени <1>. В КоАП РФ также не сформулировано понятие административной ответственности, не обозначены ее отличительные признаки.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нормативно-правовое закрепление в отечественном законодательстве института административной ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности произошло в 20-х годах прошлого столетия. На протяжении нескольких десятилетий соответствующие правовые нормы содержались в многочисленных несистематизированных подзаконных нормативных правовых актах (указах и постановлениях центральных и региональных органов власти). Начало кодификации норм, регулирующих административную ответственность, было положено принятием в 1981 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, на базе которых в 1984 г. был принят Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, введенный в действие с 01.01.1985. При этом ни в Основах законодательства, ни в названном Кодексе не было сформулировано определение понятия административной ответственности. Данные законодательные акты определяли лишь понятие административного правонарушения. В 2001 г. был принят новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенный в действие с 01.07.2002 и действующий с учетом внесенных в него многочисленных изменений и дополнений до настоящего времени <1>. В КоАП РФ также не сформулировано понятие административной ответственности, не обозначены ее отличительные признаки.