Понуждение заказчика к заключению договора 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Понуждение заказчика к заключению договора 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Форс-мажор при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают в понуждении увеличить срок выполнения работ по договору подряда, если он заключен по Закону N 223-ФЗ во исполнение муниципального контракта, по которому сроки изменить нельзя, даже если подрядчик ссылается на неблагоприятные погодные условия, которые, по его мнению, являются форс-мажором
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают в понуждении увеличить срок выполнения работ по договору подряда, если он заключен по Закону N 223-ФЗ во исполнение муниципального контракта, по которому сроки изменить нельзя, даже если подрядчик ссылается на неблагоприятные погодные условия, которые, по его мнению, являются форс-мажором
Подборка судебных решений за 2013 год: Статья 2 "Правовая основа закупки товаров, работ, услуг" Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(ООО "Компания профессиональной оценки")Отклоняя требование о понуждении ответчика заключить договор на выполнение работ по бурению скважины в соответствии с условиями протокола оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, суд в порядке статей 443, 448 ГК РФ, частей 1, 2 статьи 2 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установил, что представленный истцом проект договора не соответствовал требованиям конкурсной документации, поскольку его условия, по сути, изменяли установленные заказчиком в конкурсной документации обязательства исполнителя по контракту, следовательно, в данном случае именно истец уклонился от заключения договора, поэтому основания к понуждению ответчика к заключению договора на условиях, отличающихся от условий конкурсной документации и влекущих изменение цены договора, определенной по результатам конкурса, отсутствуют.
(ООО "Компания профессиональной оценки")Отклоняя требование о понуждении ответчика заключить договор на выполнение работ по бурению скважины в соответствии с условиями протокола оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, суд в порядке статей 443, 448 ГК РФ, частей 1, 2 статьи 2 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установил, что представленный истцом проект договора не соответствовал требованиям конкурсной документации, поскольку его условия, по сути, изменяли установленные заказчиком в конкурсной документации обязательства исполнителя по контракту, следовательно, в данном случае именно истец уклонился от заключения договора, поэтому основания к понуждению ответчика к заключению договора на условиях, отличающихся от условий конкурсной документации и влекущих изменение цены договора, определенной по результатам конкурса, отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить договор по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Последствия отказа заказчика от заключения договора по Закону N 223-ФЗ заключаются в том, что победитель закупки вправе будет обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор. Кроме того, победитель вправе требовать возмещения убытков в связи с вашим уклонением (п. 6 ст. 448 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Последствия отказа заказчика от заключения договора по Закону N 223-ФЗ заключаются в том, что победитель закупки вправе будет обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор. Кроме того, победитель вправе требовать возмещения убытков в связи с вашим уклонением (п. 6 ст. 448 ГК РФ).
Вопрос: Об определении цены договора при осуществлении закупок отдельными видами юрлиц, а также об НДС при реализации организацией или ИП, применяющими УСН, товаров (работ, услуг) в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Возможность при проведении торгов, заключении и исполнении договора корректировать цену договора в зависимости от применяемой победителем закупки системы налогообложения, если подрядчик использует УСН, без согласия победителя закупки Законом N 223-ФЗ не предусмотрена. Указанные выводы подтверждаются судебной практикой.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Возможность при проведении торгов, заключении и исполнении договора корректировать цену договора в зависимости от применяемой победителем закупки системы налогообложения, если подрядчик использует УСН, без согласия победителя закупки Законом N 223-ФЗ не предусмотрена. Указанные выводы подтверждаются судебной практикой.
Нормативные акты
"Единое Положение о закупке Государственной корпорации "Ростех"
(утв. Государственной корпорацией "Ростех", Протокол от 18.03.2015 N 2)
(ред. от 07.10.2025)
(вместе с "Положением о закупочной комиссии", "Условиями применения способов закупки", "Методическими рекомендациями по определению начальной (максимальной) цены договора (цены лота)", "Методическими рекомендациями по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке", "Положением о деятельности комиссий по рассмотрению жалоб на закупки в Государственной корпорации "Ростех", "Требованиями к гарантам, гарантии которых принимаются Корпорацией и организациями Корпорации в качестве обеспечения заявки и/или обеспечения исполнения договора, заключаемого Корпорацией или организацией Корпорации по итогам процедуры закупки", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, проводимых в закрытой форме", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, сведения о которых составляют государственную тайну, в государственной корпорации "Ростех")(2) направить обращение о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом 223-ФЗ (для заказчиков I группы), в реестр недобросовестных поставщиков Корпорации (для заказчиков I и II группы).
(утв. Государственной корпорацией "Ростех", Протокол от 18.03.2015 N 2)
(ред. от 07.10.2025)
(вместе с "Положением о закупочной комиссии", "Условиями применения способов закупки", "Методическими рекомендациями по определению начальной (максимальной) цены договора (цены лота)", "Методическими рекомендациями по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке", "Положением о деятельности комиссий по рассмотрению жалоб на закупки в Государственной корпорации "Ростех", "Требованиями к гарантам, гарантии которых принимаются Корпорацией и организациями Корпорации в качестве обеспечения заявки и/или обеспечения исполнения договора, заключаемого Корпорацией или организацией Корпорации по итогам процедуры закупки", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, проводимых в закрытой форме", "Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, сведения о которых составляют государственную тайну, в государственной корпорации "Ростех")(2) направить обращение о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом 223-ФЗ (для заказчиков I группы), в реестр недобросовестных поставщиков Корпорации (для заказчиков I и II группы).
Решение Красноярского УФАС России от 28.10.2025 N 024/10/5-3158/2025
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.При этом законодательство не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае, в связи с этим при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Федерального закона N 223-ФЗ либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав им надлежащую оценку.
Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.При этом законодательство не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае, в связи с этим при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения (подписания) договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Федерального закона N 223-ФЗ либо наличием решения заказчика о признании участника уклонившимся от заключения договора, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав им надлежащую оценку.
Статья: Отказ заказчика от закупки по Закону N 223-ФЗ
(Чагин К.Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 2)Рассмотрим сначала первую часть данной нормы. В Законе N 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов. Следовательно, должно применяться требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса. С другой стороны, в Законе N 223-ФЗ также не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги, поэтому норма о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Тем не менее если заказчик после подведения итогов конкурса или аукциона откажется вступить в договорные отношения с их победителем, то тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства все-таки будет нарушена. Неудивительно, что заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, не очень любят конкурсы и аукционы - по ним существуют много разных "обременений".
(Чагин К.Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 2)Рассмотрим сначала первую часть данной нормы. В Законе N 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов. Следовательно, должно применяться требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса. С другой стороны, в Законе N 223-ФЗ также не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги, поэтому норма о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Тем не менее если заказчик после подведения итогов конкурса или аукциона откажется вступить в договорные отношения с их победителем, то тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства все-таки будет нарушена. Неудивительно, что заказчики, работающие по Закону N 223-ФЗ, не очень любят конкурсы и аукционы - по ним существуют много разных "обременений".
Статья: Судебная и административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2015, N 2)2. Закон N 223-ФЗ в отличие от Закона N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Следовательно, действия заказчика, установившего в документации требование о том, что участник должен являться производителем оборудования или уполномоченным дилером завода-изготовителя, не противоречат части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, исходя из которой потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Наличие в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом не доказано.
("Вестник Института госзакупок", 2015, N 2)2. Закон N 223-ФЗ в отличие от Закона N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Следовательно, действия заказчика, установившего в документации требование о том, что участник должен являться производителем оборудования или уполномоченным дилером завода-изготовителя, не противоречат части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, исходя из которой потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Наличие в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом не доказано.
Статья: Отказ заказчика от заключения договора по Закону N 223-ФЗ
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2018, N 10)- если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2018, N 10)- если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.