Получение лицензии кредитной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение лицензии кредитной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава II. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Глава II. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья: О формах реорганизации кредитных организаций
(Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Данный вид реорганизации непосредственно связан с изменением организационно-правовой формы финансово-кредитной организации, не предполагающей слияния, присоединения, разделения или выделения капиталов. При преобразовании банка с базовой лицензией упомянутый выше двухлетний срок обладания базовой лицензией, выступающий условием получения кредитной организацией статуса банка с универсальной лицензией, не прерывается.
(Бочкарева Е.А., Вороненко Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Данный вид реорганизации непосредственно связан с изменением организационно-правовой формы финансово-кредитной организации, не предполагающей слияния, присоединения, разделения или выделения капиталов. При преобразовании банка с базовой лицензией упомянутый выше двухлетний срок обладания базовой лицензией, выступающий условием получения кредитной организацией статуса банка с универсальной лицензией, не прерывается.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 59. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 59. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 13. Лицензирование банковских операций
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 13. Лицензирование банковских операций
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 359: Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (H6) установить в размере 25% вместо существующих 20%, т.к. эта разница никак не влияет на риски исполнения обязательств кредитной организации, зато вернет банкам с базовой лицензией дополнительную базу для получения доходов от вложения в активы, сделает более комфортными условия для ведения бизнеса в условиях экономической нестабильности.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 359: Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (H6) установить в размере 25% вместо существующих 20%, т.к. эта разница никак не влияет на риски исполнения обязательств кредитной организации, зато вернет банкам с базовой лицензией дополнительную базу для получения доходов от вложения в активы, сделает более комфортными условия для ведения бизнеса в условиях экономической нестабильности.
Статья: Основные тенденции правового регулирования предпринимательской деятельности на наднациональном уровне
(Доценко И.Д.)
("Юрист", 2021, N 12)К основным актам банковского законодательства Европейского союза относится Директива N 2013/36/ЕС "О доступе к осуществлению деятельности кредитными организациями". Директива содержит положения, касающиеся лицензирования кредитных организаций (выдачи разрешения на деятельность), их начального капитала, требований к акционерам и участникам, принципов и порядка осуществления пруденциального надзора за деятельностью банков, требований к порядку раскрытия информации компетентными органами и др. Порядок реорганизации и прекращения деятельности кредитных организаций регулируется Директивой N 2001/24/ЕС "О реорганизации и прекращении деятельности кредитных организаций". Что же касается законодательства в сфере деятельности по осуществлению инвестиций, то, во-первых, следует отметить, что, наряду с банковским законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, оно включается в состав концепции становления единого европейского финансового рынка. В числе специальных актов следует назвать Регламент N 2015/760 о Европейских долгосрочных инвестиционных фондах, Директиву N 2014/65/ЕС "О рынках финансовых инструментов" (MiFID II), Регламент ЕС N 600/2014 "О рынках финансовых инструментов", Регламент (ЕС) N 1219/2012 "О формировании переходных механизмов для двусторонних инвестиционных соглашений между государствами-членами и третьими странами" и др.
(Доценко И.Д.)
("Юрист", 2021, N 12)К основным актам банковского законодательства Европейского союза относится Директива N 2013/36/ЕС "О доступе к осуществлению деятельности кредитными организациями". Директива содержит положения, касающиеся лицензирования кредитных организаций (выдачи разрешения на деятельность), их начального капитала, требований к акционерам и участникам, принципов и порядка осуществления пруденциального надзора за деятельностью банков, требований к порядку раскрытия информации компетентными органами и др. Порядок реорганизации и прекращения деятельности кредитных организаций регулируется Директивой N 2001/24/ЕС "О реорганизации и прекращении деятельности кредитных организаций". Что же касается законодательства в сфере деятельности по осуществлению инвестиций, то, во-первых, следует отметить, что, наряду с банковским законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, оно включается в состав концепции становления единого европейского финансового рынка. В числе специальных актов следует назвать Регламент N 2015/760 о Европейских долгосрочных инвестиционных фондах, Директиву N 2014/65/ЕС "О рынках финансовых инструментов" (MiFID II), Регламент ЕС N 600/2014 "О рынках финансовых инструментов", Регламент (ЕС) N 1219/2012 "О формировании переходных механизмов для двусторонних инвестиционных соглашений между государствами-членами и третьими странами" и др.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Если лицензия на осуществление банковских операций не отозвана у кредитной организации, имеющей признаки банкротства, кредитная организация, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы до направления заявления о признании должника банкротом в суд обязаны направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии. В случае неполучения ответа Банка России по истечении 2 месяцев со дня направления указанного заявления или получения отказа в отзыве у кредитной организации указанной лицензии они вправе обратиться в суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Если лицензия на осуществление банковских операций не отозвана у кредитной организации, имеющей признаки банкротства, кредитная организация, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы до направления заявления о признании должника банкротом в суд обязаны направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии. В случае неполучения ответа Банка России по истечении 2 месяцев со дня направления указанного заявления или получения отказа в отзыве у кредитной организации указанной лицензии они вправе обратиться в суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
Статья: Охранная деятельность: правовое регулирование, виды охранных услуг, статус охранника
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в числе необходимых документов указаны в том числе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в числе необходимых документов указаны в том числе:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Как видно, банковское право как комплексный правовой институт сочетает в себе нормы гражданского права (регламентирующие, в частности, отношения по привлечению вкладов, осуществлению расчетов и иных банковских операций), предпринимательского права (применительно к деятельности банков на рынке ценных бумаг, посреднической, инвестиционной и иным видам предпринимательской деятельности банков), административного права (применительно к процедурам регистрации кредитных организаций, лицензирования банковских операций и т.п.), конституционного права (в части формирования и правового статуса Банка России) <509>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Как видно, банковское право как комплексный правовой институт сочетает в себе нормы гражданского права (регламентирующие, в частности, отношения по привлечению вкладов, осуществлению расчетов и иных банковских операций), предпринимательского права (применительно к деятельности банков на рынке ценных бумаг, посреднической, инвестиционной и иным видам предпринимательской деятельности банков), административного права (применительно к процедурам регистрации кредитных организаций, лицензирования банковских операций и т.п.), конституционного права (в части формирования и правового статуса Банка России) <509>.
Статья: Исключение из судебной нагрузки "недостойных дел" за счет внедрения технологий искусственного интеллекта
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Представляется, что статус кредитных организаций, лицензирование их деятельности, подконтрольность Центробанку предопределяют возможность создания процедур внесудебного взыскания кредитной задолженности. Положительным примером выступает деятельность финансового омбудсмена, разрешающего по правилам условной подведомственности требования потребителей к финансовым организациям, вытекающие из договоров страхования и кредитных договоров. Учитывая положительный опыт деятельности Службы финансового уполномоченного <24>, было бы целесообразно создать подобный механизм и для разрешения требований о взыскании кредитной задолженности, сохранив возможность оспаривания решений, вынесенных в ходе такой процедуры, в порядке искового производства. В данную процедуру также целесообразно было бы внедрить технологии искусственного интеллекта, использующие стандартизированные формулы расчета задолженности и неустойки, учитывающие предельный размер ответственности и проч. А сохранение безвозмездного характера обращения в Службу финансового уполномоченного имело бы экономический стимул для самих кредитных организаций подстраивать свои кредитные договоры под цифровые алгоритмы взыскания задолженности, т.е. сократило бы риски применения скрытых санкций для заемщиков.
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Представляется, что статус кредитных организаций, лицензирование их деятельности, подконтрольность Центробанку предопределяют возможность создания процедур внесудебного взыскания кредитной задолженности. Положительным примером выступает деятельность финансового омбудсмена, разрешающего по правилам условной подведомственности требования потребителей к финансовым организациям, вытекающие из договоров страхования и кредитных договоров. Учитывая положительный опыт деятельности Службы финансового уполномоченного <24>, было бы целесообразно создать подобный механизм и для разрешения требований о взыскании кредитной задолженности, сохранив возможность оспаривания решений, вынесенных в ходе такой процедуры, в порядке искового производства. В данную процедуру также целесообразно было бы внедрить технологии искусственного интеллекта, использующие стандартизированные формулы расчета задолженности и неустойки, учитывающие предельный размер ответственности и проч. А сохранение безвозмездного характера обращения в Службу финансового уполномоченного имело бы экономический стимул для самих кредитных организаций подстраивать свои кредитные договоры под цифровые алгоритмы взыскания задолженности, т.е. сократило бы риски применения скрытых санкций для заемщиков.