Получение гражданства РФ в упрощенном порядке для граждан Украины
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение гражданства РФ в упрощенном порядке для граждан Украины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые направления противодействия угрозам миграционной безопасности
(Хабибулин А.Г.)
("Миграционное право", 2021, N 3)В 2020 г. в России упрощен порядок получения гражданства Российской Федерации для граждан Белоруссии, Украины, Молдовы и Казахстана. Для получения российского гражданства указанным лицам достаточно подтвердить факт наличия гражданства одного из четырех государств <12>.
(Хабибулин А.Г.)
("Миграционное право", 2021, N 3)В 2020 г. в России упрощен порядок получения гражданства Российской Федерации для граждан Белоруссии, Украины, Молдовы и Казахстана. Для получения российского гражданства указанным лицам достаточно подтвердить факт наличия гражданства одного из четырех государств <12>.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2022 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, например, согласно Указу Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 183 (в редакции от 30.05.2022) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся гражданами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Лицами, действующими в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях оформления гражданства Российской Федерации подается заявление и документы, в том числе свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при наличии). Для лиц в возрасте от 14 до 18 лет необходимо предоставление письменного согласия на приобретение гражданства Российской Федерации, подлинность подписи на котором свидетельствуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате либо удостоверяется подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка (Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 183; Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325).
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, например, согласно Указу Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 183 (в редакции от 30.05.2022) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся гражданами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Лицами, действующими в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях оформления гражданства Российской Федерации подается заявление и документы, в том числе свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при наличии). Для лиц в возрасте от 14 до 18 лет необходимо предоставление письменного согласия на приобретение гражданства Российской Федерации, подлинность подписи на котором свидетельствуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате либо удостоверяется подписью должностного лица и печатью полномочного органа в присутствии ребенка (Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 183; Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 04.01.2024 N 11
(ред. от 23.10.2025)
"Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации"Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 665 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" и Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 45, ст. 7094);
(ред. от 23.10.2025)
"Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации"Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 665 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" и Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 45, ст. 7094);
Указ Президента РФ от 27.04.2023 N 307
(ред. от 20.03.2025)
"Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"2. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 665 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" и Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 45, ст. 7094).
(ред. от 20.03.2025)
"Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"2. Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 665 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" и Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 45, ст. 7094).
Статья: Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Прежний Закон о гражданстве 2002 года содержал значительные преимущества в части приобретения российского гражданства для граждан дружественных государств, с которыми у России существуют давние культурно-исторические, экономические и географические связи. В частности, речь шла о гражданах Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины. В действующий Закон о гражданстве 2023 года такую норму не включили, что позволило ученым указывать на возможность получения этими лицами гражданства России по иным основаниям. Как пишет Л.А. Нудненко, нет нужды выделять отдельную правовую норму для данной категории иностранных граждан <14>. Однако такое утверждение было справедливо до декабря 2023 года: 18 декабря Президентом РФ был подписан Указ, который установил упрощенный порядок приема в гражданство для граждан Республик Белоруссии, Казахстана и Молдова <15>. Постоянно проживающие в Российской Федерации граждане этих государств теперь смогут приобрести российское гражданство без соблюдения требований о сроке проживания, подтверждения знания истории России и основ законодательства. Граждане Белоруссии, кроме того, могут не подтверждать знание русского языка.
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Прежний Закон о гражданстве 2002 года содержал значительные преимущества в части приобретения российского гражданства для граждан дружественных государств, с которыми у России существуют давние культурно-исторические, экономические и географические связи. В частности, речь шла о гражданах Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины. В действующий Закон о гражданстве 2023 года такую норму не включили, что позволило ученым указывать на возможность получения этими лицами гражданства России по иным основаниям. Как пишет Л.А. Нудненко, нет нужды выделять отдельную правовую норму для данной категории иностранных граждан <14>. Однако такое утверждение было справедливо до декабря 2023 года: 18 декабря Президентом РФ был подписан Указ, который установил упрощенный порядок приема в гражданство для граждан Республик Белоруссии, Казахстана и Молдова <15>. Постоянно проживающие в Российской Федерации граждане этих государств теперь смогут приобрести российское гражданство без соблюдения требований о сроке проживания, подтверждения знания истории России и основ законодательства. Граждане Белоруссии, кроме того, могут не подтверждать знание русского языка.
Статья: Прекращение гражданства в сравнительно-правовом обозрении
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)В перспективе могут возникнуть обстоятельства, при которых прекращение гражданства станет актуально. В число таких оснований входят: действия, подрывающие национальную безопасность России, что особенно актуально для лиц, получивших российское гражданство недавно, и чьи прошлые связи могут представлять риск (в частности, это касается бывших граждан Украины, натурализованных в упрощенном порядке); а также преступления сексуального характера и теракты (связанные с увеличением миграции из стран соседних регионов).
(Климкова (Марачева) В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)В перспективе могут возникнуть обстоятельства, при которых прекращение гражданства станет актуально. В число таких оснований входят: действия, подрывающие национальную безопасность России, что особенно актуально для лиц, получивших российское гражданство недавно, и чьи прошлые связи могут представлять риск (в частности, это касается бывших граждан Украины, натурализованных в упрощенном порядке); а также преступления сексуального характера и теракты (связанные с увеличением миграции из стран соседних регионов).
Статья: Договорное регулирование отношений, связанных с множественным и двойным гражданством
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)В Российской Федерации, в отличие от бытовавшей советской традиции запрещения двойного и множественного гражданства, допускается натурализация в другой стране, более того, произошедшее после распада СССР расширение интеграционных и миграционных процессов, развитие, экономических связей между государствами актуализировали тематику би- и полипатризма в стране, целью поощрения которого виделось сохранение культурных связей разделившихся родственных народов [26, с. 261]. Соответствующие соглашения были заключены с Таджикистаном [27], Туркменистаном [28] (расторгнут Туркменистаном в одностороннем порядке после принятия конституционной поправки о непризнании двойного гражданства в 2003 г.), Южной Осетией [29] (вступит в силу с даты обмена ратификационными грамотами), ведется работа по принятию соглашения о двойном гражданстве с Республикой Абхазия. Более того, еще с 2019 г. ведется прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 г. "граждане Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины, в том числе ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [30]. Упрощенный порядок позволяет гражданам Украины, ЛНР и ДНР обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения требований о проживании, наличии законного источника средств к существованию, знании русского языка, которые предусмотрены в качестве обязательных при натурализации в РФ в общем порядке [31].
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)В Российской Федерации, в отличие от бытовавшей советской традиции запрещения двойного и множественного гражданства, допускается натурализация в другой стране, более того, произошедшее после распада СССР расширение интеграционных и миграционных процессов, развитие, экономических связей между государствами актуализировали тематику би- и полипатризма в стране, целью поощрения которого виделось сохранение культурных связей разделившихся родственных народов [26, с. 261]. Соответствующие соглашения были заключены с Таджикистаном [27], Туркменистаном [28] (расторгнут Туркменистаном в одностороннем порядке после принятия конституционной поправки о непризнании двойного гражданства в 2003 г.), Южной Осетией [29] (вступит в силу с даты обмена ратификационными грамотами), ведется работа по принятию соглашения о двойном гражданстве с Республикой Абхазия. Более того, еще с 2019 г. ведется прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 апреля 2019 г. "граждане Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины, в том числе ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [30]. Упрощенный порядок позволяет гражданам Украины, ЛНР и ДНР обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения требований о проживании, наличии законного источника средств к существованию, знании русского языка, которые предусмотрены в качестве обязательных при натурализации в РФ в общем порядке [31].
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Федеральный закон о гражданстве РФ 2002 г. содержал норму о преференциях для получения гражданства РФ гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины. О степени важности решения этой проблемы в качестве одного из факторов возвращения в Россию русских и русскоязычных граждан этих республик свидетельствует принятие Президентом РФ четырех указов в течение довольно короткого периода времени: с 24 апреля 2019 г. по 27 марта 2020 г. <19>. В связи с событиями международного характера в указах Президента РФ особое внимание было уделено получению в упрощенном порядке российского гражданства: лиц, постоянно проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей Украины (Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 183 <20> в редакции от 17.07.2019 N 343); граждан Украины, родившихся и постоянно проживавших на территориях Республики Крым и г. Севастополя, граждан Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, в том числе усыновленных (удочеренных), супругов и родителей (Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. N 187 <21>).
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Федеральный закон о гражданстве РФ 2002 г. содержал норму о преференциях для получения гражданства РФ гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины. О степени важности решения этой проблемы в качестве одного из факторов возвращения в Россию русских и русскоязычных граждан этих республик свидетельствует принятие Президентом РФ четырех указов в течение довольно короткого периода времени: с 24 апреля 2019 г. по 27 марта 2020 г. <19>. В связи с событиями международного характера в указах Президента РФ особое внимание было уделено получению в упрощенном порядке российского гражданства: лиц, постоянно проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей Украины (Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. N 183 <20> в редакции от 17.07.2019 N 343); граждан Украины, родившихся и постоянно проживавших на территориях Республики Крым и г. Севастополя, граждан Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, в том числе усыновленных (удочеренных), супругов и родителей (Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. N 187 <21>).
Статья: О некоторых вопросах получения российского гражданства носителями русского языка
(Куликовская Л.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Следует справедливо отметить, что большая работа в этом направлении уже осуществляется. Так, 24 апреля 2019 г. Президентом РФ был подписан Указ N 183 <3> о предоставлении лицам, "постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины", права обращаться с заявлениями о приеме в гражданство России в упрощенном порядке. Указом от 29 апреля 2019 г. N 187 <4> право на получение российского гражданства в упрощенном порядке было предоставлено еще нескольким категориям лиц, а именно гражданам Украины и лицам без гражданства (и их близким родственникам), которые родились и проживали в Крыму и Севастополе и выехали за пределы этих территорий до 18 марта 2014 г. Упрощенный порядок также предоставлялся лицам, проживавшим в "отдельных районах" Донецкой и Луганской областей, по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно (и их ближайшим родственникам), имеющим легальный статус в России (разрешение на временное проживание, вид на жительство, временное убежище). Еще одной категорией лиц, получивших право на получение гражданства в упрощенном порядке, стали граждане Афганистана, Ирака, Йемена, Сирии (и их близкие родственники), родившиеся на территории РСФСР и имевшие советское гражданство. Последующее внесение поправок в Указ N 187 увеличило перечень категорий лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации.
(Куликовская Л.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Следует справедливо отметить, что большая работа в этом направлении уже осуществляется. Так, 24 апреля 2019 г. Президентом РФ был подписан Указ N 183 <3> о предоставлении лицам, "постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины", права обращаться с заявлениями о приеме в гражданство России в упрощенном порядке. Указом от 29 апреля 2019 г. N 187 <4> право на получение российского гражданства в упрощенном порядке было предоставлено еще нескольким категориям лиц, а именно гражданам Украины и лицам без гражданства (и их близким родственникам), которые родились и проживали в Крыму и Севастополе и выехали за пределы этих территорий до 18 марта 2014 г. Упрощенный порядок также предоставлялся лицам, проживавшим в "отдельных районах" Донецкой и Луганской областей, по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно (и их ближайшим родственникам), имеющим легальный статус в России (разрешение на временное проживание, вид на жительство, временное убежище). Еще одной категорией лиц, получивших право на получение гражданства в упрощенном порядке, стали граждане Афганистана, Ирака, Йемена, Сирии (и их близкие родственники), родившиеся на территории РСФСР и имевшие советское гражданство. Последующее внесение поправок в Указ N 187 увеличило перечень категорий лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации.
Статья: Гуттаперчевая демография
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)При этом граждане Украины, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на указанных территориях, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Список необходимых документов указан на сайтах территориальных органов МВД России.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)При этом граждане Украины, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на указанных территориях, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Список необходимых документов указан на сайтах территориальных органов МВД России.
Статья: Вопросы приобретения и прекращения гражданства в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Но есть и основание прекращения гражданства, которое в перспективе сыграет важную роль, - прекращение гражданства в связи с совершением действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. В случае принятия законопроекта данное основание будет применимо к натурализованным гражданам РФ (бывшим гражданам Украины), которые смогут получить гражданство в упрощенном порядке и начнут вести противоправную деятельность на территории Российской Федерации.
(Марачева В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Но есть и основание прекращения гражданства, которое в перспективе сыграет важную роль, - прекращение гражданства в связи с совершением действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. В случае принятия законопроекта данное основание будет применимо к натурализованным гражданам РФ (бывшим гражданам Украины), которые смогут получить гражданство в упрощенном порядке и начнут вести противоправную деятельность на территории Российской Федерации.