Положение об оплате труда мрот

Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об оплате труда мрот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2023 N 88-14946/2023 по делу N 2-417/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: За оспариваемые периоды ответчиком истцу заработная плата не выплачивалась вследствие неправомерного издания работодателем приказов о предоставлении истцу отпусков без сохранения заработной платы, которые судебным актом были признаны недействительными. Однако, трудовым договором истцу установлено рабочее время в половину от нормальной продолжительности рабочего времени.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
То обстоятельство, что пунктом 3.4 Положения об оплате труда работников ООО УК "Управдом" установлено, что размер должностного оклада не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, о незаконности выводов суда не свидетельствует, поскольку данным пунктом гарантирована месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени (ст. 133 ТК РФ), тогда как по делу установлено, что истец в спорные периоды работал у ответчика на условиях неполного рабочего времени.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реализация права на справедливую заработную плату при определении содержания минимального размера оплаты труда: по материалам судебной практики
(Соколенко Н.Н., Гелиева И.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2019, N 2)
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 7) <1> общепризнанными принципами и нормами международного права <2>, Трудовым кодексом РФ (абз. 6 ст. 2) <3> (далее - ТК РФ) государство должно обеспечивать достойное существование для самого человека и его семьи. Одна из государственных гарантий реализации указанных положений - установление минимального размера оплаты труда (абз. 1 ст. 130 ТК РФ) (далее - МРОТ), который является одним из базовых параметров заработной платы. При формировании уровня МРОТ должны соблюдаться следующие факторы: потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп; экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости (ст. 3) <4>. Что же касается российского законодательства, то им закреплены следующие цели его установления: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона о МРОТ) <5>. Исходя из судебной практики минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума <6>. Однако на протяжении длительного времени имело место отставание МРОТ от прожиточного минимума, что вызывало справедливую критику со стороны специалистов в области трудового права <7>. Наконец, в 2018 году данная проблема была решена. Федеральным законом "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 07.03.2018 N 41-ФЗ <8> с 1 мая 2018 года МРОТ составил 11 163 рубля, а начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (ч. 1 и 2 ст. 1 Закона о МРОТ). Указанные изменения коснулись 3 млн человек, из которых 1,6 млн заняты в государственных и муниципальных учреждениях <9>. При этом, по мнению Европейского комитета по социальным правам минимальный заработок, обеспечивающий достойный уровень существования, должен составлять 60 и более процентов от средней заработной платы по стране <10>.

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)
(ред. от 26.04.2017)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года"Конституционный Суд признал взаимосвязанные оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения такой дополнительной оплаты (доплаты) в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации).