Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2022 N 5-КАД22-46-К2
Требование: О признании незаконным предписания департамента труда и социальной защиты населения.
Обстоятельства: По результатам проведения внеплановой документарной проверки соблюдения требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку административным истцом созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов с требуемым количеством граждан, относящихся к квотируемой категории, заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним на момент проведения проверки.Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным Предписание, суд первой инстанции, установив, что административным истцом созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов, с тремя гражданами, относящимися к квотируемой категории, заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним на момент проведения Департаментом проверки, а также не выявив факты отказа АО "Ударница" в трудоустройстве инвалидов на оставшиеся рабочие места в пределах установленной квоты, сделал заключение о соблюдении организацией положений законодательства о квотировании рабочих мест, указав, что незаполнение рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов в связи с отсутствием обращений последних по вопросу трудоустройства не свидетельствует о наличии вины организации и не может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.
Требование: О признании незаконным предписания департамента труда и социальной защиты населения.
Обстоятельства: По результатам проведения внеплановой документарной проверки соблюдения требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку административным истцом созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов с требуемым количеством граждан, относящихся к квотируемой категории, заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним на момент проведения проверки.Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным Предписание, суд первой инстанции, установив, что административным истцом созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов, с тремя гражданами, относящимися к квотируемой категории, заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним на момент проведения Департаментом проверки, а также не выявив факты отказа АО "Ударница" в трудоустройстве инвалидов на оставшиеся рабочие места в пределах установленной квоты, сделал заключение о соблюдении организацией положений законодательства о квотировании рабочих мест, указав, что незаполнение рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов в связи с отсутствием обращений последних по вопросу трудоустройства не свидетельствует о наличии вины организации и не может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ТОП-6 изменений, которые срочно нужно учесть при актуализации ЛНА
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)Поэтому рекомендуем проверить содержание коллективного договора (при наличии) и/или локальных нормативных актов в части вопросов квотирования, например Правил внутреннего трудового распорядка или специально изданного Положения о квотировании рабочих мест для инвалидов, на предмет соответствия новым требованиям. При выявлении противоречий следует оперативно внести соответствующие изменения. Можно использовать формулировки, приведенные в примере 2.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)Поэтому рекомендуем проверить содержание коллективного договора (при наличии) и/или локальных нормативных актов в части вопросов квотирования, например Правил внутреннего трудового распорядка или специально изданного Положения о квотировании рабочих мест для инвалидов, на предмет соответствия новым требованиям. При выявлении противоречий следует оперативно внести соответствующие изменения. Можно использовать формулировки, приведенные в примере 2.
Статья: Принцип федерализма института административной ответственности через призму защиты трудовых прав граждан
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)В соответствии со ст. 11 соответствующего Закона о квотировании рабочих мест <17> административная ответственность должна наступать не за неисполнение возложенных на работодателя обязанностей, а за нарушение закона как такового (кроме положений о квотировании рабочих мест для инвалидов).
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)В соответствии со ст. 11 соответствующего Закона о квотировании рабочих мест <17> административная ответственность должна наступать не за неисполнение возложенных на работодателя обязанностей, а за нарушение закона как такового (кроме положений о квотировании рабочих мест для инвалидов).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следует отметить, что ранее в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" существовало правило, в соответствии с которым в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов организация была обязана уплачивать ежемесячно обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. У работодателя был выбор: трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина. В последующем от данного правила отказались. Положение о том, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ч. 4 ст. 21), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <1> было признано утратившим силу.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Следует отметить, что ранее в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" существовало правило, в соответствии с которым в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов организация была обязана уплачивать ежемесячно обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. У работодателя был выбор: трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина. В последующем от данного правила отказались. Положение о том, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ч. 4 ст. 21), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <1> было признано утратившим силу.
Статья: Работник заболел перед датой сокращения. Какие вакансии ему следует предлагать?
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)Суд первой инстанции требования работника удовлетворил. Он исходил из того, что работодатель в нарушение установленной законом процедуры увольнения необоснованно не предложил работнику все имеющиеся вакантные должности. Он отклонил доводы работодателя о непредложении ряда вакансий ввиду установленной квоты для приема на работу инвалидов. Суд отметил, что положения ст. 81 и 180 ТК РФ не содержат запрета на перевод работника на другую имеющуюся у работодателя работу, относящуюся к квоте для трудоустройства инвалидов.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)Суд первой инстанции требования работника удовлетворил. Он исходил из того, что работодатель в нарушение установленной законом процедуры увольнения необоснованно не предложил работнику все имеющиеся вакантные должности. Он отклонил доводы работодателя о непредложении ряда вакансий ввиду установленной квоты для приема на работу инвалидов. Суд отметил, что положения ст. 81 и 180 ТК РФ не содержат запрета на перевод работника на другую имеющуюся у работодателя работу, относящуюся к квоте для трудоустройства инвалидов.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<34> См.: Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. Трудоустройство граждан органами службы занятости на квотируемые рабочие места (табл. 4.3). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)<34> См.: Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. Трудоустройство граждан органами службы занятости на квотируемые рабочие места (табл. 4.3). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.