Полномочия в сфере градостроительной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия в сфере градостроительной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Если право собственности на объект или его часть зарегистрировано, вопрос о его сносе при самовольной реконструкции не решается в административном порядке
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 6 ст. 8.1, абз. 6 п. 4 ст. 222 ГК РФ, п. 14 ст. 1, п. 12 ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 63 ГрК РФОрган местного самоуправления (в городах федерального значения также уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения) не вправе в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 222 ГК РФ, принимать решение о сносе объекта, в том числе подвергшегося реконструкции (например, в случае самовольного возведения пристройки к жилому дому), когда право на объект или его часть зарегистрировано в ЕГРН.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 6 ст. 8.1, абз. 6 п. 4 ст. 222 ГК РФ, п. 14 ст. 1, п. 12 ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 63 ГрК РФОрган местного самоуправления (в городах федерального значения также уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения) не вправе в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 222 ГК РФ, принимать решение о сносе объекта, в том числе подвергшегося реконструкции (например, в случае самовольного возведения пристройки к жилому дому), когда право на объект или его часть зарегистрировано в ЕГРН.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности" Градостроительного кодекса РФ"Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющими полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трансформация полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности в связи с принятием Закона N 494-ФЗ
(Кухаренко Л.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5
(Кухаренко Л.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
(ред. от 31.07.2025)Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Закреплено, что отдельные полномочия, связанные с развитием центра "Сколково" и обеспечением жизнедеятельности на его территории, осуществляют органы государственной власти Москвы или учрежденные (созданные) ими организации. Речь идет, в частности, о полномочиях в сферах градостроительной деятельности, землепользования, благоустройства, коммунального хозяйства, транспортного обслуживания и организации медицинской деятельности.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Закреплено, что отдельные полномочия, связанные с развитием центра "Сколково" и обеспечением жизнедеятельности на его территории, осуществляют органы государственной власти Москвы или учрежденные (созданные) ими организации. Речь идет, в частности, о полномочиях в сферах градостроительной деятельности, землепользования, благоустройства, коммунального хозяйства, транспортного обслуживания и организации медицинской деятельности.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Готовое решение: Что такое реконструкция здания и как ее провести
(КонсультантПлюс, 2025)с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)<7> Тенденции в перераспределении муниципальных полномочий в области градостроительной деятельности // Закон. 2024. N 2. С. 184 - 195.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)<7> Тенденции в перераспределении муниципальных полномочий в области градостроительной деятельности // Закон. 2024. N 2. С. 184 - 195.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например: Закон Хабаровского края от 20.12.2017 N 305 "О перераспределении отдельных полномочий по подготовке и утверждению документации по планировке территории между органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района и органами государственной власти Хабаровского края", Закон Московской области от 27.12.2017 N 250/2017-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества", Закон Белгородской области от 21.12.2017 N 223 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области", Закон Мурманской области от 27.12.2019 N 2459-01-ЗМО "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> См., например: Закон Хабаровского края от 20.12.2017 N 305 "О перераспределении отдельных полномочий по подготовке и утверждению документации по планировке территории между органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района и органами государственной власти Хабаровского края", Закон Московской области от 27.12.2017 N 250/2017-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества", Закон Белгородской области от 21.12.2017 N 223 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области", Закон Мурманской области от 27.12.2019 N 2459-01-ЗМО "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области".
Статья: Участие публично-правовых территорий в гражданском обороте (на примере федеральной территории "Сириус")
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2024, N 3)Как показывает практика, не организация публичной власти создает сложности в нормативном регулировании, а регулирование имущественных и градостроительных отношений на федеральной территории. При принятии Закона N 437-ФЗ регулирование градостроительных правоотношений определило специфику правовой нормы в ряду ранее действующих особенностей отраслевого регулирования, названных по тексту ст. 44 Закона N 437-ФЗ "специальным регулированием". Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 271-ФЗ в Закон N 437-ФЗ были внесены изменения, в числе которых отдельная ст. 46.1 "Особенности осуществления градостроительной деятельности в федеральной территории "Сириус" <5>. После принятия Закона о федеральной территории до предоставления полномочий регулирования градостроительной деятельности посредством специальной статьи Закона прошло более 6 месяцев. Правовая основа изменений заключалась в том, что документы территориального планирования (генеральный план) в ординарном правопорядке, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, применительно к федеральной территории на стадии их проектирования проходят согласование с Правительством Российской Федерации. Причем ни предмет, ни процедурные вопросы такого согласования в анализируемом положении не урегулированы, на Правительство России обязанность по их установлению не возложена.
(Новиков В.Б.)
("Цивилист", 2024, N 3)Как показывает практика, не организация публичной власти создает сложности в нормативном регулировании, а регулирование имущественных и градостроительных отношений на федеральной территории. При принятии Закона N 437-ФЗ регулирование градостроительных правоотношений определило специфику правовой нормы в ряду ранее действующих особенностей отраслевого регулирования, названных по тексту ст. 44 Закона N 437-ФЗ "специальным регулированием". Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 271-ФЗ в Закон N 437-ФЗ были внесены изменения, в числе которых отдельная ст. 46.1 "Особенности осуществления градостроительной деятельности в федеральной территории "Сириус" <5>. После принятия Закона о федеральной территории до предоставления полномочий регулирования градостроительной деятельности посредством специальной статьи Закона прошло более 6 месяцев. Правовая основа изменений заключалась в том, что документы территориального планирования (генеральный план) в ординарном правопорядке, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, применительно к федеральной территории на стадии их проектирования проходят согласование с Правительством Российской Федерации. Причем ни предмет, ни процедурные вопросы такого согласования в анализируемом положении не урегулированы, на Правительство России обязанность по их установлению не возложена.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См., например: Закон Республики Адыгея от 4 августа 2021 г. N 490 "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Адыгея".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См., например: Закон Республики Адыгея от 4 августа 2021 г. N 490 "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Адыгея".
Статья: Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: новые возможности и правовые проблемы
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<37> См. Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Сахалинской области, утв. Постановлением Правительства Сахалинской области от 30 ноября 2021 г. N 515; Положение о государственной информационной системе Приморского края "Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности в Приморском крае", утв. Постановлением Администрации Приморского края от 30 февраля 2018 г. N 138-па; Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июня 2021 г. N 510; Положение о государственной информационной системе Самарской области "Информационная система обеспечения градостроительной деятельности", утв. Постановлением Правительства Самарской области от 15 апреля 2020 г. N 258; Постановление Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1120-П "О государственной региональной информационной системе с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности Пермского края".
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<37> См. Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Сахалинской области, утв. Постановлением Правительства Сахалинской области от 30 ноября 2021 г. N 515; Положение о государственной информационной системе Приморского края "Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности в Приморском крае", утв. Постановлением Администрации Приморского края от 30 февраля 2018 г. N 138-па; Положение о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июня 2021 г. N 510; Положение о государственной информационной системе Самарской области "Информационная система обеспечения градостроительной деятельности", утв. Постановлением Правительства Самарской области от 15 апреля 2020 г. N 258; Постановление Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1120-П "О государственной региональной информационной системе с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности Пермского края".
Готовое решение: Нужно ли получать разрешение на снос здания
(КонсультантПлюс, 2025)с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.