Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 28.4 "Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором" КоАП РФ"Не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя и статья 28.4 КоАП Российской Федерации, определяющая случаи возбуждения дела об административном правонарушении прокурором, поскольку определение объема полномочий прокурора в сфере административной ответственности относится к дискреции федерального законодателя и отсутствие у прокурора полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.11 КоАП Российской Федерации (притом что пунктом 58 части 2 статьи 28.3 данного Кодекса определено уполномоченное на возбуждение соответствующих дел лицо), не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.4 "Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором" КоАП РФ"Доводы жалобы о том, что дело возбуждено прокурором в нарушение правовой компетенции последнего, несостоятельны. В силу п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. При этом. согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2023 г. N 15-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования указанные нормы не исключают права прокурора возбудить дело об административном правонарушении, не относящемся к административным правонарушениям, перечисленным в ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О проблемных аспектах реализации полномочий прокурора в производстве по делу об административном правонарушении
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Еще два обстоятельства, предоставляющие приоритетные полномочия прокурору возбуждать дела об административных правонарушениях: 1) если было отказано в возбуждении или прекращено производство по уголовному делу, то в любом случае такие материалы направляются надзирающему прокурору <2>, который при выявлении признаков административного правонарушения должен самостоятельно возбуждать такие дела, а не отдавать вопрос на откуп должностным лицам административных органов, которые зачастую выносят определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; 2) также прокурор уполномочен возбудить любое дело об административном правонарушении (не все без исключения) наряду с контролирующими органами, так как акты проверок поступают в органы прокуратуры для контроля выполнения плана проверок или отчета по реализации внеплановых контрольно-надзорных мероприятий <3>.
(Кошелев Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Еще два обстоятельства, предоставляющие приоритетные полномочия прокурору возбуждать дела об административных правонарушениях: 1) если было отказано в возбуждении или прекращено производство по уголовному делу, то в любом случае такие материалы направляются надзирающему прокурору <2>, который при выявлении признаков административного правонарушения должен самостоятельно возбуждать такие дела, а не отдавать вопрос на откуп должностным лицам административных органов, которые зачастую выносят определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; 2) также прокурор уполномочен возбудить любое дело об административном правонарушении (не все без исключения) наряду с контролирующими органами, так как акты проверок поступают в органы прокуратуры для контроля выполнения плана проверок или отчета по реализации внеплановых контрольно-надзорных мероприятий <3>.
Статья: Прекращение судами дел об административных правонарушениях, возбужденных прокурором
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)Полномочие прокурора возбуждать дела об административных правонарушениях при наличии в действиях лиц состава административного правонарушения предусмотрено как Законом о прокуратуре (ст. 25), так и КоАП (ст. 28.4).
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)Полномочие прокурора возбуждать дела об административных правонарушениях при наличии в действиях лиц состава административного правонарушения предусмотрено как Законом о прокуратуре (ст. 25), так и КоАП (ст. 28.4).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2
(ред. от 19.11.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"15. При возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
(ред. от 19.11.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"15. При возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 17
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"37. Следует иметь в виду, что прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 КоАП РФ, а также при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ).
"Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов"37. Следует иметь в виду, что прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 КоАП РФ, а также при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ).
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Компетенция прокурора на возбуждение дел об административных правонарушениях разделяется следующим образом:
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Компетенция прокурора на возбуждение дел об административных правонарушениях разделяется следующим образом:
Статья: Правовая и практическая обусловленность участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
(Назрицкая Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Так, в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано на необходимость судам учитывать п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1, а ст. 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела <6>. Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" с учетом ч. 1 ст. 202 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора по участию в делах об административных правонарушениях определяются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях <7>.
(Назрицкая Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Так, в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано на необходимость судам учитывать п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1, а ст. 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела <6>. Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" с учетом ч. 1 ст. 202 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора по участию в делах об административных правонарушениях определяются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях <7>.
Ситуация: Каков порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По результатам рассмотрения жалобы сотрудник ГИБДД может быть, в частности, привлечен к административной ответственности. Например, к компетенции прокурора отнесено возбуждение дел об административном правонарушении в случае незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 25, п. п. 1, 3 ст. 27 Закона N 2202-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По результатам рассмотрения жалобы сотрудник ГИБДД может быть, в частности, привлечен к административной ответственности. Например, к компетенции прокурора отнесено возбуждение дел об административном правонарушении в случае незаконного ограничения прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ; п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 25, п. п. 1, 3 ст. 27 Закона N 2202-1).
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<18> Полномочия прокурора при возбуждении дела об административном правонарушении // Прокуратура Оренбургской области (рубрика "Прокурор разъясняет"). URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=63185677 (дата публикации: 29.06.2021).
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)<18> Полномочия прокурора при возбуждении дела об административном правонарушении // Прокуратура Оренбургской области (рубрика "Прокурор разъясняет"). URL: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_56/activity/legal-education/explain?item=63185677 (дата публикации: 29.06.2021).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.