Полномочия по установлению вида разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по установлению вида разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Суды правильно указали, что по смыслу части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором представляет собой выявление в Классификаторе и установление земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Установление соответствия между видами разрешенного использования земельных участков согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур. При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется. Публичные власти лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу, прежний вид разрешенного использования не изменяется, но уточняется (при изменении вида разрешенного использования прежний его вид изменяется на иной вид, который функционально отличается от прежнего вида). В пределах своих полномочий орган публичной власти не устанавливает новый и не изменяет ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка, а приводит его в соответствие с действующим классификатором. Аналогичным образом в рамках данной процедуры орган местного самоуправления не изменяет вид разрешенного использования земельного участка в зависимости от фактического использования земельного участка (устанавливает соответствие)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""В пределах указанных в пунктах 11 - 13 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ полномочий орган местного самоуправления не устанавливает новый либо изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему классификатору, в настоящее время утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Действующее законодательство недостаточно четко разграничивает понятия "разрешенное использование земельного участка" и "принадлежность земельного участка к территориальной зоне". В целях разрешения выявленных проблем правового регулирования автор предлагает: разграничить нормы градостроительного и земельного законодательства в части осуществления градостроительного зонирования и установления (изменения) вида разрешенного использования земельного участка; дифференцировать правовое регулирование установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков в зависимости от порядка предоставления земельных участков; наделить органы публичной власти полномочиями по установлению вида разрешенного использования земельных участков в сфере градостроительного зонирования в случаях, предусмотренных федеральным законом.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Действующее законодательство недостаточно четко разграничивает понятия "разрешенное использование земельного участка" и "принадлежность земельного участка к территориальной зоне". В целях разрешения выявленных проблем правового регулирования автор предлагает: разграничить нормы градостроительного и земельного законодательства в части осуществления градостроительного зонирования и установления (изменения) вида разрешенного использования земельного участка; дифференцировать правовое регулирование установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков в зависимости от порядка предоставления земельных участков; наделить органы публичной власти полномочиями по установлению вида разрешенного использования земельных участков в сфере градостроительного зонирования в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья: Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Стоит указать, что первое и третье условия, собственно, являются взаимопересекаемыми постольку, поскольку градостроительный регламент содержит виды разрешенного использования (п. 9 ст. 1 ГрК РФ), а непосредственно выбор основного вида разрешенного использования из их состава, определенного указанным регламентом, - полномочие правообладателя земельного участка (за изъятиями, установленными для арендаторов, получивших право аренды не на конкурсной основе).
(Майборода В.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Стоит указать, что первое и третье условия, собственно, являются взаимопересекаемыми постольку, поскольку градостроительный регламент содержит виды разрешенного использования (п. 9 ст. 1 ГрК РФ), а непосредственно выбор основного вида разрешенного использования из их состава, определенного указанным регламентом, - полномочие правообладателя земельного участка (за изъятиями, установленными для арендаторов, получивших право аренды не на конкурсной основе).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты и принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на поименованных земельных участках, не установлен, земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют вид разрешенного использования "под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки", за третьими лицами не закреплялись, правомерно возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного федерального имущества - Росимущество.
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой"Так, полномочные представители палат Федерального Собрания настаивают на том, что виды разрешенного использования земельного участка должны определяться исходя из положений градостроительных регламентов, а не на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости. Придание действующему законодательству обратного смысла не только противоречило бы требованиям целевого использования земельных участков, но и по существу означало бы возложение на их собственников (правообладателей) обязанностей, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки М.Г. Анциновой"Так, полномочные представители палат Федерального Собрания настаивают на том, что виды разрешенного использования земельного участка должны определяться исходя из положений градостроительных регламентов, а не на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости. Придание действующему законодательству обратного смысла не только противоречило бы требованиям целевого использования земельных участков, но и по существу означало бы возложение на их собственников (правообладателей) обязанностей, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в случае применения ФГБУ "ФКП Росреестра" при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости неверного удельного показателя кадастровой стоимости вследствие ошибочного отнесения земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования соответствующая ошибка может быть исправлена в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона 2015 г. о регистрации недвижимости.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в случае применения ФГБУ "ФКП Росреестра" при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости неверного удельного показателя кадастровой стоимости вследствие ошибочного отнесения земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования соответствующая ошибка может быть исправлена в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона 2015 г. о регистрации недвижимости.
Статья: Нестационарные торговые объекты на земельном участке многоквартирного дома: анализ практики
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Правила благоустройства территории муниципального образования предполагают некоторую сферу, в которой органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества. Таким образом, вести торговую деятельность на земельном участке МКД можно с учетом того, что она является дополнительным видом использования земли. Такое использование допустимо только в виде дополнения к основным видам разрешенного использования. И оно не должно нарушать нормы права.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Правила благоустройства территории муниципального образования предполагают некоторую сферу, в которой органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества. Таким образом, вести торговую деятельность на земельном участке МКД можно с учетом того, что она является дополнительным видом использования земли. Такое использование допустимо только в виде дополнения к основным видам разрешенного использования. И оно не должно нарушать нормы права.
Статья: К вопросу об оценке судом дискреционного административного акта на предмет целесообразности и эффективности
(Нилова Ю.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Приходя к выводу о наличии оснований для признания решений управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений основного вида разрешенного использования земельных участков незаконными, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа установил, что административным ответчиком при реализации дискреционных полномочий и принятии оспариваемого решения не была исполнена обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства (Постановление от 25.07.2023 по делу N А45-28576/2022).
(Нилова Ю.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Приходя к выводу о наличии оснований для признания решений управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений основного вида разрешенного использования земельных участков незаконными, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа установил, что административным ответчиком при реализации дискреционных полномочий и принятии оспариваемого решения не была исполнена обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства (Постановление от 25.07.2023 по делу N А45-28576/2022).
Статья: Правоприменительная практика по изменению или установлению вида разрешенного использования земельного участка
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Здесь же возникает вопрос о трактовке пункта 13 указанной статьи с точки зрения полномочий властного органа. Если в заявлении указано на приведение в соответствие с видом разрешенного использования из Классификатора, который не аналогичен существующему, то уполномоченный орган может ограничиться отказом в оказании такой услуги или исходя из трактовки соответствующей нормы принять решение об установлении иного ВРИ, не указанного в заявлении, но наиболее подходящего с учетом правового режима земельного участка.
(Михольская В.В., Петропавловская Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Здесь же возникает вопрос о трактовке пункта 13 указанной статьи с точки зрения полномочий властного органа. Если в заявлении указано на приведение в соответствие с видом разрешенного использования из Классификатора, который не аналогичен существующему, то уполномоченный орган может ограничиться отказом в оказании такой услуги или исходя из трактовки соответствующей нормы принять решение об установлении иного ВРИ, не указанного в заявлении, но наиболее подходящего с учетом правового режима земельного участка.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Ввиду невозможности использования земельного участка из земель запаса для каких-либо целей отсутствует необходимость и правовая возможность определения вида разрешенного использования земельных участков с данной категорией. В связи с чем для земель запаса, согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации <19>, не устанавливаются градостроительные регламенты <20>. В этой связи представляется целесообразным наделить полномочием по осуществлению государственного земельного надзора в отношении данной категории земель один уровень публичной власти, а именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Ввиду невозможности использования земельного участка из земель запаса для каких-либо целей отсутствует необходимость и правовая возможность определения вида разрешенного использования земельных участков с данной категорией. В связи с чем для земель запаса, согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации <19>, не устанавливаются градостроительные регламенты <20>. В этой связи представляется целесообразным наделить полномочием по осуществлению государственного земельного надзора в отношении данной категории земель один уровень публичной власти, а именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В настоящее время практика показывает, что полномочие имеет значение не только применительно к наличию распорядительной компетенции, но и применительно к определению разрешенного вида использования земельного участка. Интересным в данной связи является следующее дело из судебной практики.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В настоящее время практика показывает, что полномочие имеет значение не только применительно к наличию распорядительной компетенции, но и применительно к определению разрешенного вида использования земельного участка. Интересным в данной связи является следующее дело из судебной практики.
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)Позиция полномочных представителей идентична мнению заявителя по делу и сводится к тому, что виды разрешенного использования должны определяться исходя из положений градостроительных регламентов, а не на основании сведений, внесенных в ЕГРН. Как указывают полномочные представители палат: "иное толкование приведет к нарушению требований целевого использования земельного участка и возложит на собственников (правообладателей) земельных участков дополнительные обязанности" [1].
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)Позиция полномочных представителей идентична мнению заявителя по делу и сводится к тому, что виды разрешенного использования должны определяться исходя из положений градостроительных регламентов, а не на основании сведений, внесенных в ЕГРН. Как указывают полномочные представители палат: "иное толкование приведет к нарушению требований целевого использования земельного участка и возложит на собственников (правообладателей) земельных участков дополнительные обязанности" [1].
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, выдавать разрешение на изменение основного или вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка выглядит в данном контексте как выход за пределы полномочий, установленных федеральным законом <5>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Таким образом, выдавать разрешение на изменение основного или вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка выглядит в данном контексте как выход за пределы полномочий, установленных федеральным законом <5>.
Статья: О допустимости выбора собственником земельного участка вида разрешенного использования "запас" (на примере анализа Правил землепользования и застройки муниципальных образований Свердловской области)
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Установление видов разрешенного использования (в том числе "запас") в правилах землепользования и застройки входит в дискреционные полномочия органов местного самоуправления.
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)Установление видов разрешенного использования (в том числе "запас") в правилах землепользования и застройки входит в дискреционные полномочия органов местного самоуправления.
Статья: Вопросы использования и охраны земель в стратегическом планировании недропользования на федеральном уровне
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Примечательно, что рациональное природопользование рассматривается в Доктрине как один из принципов обеспечения энергетической безопасности (п. 23). В сущности, данный принцип мог бы послужить основой выработки концепции, обосновывающей право недропользователя на использование части соответствующей земной поверхности, поскольку это объективно необходимый этап для осуществления пользования недрами. Рациональным природопользованием может быть аргументирована обязательность предоставления земельного участка или земель, выдачи разрешения на их использование, заключения договора и т.д.: если государство предоставляет участок недр в пользование, выдает для его освоения лицензию конкретному пользователю недр, то вполне обоснованно передать для этого в надлежащем порядке часть необходимой для доступа к участку недр земной поверхности. Все вопросы о возможности использования земельных участков и земель недропользователем, соблюдении правового режима соответствующей категории земель и вида разрешенного использования земельного участка целесообразно разрешить при этом до предоставления участка недр в пользование. В противном случае такое предоставление иногда элементарно утрачивает смысл, наталкиваясь на особенности правового режима земель и земельных участков, неясность правовых норм и отсутствие закрепления определенных полномочий ответственных лиц как их обязанности, что приводит к невозможности осуществления условий, установленных в лицензии на пользование недрами, и в самых проблемных случаях - к досрочному прекращению права пользования недрами <12>.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Примечательно, что рациональное природопользование рассматривается в Доктрине как один из принципов обеспечения энергетической безопасности (п. 23). В сущности, данный принцип мог бы послужить основой выработки концепции, обосновывающей право недропользователя на использование части соответствующей земной поверхности, поскольку это объективно необходимый этап для осуществления пользования недрами. Рациональным природопользованием может быть аргументирована обязательность предоставления земельного участка или земель, выдачи разрешения на их использование, заключения договора и т.д.: если государство предоставляет участок недр в пользование, выдает для его освоения лицензию конкретному пользователю недр, то вполне обоснованно передать для этого в надлежащем порядке часть необходимой для доступа к участку недр земной поверхности. Все вопросы о возможности использования земельных участков и земель недропользователем, соблюдении правового режима соответствующей категории земель и вида разрешенного использования земельного участка целесообразно разрешить при этом до предоставления участка недр в пользование. В противном случае такое предоставление иногда элементарно утрачивает смысл, наталкиваясь на особенности правового режима земель и земельных участков, неясность правовых норм и отсутствие закрепления определенных полномочий ответственных лиц как их обязанности, что приводит к невозможности осуществления условий, установленных в лицензии на пользование недрами, и в самых проблемных случаях - к досрочному прекращению права пользования недрами <12>.