Полномочия директора при конкурсном производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия директора при конкурсном производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Компетенция общего собрания акционеров
(КонсультантПлюс, 2025)...в соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
(КонсультантПлюс, 2025)...в соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 137 "Право на обжалование" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")После этого общество было признано банкротом. С момента введения в отношении должника конкурсного производства полномочия руководителя должника прекращаются. Конкурсным управляющим представлено письмо, в котором он выразил свое согласие с нарушениями налогового законодательства, изложенными в акте выездной проверки и дополнении к акту.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")После этого общество было признано банкротом. С момента введения в отношении должника конкурсного производства полномочия руководителя должника прекращаются. Конкурсным управляющим представлено письмо, в котором он выразил свое согласие с нарушениями налогового законодательства, изложенными в акте выездной проверки и дополнении к акту.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Заинтересованность в совершении акционерным обществом сделкиПункт 2 ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве) предусматривает, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства полномочия руководителя должника и иных органов управления должника прекращаются.
Готовое решение: Какие выплаты полагаются руководителю организации (генеральному директору) при увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, конкурсный управляющий вправе уволить его в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом. То есть единственно возможное основание увольнения руководителя организации на стадии конкурсного производства законом не предусмотрено, все зависит от конкретных обстоятельств дела. Это следует из п. 2 ст. 126, п. п. 1, 3 ст. 129 Закона о банкротстве.
(КонсультантПлюс, 2025)С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, конкурсный управляющий вправе уволить его в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом. То есть единственно возможное основание увольнения руководителя организации на стадии конкурсного производства законом не предусмотрено, все зависит от конкретных обстоятельств дела. Это следует из п. 2 ст. 126, п. п. 1, 3 ст. 129 Закона о банкротстве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"130. В соответствии с пунктом 1 статьи 94, пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия руководителя должника прекращаются с даты введения внешнего управления, а с открытием конкурсного производства прекращаются полномочия как руководителя должника, так и иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника), в связи с чем действие доверенностей, выданных указанными лицами для представления интересов должника, прекращается (подпункт 7 пункта 1 статьи 188 ГК РФ).
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"130. В соответствии с пунктом 1 статьи 94, пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочия руководителя должника прекращаются с даты введения внешнего управления, а с открытием конкурсного производства прекращаются полномочия как руководителя должника, так и иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника), в связи с чем действие доверенностей, выданных указанными лицами для представления интересов должника, прекращается (подпункт 7 пункта 1 статьи 188 ГК РФ).
Статья: Пороки процессуального положения лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве
(Морковская К.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)По закону с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего бывший руководитель обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему (ст. 126 Закона о банкротстве). Тогда же весь этот массив документов анализирует конкурсный управляющий, на основании него (или ответов на запросы) ведет процедуру банкротства, подготавливает анализ финансового состояния должника, а также заключение о наличии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
(Морковская К.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)По закону с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего бывший руководитель обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему (ст. 126 Закона о банкротстве). Тогда же весь этот массив документов анализирует конкурсный управляющий, на основании него (или ответов на запросы) ведет процедуру банкротства, подготавливает анализ финансового состояния должника, а также заключение о наличии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
Статья: Об особенностях банковского обслуживания счетов банкротов
(Белов А.К.)
("Арбитражный управляющий", 2023, N 1)С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника) (статья 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)).
(Белов А.К.)
("Арбитражный управляющий", 2023, N 1)С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника) (статья 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Во-первых, управление деятельностью должника в ходе реализации процедур наблюдения и финансового оздоровления осуществляют органы юридического лица, включая руководителя юридического лица, а не арбитражный управляющий. Даже тогда, когда руководитель должника отстраняется от должности, исполнение обязанностей руководителя возлагается не на арбитражного управляющего, а на заместителя руководителя или другого работника должника (ст. 69, п. 2 ст. 82 Закона о банкротстве). В ходе реализации процедур внешнего управления и конкурсного производства полномочия руководителя и иных органов управления должника, действительно, переходят к арбитражному управляющему (п. 1 ст. 94, п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). Однако это свидетельствует лишь о том, что в силу закона расширились возможности арбитражного управляющего в отношении имущества должника, у него появились в дополнение ко всему полномочия органов управления юридического лица - должника.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Во-первых, управление деятельностью должника в ходе реализации процедур наблюдения и финансового оздоровления осуществляют органы юридического лица, включая руководителя юридического лица, а не арбитражный управляющий. Даже тогда, когда руководитель должника отстраняется от должности, исполнение обязанностей руководителя возлагается не на арбитражного управляющего, а на заместителя руководителя или другого работника должника (ст. 69, п. 2 ст. 82 Закона о банкротстве). В ходе реализации процедур внешнего управления и конкурсного производства полномочия руководителя и иных органов управления должника, действительно, переходят к арбитражному управляющему (п. 1 ст. 94, п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). Однако это свидетельствует лишь о том, что в силу закона расширились возможности арбитражного управляющего в отношении имущества должника, у него появились в дополнение ко всему полномочия органов управления юридического лица - должника.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Если в последующем вводятся другие процедуры несостоятельности, то ограничений и запретов становится значительно больше. Так, в рамках процедуры финансового оздоровления органы управления юридического лица еще сохраняются. При этом расширяется перечень сделок, которые не могут быть совершены как без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), так и без согласия арбитражного управляющего (см. ст. 82 Закона о несостоятельности). В рамках процедуры внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, а компетенция органов управления юридического лица ограничивается только теми вопросами, которые непосредственно указаны в законе (см. ст. 94 Закона о несостоятельности). Процедура конкурсного производства характеризуется фактически полным переходом управления от лиц, которые ранее управляли юридическим лицом, к арбитражному управляющему, собранию кредиторов, комитету кредиторов. В п. 2 ст. 126 Закона о несостоятельности указывается, что "с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника)". Фактически получается так, что по мере изменения процедур по направлению от реабилитационных к ликвидационным изменяется объем и содержание управленческих полномочий лиц, которые управляют юридическим лицом в обычном состоянии (прежде всего - учредители [участники] юридического лица, члены коллегиального органа управления, лица, осуществляющие полномочия исполнительных органов), но при этом управленческие полномочия наращиваются у собрания кредиторов, комитета кредиторов и арбитражного управляющего.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Если в последующем вводятся другие процедуры несостоятельности, то ограничений и запретов становится значительно больше. Так, в рамках процедуры финансового оздоровления органы управления юридического лица еще сохраняются. При этом расширяется перечень сделок, которые не могут быть совершены как без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), так и без согласия арбитражного управляющего (см. ст. 82 Закона о несостоятельности). В рамках процедуры внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, а компетенция органов управления юридического лица ограничивается только теми вопросами, которые непосредственно указаны в законе (см. ст. 94 Закона о несостоятельности). Процедура конкурсного производства характеризуется фактически полным переходом управления от лиц, которые ранее управляли юридическим лицом, к арбитражному управляющему, собранию кредиторов, комитету кредиторов. В п. 2 ст. 126 Закона о несостоятельности указывается, что "с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника)". Фактически получается так, что по мере изменения процедур по направлению от реабилитационных к ликвидационным изменяется объем и содержание управленческих полномочий лиц, которые управляют юридическим лицом в обычном состоянии (прежде всего - учредители [участники] юридического лица, члены коллегиального органа управления, лица, осуществляющие полномочия исполнительных органов), но при этом управленческие полномочия наращиваются у собрания кредиторов, комитета кредиторов и арбитражного управляющего.
Статья: Процедуры банкротства как основание прекращения доверенностей
(Нохрина М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)По мнению Е.А. Папченковой, российское законодательство о банкротстве не знает положений о том, что введение той или иной процедуры банкротства лишает лицо права выдавать доверенности. Как пишет автор, при введении конкурсного производства с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). При этом о блокировании возможности выдачи доверенности в Законе ничего не сказано. Нет таких положений и в отношении внешнего управления (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве). Вместе с тем Е.А. Папченкова пишет, что сама формулировка нормы "утрата права самостоятельной выдачи доверенностей" не совсем корректна. Если речь идет о банкротстве юридического лица, то при введении внешнего управления или конкурсного производства должник (юридическое лицо) не утрачивает право выдачи доверенностей, у него лишь сменяется руководитель: вместо директора, избранного в корпоративном порядке, приходит внешний или конкурсный управляющий. Такой управляющий вправе выдать доверенность от имени организации-должника, а значит, это право у организации сохраняется. Точно так же при банкротстве физических лиц в Законе о банкротстве нигде не сказано о прекращении права гражданина самостоятельно выдавать доверенности <5>.
(Нохрина М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)По мнению Е.А. Папченковой, российское законодательство о банкротстве не знает положений о том, что введение той или иной процедуры банкротства лишает лицо права выдавать доверенности. Как пишет автор, при введении конкурсного производства с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя и иных органов управления должника (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве). При этом о блокировании возможности выдачи доверенности в Законе ничего не сказано. Нет таких положений и в отношении внешнего управления (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве). Вместе с тем Е.А. Папченкова пишет, что сама формулировка нормы "утрата права самостоятельной выдачи доверенностей" не совсем корректна. Если речь идет о банкротстве юридического лица, то при введении внешнего управления или конкурсного производства должник (юридическое лицо) не утрачивает право выдачи доверенностей, у него лишь сменяется руководитель: вместо директора, избранного в корпоративном порядке, приходит внешний или конкурсный управляющий. Такой управляющий вправе выдать доверенность от имени организации-должника, а значит, это право у организации сохраняется. Точно так же при банкротстве физических лиц в Законе о банкротстве нигде не сказано о прекращении права гражданина самостоятельно выдавать доверенности <5>.
Готовое решение: Кто является законным представителем юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)конкурсный управляющий или иное лицо - при банкротстве. При рассмотрении дела о банкротстве юрлица полномочия его законных представителей ограничиваются или прекращаются по правилам той процедуры, которая применяется в деле. В частности, полномочия руководителя прекращаются с даты открытия конкурсного производства (п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве).
(КонсультантПлюс, 2025)конкурсный управляющий или иное лицо - при банкротстве. При рассмотрении дела о банкротстве юрлица полномочия его законных представителей ограничиваются или прекращаются по правилам той процедуры, которая применяется в деле. В частности, полномочия руководителя прекращаются с даты открытия конкурсного производства (п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве).
Статья: Реализация права на освобождение от ответственности при заключении мирового соглашения субъектами предпринимательства
(Зимнева С.В., Лукьяненко М.Ф.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Несмотря на то что в силу п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, должник остается самостоятельным субъектом гражданских правоотношений вплоть до его ликвидации.
(Зимнева С.В., Лукьяненко М.Ф.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Несмотря на то что в силу п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, должник остается самостоятельным субъектом гражданских правоотношений вплоть до его ликвидации.
Статья: Банкротство унитарного предприятия: особенности проведения
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)КАС РФ не содержит отдельной нормы по порядку участия в административном процессе конкурсного управляющего. Действия конкурсного управляющего как представителя должника чем-то схожи с действиями ликвидатора, но имеют определенные особенности. При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица полномочия его законных представителей, уполномоченных действовать без доверенности, ограничиваются или прекращаются по правилам той процедуры, которая применяется в деле. В частности, полномочия руководителя прекращаются с даты открытия конкурсного производства (п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также - Закон о банкротстве)). Полномочия конкурсного управляющего утверждаются определением арбитражного суда с момента оглашения его резолютивной части, так как в силу п. 2 ст. 52 и п. 1 ст. 127 Закона о банкротстве судебный акт об утверждении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению. Таким образом, конкурсный управляющий в рамках административного дела действует в суде на основании судебного акта арбитражного суда и не должен иметь соответствующей доверенности. Так, например, Московской областной суд 15.08.2016 по делу N 33а-22257/2016 и Приморский краевой суд 08.06.2022 по делу N 33а-5127/2022 в своих апелляционных определениях не согласились с выводами судов первой инстанции об отсутствии полномочий у конкурсного управляющего на участие в судебном заседании, а соответственно, о необходимости ему иметь для этого доверенность.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)КАС РФ не содержит отдельной нормы по порядку участия в административном процессе конкурсного управляющего. Действия конкурсного управляющего как представителя должника чем-то схожи с действиями ликвидатора, но имеют определенные особенности. При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица полномочия его законных представителей, уполномоченных действовать без доверенности, ограничиваются или прекращаются по правилам той процедуры, которая применяется в деле. В частности, полномочия руководителя прекращаются с даты открытия конкурсного производства (п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также - Закон о банкротстве)). Полномочия конкурсного управляющего утверждаются определением арбитражного суда с момента оглашения его резолютивной части, так как в силу п. 2 ст. 52 и п. 1 ст. 127 Закона о банкротстве судебный акт об утверждении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению. Таким образом, конкурсный управляющий в рамках административного дела действует в суде на основании судебного акта арбитражного суда и не должен иметь соответствующей доверенности. Так, например, Московской областной суд 15.08.2016 по делу N 33а-22257/2016 и Приморский краевой суд 08.06.2022 по делу N 33а-5127/2022 в своих апелляционных определениях не согласились с выводами судов первой инстанции об отсутствии полномочий у конкурсного управляющего на участие в судебном заседании, а соответственно, о необходимости ему иметь для этого доверенность.