Политические преступления
Подборка наиболее важных документов по запросу Политические преступления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Причины совершения преступлений против основ политической системы
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 1)"Российский следователь", 2021, N 1
(Дегтерев А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 1)"Российский следователь", 2021, N 1
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)В свете вышеизложенного и с учетом предполагаемого или фактического членства заявителя в движении "Хизмет" Комитет посчитал - именно государству-участнику надлежало провести индивидуальную оценку личной и реальной опасности, которой заявитель может подвергнуться в Турции, принимая во внимание, в частности, документально подтвержденное обращение турецких властей с лицами, связанными с этим движением, а не полагаясь на то, что просьба о выдаче была направлена на основании соглашения между обеими странами и что вменяемые заявителю преступления являются общеуголовными преступлениями, наказание за которые предусматривается и законодательством Марокко. Комитет также обратил - в статье 721 Уголовно-процессуального кодекса Марокко не содержится конкретного упоминания об опасности применения пыток и жестокого обращения в случае выдачи, а зафиксирована лишь опасность ухудшения личного положения лица, в отношении которого была запрошена выдача по какой-бы то ни было причине, связанной с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями, в случае, если преступление, в связи с которым она запрашивается, квалифицируется государством-участником как политическое преступление или преступление, относящиеся к политическим преступлениям. В данном случае с учетом оценки, проведенной Кассационным судом, уполномоченным выносить решения по вопросу о выдаче, Комитет не смог сделать вывод о том, что этот суд рассмотрел аргументы о наличии в настоящее время для заявителя предсказуемой, реальной и личной опасности подвергнуться пыткам в случае его выдачи Турции <76> (пункт 7.11 Решения).
(подготовлен Верховным Судом РФ)В свете вышеизложенного и с учетом предполагаемого или фактического членства заявителя в движении "Хизмет" Комитет посчитал - именно государству-участнику надлежало провести индивидуальную оценку личной и реальной опасности, которой заявитель может подвергнуться в Турции, принимая во внимание, в частности, документально подтвержденное обращение турецких властей с лицами, связанными с этим движением, а не полагаясь на то, что просьба о выдаче была направлена на основании соглашения между обеими странами и что вменяемые заявителю преступления являются общеуголовными преступлениями, наказание за которые предусматривается и законодательством Марокко. Комитет также обратил - в статье 721 Уголовно-процессуального кодекса Марокко не содержится конкретного упоминания об опасности применения пыток и жестокого обращения в случае выдачи, а зафиксирована лишь опасность ухудшения личного положения лица, в отношении которого была запрошена выдача по какой-бы то ни было причине, связанной с его расой, религией, гражданством или политическими убеждениями, в случае, если преступление, в связи с которым она запрашивается, квалифицируется государством-участником как политическое преступление или преступление, относящиеся к политическим преступлениям. В данном случае с учетом оценки, проведенной Кассационным судом, уполномоченным выносить решения по вопросу о выдаче, Комитет не смог сделать вывод о том, что этот суд рассмотрел аргументы о наличии в настоящее время для заявителя предсказуемой, реальной и личной опасности подвергнуться пыткам в случае его выдачи Турции <76> (пункт 7.11 Решения).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 4 (2019)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)<3> Заявители обвинялись в религиозных и политически мотивированных преступлениях в Таджикистане и Узбекистане.
(подготовлен Верховным Судом РФ)<3> Заявители обвинялись в религиозных и политически мотивированных преступлениях в Таджикистане и Узбекистане.
Статья: Принципы и значение уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде
(Сидорова Е.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 4)ПРИНЦИПЫ И ЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
(Сидорова Е.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 4)ПРИНЦИПЫ И ЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Практика репрессий против "членов семей изменников родины", обозначаемых аббревиатурой ЧСИР, активно применялась в 30-е и 40-е гг., когда члены семьи подлежали аресту вместе с обвиняемыми в политических преступлениях. Нередко супруги и совершеннолетние дети обвиненных либо расстреливались, либо отправлялись в лагеря или в ссылку, а малолетние дети помещались в детские учреждения с присвоением новой фамилии <1>. 24.06.1942 было принято секретное Постановление ГКО N 1926сс "О членах семей изменников родины" <2>, установившее, что совершеннолетние члены семей лиц, осужденных к высшей мере наказания по ст. 58-1а УК РСФСР, подлежат аресту и ссылке в отдаленные местности на срок 5 лет.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Практика репрессий против "членов семей изменников родины", обозначаемых аббревиатурой ЧСИР, активно применялась в 30-е и 40-е гг., когда члены семьи подлежали аресту вместе с обвиняемыми в политических преступлениях. Нередко супруги и совершеннолетние дети обвиненных либо расстреливались, либо отправлялись в лагеря или в ссылку, а малолетние дети помещались в детские учреждения с присвоением новой фамилии <1>. 24.06.1942 было принято секретное Постановление ГКО N 1926сс "О членах семей изменников родины" <2>, установившее, что совершеннолетние члены семей лиц, осужденных к высшей мере наказания по ст. 58-1а УК РСФСР, подлежат аресту и ссылке в отдаленные местности на срок 5 лет.
Статья: Налоговые преступления и судебная налоговая экспертиза как необходимый инструмент их выявления и раскрытия
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Уровень организации, распределение функций и дисциплинированность в экономической преступности выше, чем у организованной преступности в целом. Это усложняет противодействие и требует обнаружения и пресечения такой преступности на ранних стадиях. Однако ситуация усугубляется тем, что высокая скрытность экономической преступности и устойчивые коррупционные связи снижают возможность и оперативность выявления такого рода преступлений. Благодаря сильной системе защиты от социального контроля, осуществляемой через коррупцию, экономическая преступность успешно противостоит работе правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений в экономической сфере. Административное, гражданское, банковское, налоговое, уголовное и уголовно-процессуальное, оперативно-разыскное и иное законодательство постоянно совершенствуется, что, в свою очередь, сказывается на количественно-качественных изменениях, происходящих в содержании понятия "латентная экономическая и коррупционная преступность" [3]. В таких условиях оперативная оценка ситуации, анализ, мониторинг и интерпретация результатов исследований играют важную роль в формировании представления о реальном состоянии экономической преступности, уровне "профессионализма" преступников, уровне коррумпированности, а также предоставляет информационную базу для разработки политики противодействия экономической преступности, осуществляемой государством и местными властями.
(Жильцова Ю.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 6)Уровень организации, распределение функций и дисциплинированность в экономической преступности выше, чем у организованной преступности в целом. Это усложняет противодействие и требует обнаружения и пресечения такой преступности на ранних стадиях. Однако ситуация усугубляется тем, что высокая скрытность экономической преступности и устойчивые коррупционные связи снижают возможность и оперативность выявления такого рода преступлений. Благодаря сильной системе защиты от социального контроля, осуществляемой через коррупцию, экономическая преступность успешно противостоит работе правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений в экономической сфере. Административное, гражданское, банковское, налоговое, уголовное и уголовно-процессуальное, оперативно-разыскное и иное законодательство постоянно совершенствуется, что, в свою очередь, сказывается на количественно-качественных изменениях, происходящих в содержании понятия "латентная экономическая и коррупционная преступность" [3]. В таких условиях оперативная оценка ситуации, анализ, мониторинг и интерпретация результатов исследований играют важную роль в формировании представления о реальном состоянии экономической преступности, уровне "профессионализма" преступников, уровне коррумпированности, а также предоставляет информационную базу для разработки политики противодействия экономической преступности, осуществляемой государством и местными властями.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> Но в то же время В.М. Лебедев приводит в пример содержание Директивного письма от 15.12.1938 Председателя Верховного Суда СССР И.Т. Голякова (директора ВИЮНа) и народного комиссара юстиции Н.М. Рычкова, в котором они призывали судей тщательно проверять материалы дел и не принимать к производству дела, основанные только на признаниях обвиняемых, в результате чего более половины дел по обвинениям в политических преступлениях было возвращено на доследование, а число оправдательных приговоров значительно увеличилось (см.: Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2018).
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)<1> Но в то же время В.М. Лебедев приводит в пример содержание Директивного письма от 15.12.1938 Председателя Верховного Суда СССР И.Т. Голякова (директора ВИЮНа) и народного комиссара юстиции Н.М. Рычкова, в котором они призывали судей тщательно проверять материалы дел и не принимать к производству дела, основанные только на признаниях обвиняемых, в результате чего более половины дел по обвинениям в политических преступлениях было возвращено на доследование, а число оправдательных приговоров значительно увеличилось (см.: Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М., 2018).
Статья: Формирование института судебного следователя в Российской империи
(Медведев В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)В 1860 году объем полномочий и обязанностей судебного следователя варьировался в рамках общего определения функционального назначения, закрепленного в отд. II ст. 9 Учреждения судебных следователей и сводимого к поиску и закреплению доказательств, необходимых суду для вынесения "правильного" приговора о преступлении или проступке. Позднее, по итогам либеральных реформ, речь уже шла об учреждаемом окружном суде. Ряд дел, например по политическим преступлениям, подлежали рассмотрению судебной палатой в качестве первой инстанции и расследовались одним из ее членов по назначению председателя. Однако если назначенное лицо не могло приступить к выполнению своих обязанностей, проведение всех надлежащих мероприятий в полном объеме вверялось местному судебному следователю, на участке которого произошло преступление (ст. 1036 - 1041 Устава уголовного судопроизводства 1864 года) <10>. На практике же жандармские управления присваивали право ведения дел по преступлениям с политическими мотивами с последующей передачей материалов в суд, тем самым фактически отстраняя от работы членов судебных палат или судебных следователей. После успешного покушения на шефа жандармов Н.В. Мезенцова 4 августа 1878 г. и бегства за границу убийцы-террориста С. Кравчинского ведение дел о государственных преступлениях в духе полицейского государства поручалось жандармам, часто прямым распоряжением монарха, что стало общим правилом.
(Медведев В.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 3)В 1860 году объем полномочий и обязанностей судебного следователя варьировался в рамках общего определения функционального назначения, закрепленного в отд. II ст. 9 Учреждения судебных следователей и сводимого к поиску и закреплению доказательств, необходимых суду для вынесения "правильного" приговора о преступлении или проступке. Позднее, по итогам либеральных реформ, речь уже шла об учреждаемом окружном суде. Ряд дел, например по политическим преступлениям, подлежали рассмотрению судебной палатой в качестве первой инстанции и расследовались одним из ее членов по назначению председателя. Однако если назначенное лицо не могло приступить к выполнению своих обязанностей, проведение всех надлежащих мероприятий в полном объеме вверялось местному судебному следователю, на участке которого произошло преступление (ст. 1036 - 1041 Устава уголовного судопроизводства 1864 года) <10>. На практике же жандармские управления присваивали право ведения дел по преступлениям с политическими мотивами с последующей передачей материалов в суд, тем самым фактически отстраняя от работы членов судебных палат или судебных следователей. После успешного покушения на шефа жандармов Н.В. Мезенцова 4 августа 1878 г. и бегства за границу убийцы-террориста С. Кравчинского ведение дел о государственных преступлениях в духе полицейского государства поручалось жандармам, часто прямым распоряжением монарха, что стало общим правилом.
Статья: О тенденциях современной уголовной политики в сфере противодействия преступности
(Крайнова Н.А.)
("Российский следователь", 2024, N 5)В работе анализируются основные тенденции уголовной политики в сфере противодействия преступности на современном этапе. Сделан общий вывод о необходимости концептуализации российской уголовной политики на основе внедрения стратегии (концепции) противодействия преступности, формирования единого права противодействия преступности.
(Крайнова Н.А.)
("Российский следователь", 2024, N 5)В работе анализируются основные тенденции уголовной политики в сфере противодействия преступности на современном этапе. Сделан общий вывод о необходимости концептуализации российской уголовной политики на основе внедрения стратегии (концепции) противодействия преступности, формирования единого права противодействия преступности.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Но по политическим преступлениям судебная палата выступала и в качестве суда первой инстанции. В этом случае дело по существу рассматривалось "особым присутствием судебной палаты с участием сословных представителей". Особое присутствие состояло из председателя департамента судебной палаты, трех членов его и трех представителей от основных сословий Российской империи.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Но по политическим преступлениям судебная палата выступала и в качестве суда первой инстанции. В этом случае дело по существу рассматривалось "особым присутствием судебной палаты с участием сословных представителей". Особое присутствие состояло из председателя департамента судебной палаты, трех членов его и трех представителей от основных сословий Российской империи.
Статья: Полицейская провокация: ретроспективный обзор отечественной и зарубежной практики
(Билык В.И.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Таким образом, все ведомственные нормативные правовые акты того периода, регламентирующие деятельность разыскных и жандармских учреждений, категорически запрещали использовать провокацию в качестве метода борьбы как с общеуголовными, так и с политическими преступлениями.
(Билык В.И.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Таким образом, все ведомственные нормативные правовые акты того периода, регламентирующие деятельность разыскных и жандармских учреждений, категорически запрещали использовать провокацию в качестве метода борьбы как с общеуголовными, так и с политическими преступлениями.
Статья: Суд присяжных в Российской империи: осмысление первого опыта в период контрреформ 1880 - 1890-х гг. (к 160-летию судебной реформы)
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Ключевые слова: суд присяжных, судебная реформа, контрреформа, старшина присяжных, оправдательный вердикт, юрисдикция присяжных, законодательство, политические преступления, государственное обвинение, отвод присяжных заседателей, судебная система, оценки суда присяжных.
(Жолобова Г.А., Курамшин Д.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Ключевые слова: суд присяжных, судебная реформа, контрреформа, старшина присяжных, оправдательный вердикт, юрисдикция присяжных, законодательство, политические преступления, государственное обвинение, отвод присяжных заседателей, судебная система, оценки суда присяжных.