Подлежат обязательному контролю
Подборка наиболее важных документов по запросу Подлежат обязательному контролю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Банковский счет: Клиент хочет взыскать комиссию, списанную Банком при закрытии счета за непредставление запрашиваемых в рамках Закона о ПОД/ФТ документов
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на непредставление доказательств того, что операции Клиента подлежат обязательному контролю или совершены им в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, имеют запутанный или необычный характер и т.д. >>>
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на непредставление доказательств того, что операции Клиента подлежат обязательному контролю или совершены им в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, имеют запутанный или необычный характер и т.д. >>>
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России, Росфинмониторинг, иной административный орган) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Например, за неисполнение обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля; непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России, Росфинмониторинг, иной административный орган) привлек Организацию (ИП) к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Например, за неисполнение обязанностей по организации и осуществлению внутреннего контроля; непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
Вопрос: Об информировании кредитной организацией уполномоченного органа о совершенных клиентами до 14.07.2022 подлежащих обязательному контролю операциях, выявленных позже указанной даты.
(Письмо Банка России от 06.02.2023 N 12-4-2/742)Вопрос: Банк просит дать разъяснение по вопросу о необходимости направления сообщения в уполномоченный орган о подлежащей обязательному контролю операции клиента, совершенной до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ <1>, установившего в качестве критерия отнесения операций к подлежащим обязательному контролю новые суммовые пороги, выявленной банком по итогам анализа сведений (документов), полученных от клиента после вступления в силу данного Федерального закона.
(Письмо Банка России от 06.02.2023 N 12-4-2/742)Вопрос: Банк просит дать разъяснение по вопросу о необходимости направления сообщения в уполномоченный орган о подлежащей обязательному контролю операции клиента, совершенной до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 331-ФЗ <1>, установившего в качестве критерия отнесения операций к подлежащим обязательному контролю новые суммовые пороги, выявленной банком по итогам анализа сведений (документов), полученных от клиента после вступления в силу данного Федерального закона.
Ситуация: Как перечислить алименты по почте?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Перевод денежных средств по почте подлежит обязательному контролю, если сумма перевода составляет 100 000 руб. и более (в эквивалентном размере, если перевод произведен в иностранной валюте) (п. 1.7 ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Перевод денежных средств по почте подлежит обязательному контролю, если сумма перевода составляет 100 000 руб. и более (в эквивалентном размере, если перевод произведен в иностранной валюте) (п. 1.7 ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В названном Письме Минфина России от 25 декабря 2013 г. N 07-04-15/57289 при применении указанного документа N ПЗ-11/2013 предписано иметь в виду, что внутренний контроль, предусмотренный иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон, организуется и осуществляется экономическим субъектом в соответствии с такими федеральными законами. В качестве примера такого "иного" федерального законодательного акта можно упомянуть Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (наименование в ред. Федерального закона от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ) <236>, предусматривающий внутренний контроль, представляющий собой согласно определению, данному в ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ <237>) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Ситуация: Как физическому лицу купить и продать (обменять) иностранную валюту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Купля-продажа иностранной валюты физическим лицом на сумму от 1 млн руб. подлежит обязательному контролю. В связи с этим банк вправе по своему усмотрению запросить у вас пояснения, например, об источнике денежных средств (пп. 1 п. 1 ст. 6, пп. 1.1, 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Купля-продажа иностранной валюты физическим лицом на сумму от 1 млн руб. подлежит обязательному контролю. В связи с этим банк вправе по своему усмотрению запросить у вас пояснения, например, об источнике денежных средств (пп. 1 п. 1 ст. 6, пп. 1.1, 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Вопрос: О приостановлении операции и направлении сведений о ней как о подлежащей обязательному контролю при погашении займа физлицом, включенным в Перечень экстремистов/террористов, и заполнении ФЭС МФО.
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Вопрос: У членов саморегулируемой организации микрофинансовых организаций (далее - МФО, Общество) возникают вопросы о порядке распределения обязанности направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, между МФО и кредитными организациями (далее - КО), участвующими в проведении операции погашения обязательств по выданному микрозайму, одной из сторон которой является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организаций или физического лица (далее - ОПОК).
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)Вопрос: У членов саморегулируемой организации микрофинансовых организаций (далее - МФО, Общество) возникают вопросы о порядке распределения обязанности направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, между МФО и кредитными организациями (далее - КО), участвующими в проведении операции погашения обязательств по выданному микрозайму, одной из сторон которой является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организаций или физического лица (далее - ОПОК).
Статья: Учет драгметаллов в вопросах и ответах: контроль операций купли-продажи, расчет ОВП
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Операции, подлежащие обязательному контролю
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Операции, подлежащие обязательному контролю
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Речь идет о следующих статьях названного Закона: ст. 6 "Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю", ст. 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", ст. 7.3 "Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц" и ст. 7.5 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Речь идет о следующих статьях названного Закона: ст. 6 "Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю", ст. 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", ст. 7.3 "Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц" и ст. 7.5 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании организаций и физических лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемые в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН".
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
Вопрос: Об отнесении кредитными организациями операций к подлежащим обязательному контролю и направлении сведений о них в уполномоченный орган при наличии в платежном документе аббревиатур и сокращений.
(Письмо Банка России от 21.02.2024 N 12-4-2/1156)Вопрос: Об отнесении кредитными организациями операций к подлежащим обязательному контролю и направлении сведений о них в уполномоченный орган при наличии в платежном документе аббревиатур и сокращений.
(Письмо Банка России от 21.02.2024 N 12-4-2/1156)Вопрос: Об отнесении кредитными организациями операций к подлежащим обязательному контролю и направлении сведений о них в уполномоченный орган при наличии в платежном документе аббревиатур и сокращений.
Ситуация: В каких случаях необходимо предоставление сведений о счетах (вкладах) гражданина третьим лицам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Совершение клиентом банка операции с денежными средствами, подлежащей обязательному контролю в соответствии с Законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (например, если одной из сторон операции является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму). В данном случае соответствующая информация передается банком в Росфинмониторинг (ч. 10 ст. 26 Закона N 395-1; п. 2, пп. 1 п. 4 ст. 6, пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Совершение клиентом банка операции с денежными средствами, подлежащей обязательному контролю в соответствии с Законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (например, если одной из сторон операции является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму). В данном случае соответствующая информация передается банком в Росфинмониторинг (ч. 10 ст. 26 Закона N 395-1; п. 2, пп. 1 п. 4 ст. 6, пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).