Под фт банки
Подборка наиболее важных документов по запросу Под фт банки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 845 ГК РФНичтожно условие договора о взимании банком повышенной комиссии за совершение операций, признанных сомнительными по Закону о ПОД/ФТ >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О прохождении руководителем оператора по приему платежей обучения в целях ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 25.07.2025 N 43-7-2/17366)Вопрос: Оператор по приему платежей просит дать разъяснение о необходимости прохождения ЕИО <1> оператора по приему платежей обучения в целях ПОД/ФТ <2> в рамках Указания N 3471-У <3>.
(Письмо Банка России от 25.07.2025 N 43-7-2/17366)Вопрос: Оператор по приему платежей просит дать разъяснение о необходимости прохождения ЕИО <1> оператора по приему платежей обучения в целях ПОД/ФТ <2> в рамках Указания N 3471-У <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
"Типовые правила внутреннего контроля кредитной организации"
(утв. АРБ)
(ред. от 13.03.2013)4.10. Порядок информирования сотрудниками Банка, в том числе Ответственным сотрудником, Руководителя Банка и Службы внутреннего контроля о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками Банка
(утв. АРБ)
(ред. от 13.03.2013)4.10. Порядок информирования сотрудниками Банка, в том числе Ответственным сотрудником, Руководителя Банка и Службы внутреннего контроля о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками Банка
Вопрос: О применении КПК критериев классификации НФО в целях установления требований к правилам внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 26.04.2024 N 12-4-2/3008)Вопрос: Кредитный потребительский кооператив просит дать разъяснения по следующему вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
(Письмо Банка России от 26.04.2024 N 12-4-2/3008)Вопрос: Кредитный потребительский кооператив просит дать разъяснения по следующему вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Например, банк устанавливает в договоре банковского счета повышенную плату за осуществление операции с денежными средствами клиента, которая банку кажется сомнительной и влекущей для банка репутационные риски в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), то есть выполняет публичную функцию. Однако законодательство о ПОД/ФТ, дающее банку право на основании собственных правил внутреннего контроля квалифицировать операции его клиентов как сомнительные, допускает исключительно их приостановление или отказ в их выполнении, но права банка взимать комиссию в повышенном размере за ее осуществление данный закон, не относящийся к источникам гражданского законодательства, не предусматривает <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Например, банк устанавливает в договоре банковского счета повышенную плату за осуществление операции с денежными средствами клиента, которая банку кажется сомнительной и влекущей для банка репутационные риски в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), то есть выполняет публичную функцию. Однако законодательство о ПОД/ФТ, дающее банку право на основании собственных правил внутреннего контроля квалифицировать операции его клиентов как сомнительные, допускает исключительно их приостановление или отказ в их выполнении, но права банка взимать комиссию в повышенном размере за ее осуществление данный закон, не относящийся к источникам гражданского законодательства, не предусматривает <1>.
Статья: Блокировка расчетного счета не должна носить произвольного характера
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)Осуществление банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах во исполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом.
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)Осуществление банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах во исполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Составить представление о законодательных актах, входящих в законодательство РФ о НПС, позволяет Закон 2011 г. N 162-ФЗ, которым в связи с принятием комментируемого Закона внесены изменения в часть первую и часть вторую НК РФ, БК РФ, КоАП РФ, Законы РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и "О защите прав потребителей", Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (утратил силу), "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", "О связи", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", "О защите конкуренции", "Об исполнительном производстве", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Составить представление о законодательных актах, входящих в законодательство РФ о НПС, позволяет Закон 2011 г. N 162-ФЗ, которым в связи с принятием комментируемого Закона внесены изменения в часть первую и часть вторую НК РФ, БК РФ, КоАП РФ, Законы РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и "О защите прав потребителей", Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (утратил силу), "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", "О связи", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", "О защите конкуренции", "Об исполнительном производстве", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 7 Закона о ПОД/ФТ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как составить правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ для кредитной организации (образец)?
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как составить правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ для кредитной организации (образец)?
Вопрос: О заполнении страховой организацией ФЭС в части указания количества клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств в рамках ПОД/ФТ.
(Письмо Банка России от 26.06.2024 N 12-4-2/4536)Вопрос: Страховая организация просит дать разъяснения по следующему вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
(Письмо Банка России от 26.06.2024 N 12-4-2/4536)Вопрос: Страховая организация просит дать разъяснения по следующему вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)В рамках принципа "знай своего клиента" в целях ПОД/ ФТ банки обязаны проявлять должную осмотрительность при выборе БПА, оценивая риски потенциальных контрагентов до установления договорных отношений. Порядок планового обновления сведений правил внутреннего контроля для категории БПА рекомендуется дополнить положениями об обязательной проверке:
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)В рамках принципа "знай своего клиента" в целях ПОД/ ФТ банки обязаны проявлять должную осмотрительность при выборе БПА, оценивая риски потенциальных контрагентов до установления договорных отношений. Порядок планового обновления сведений правил внутреннего контроля для категории БПА рекомендуется дополнить положениями об обязательной проверке:
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Основной массив подзаконных актов в сфере ПОД/ФТ продуцирует Банк России (что обусловлено его статусом мегарегулятора финансового рынка и, как следствие, широкими надзорными полномочиями в сфере ПОД/ФТ), а в антикоррупционной сфере - Министерство труда и социальной защиты РФ (отвечающее за методологическое обеспечение антикоррупционной политики в органах государственной власти РФ) и Генеральная прокуратура РФ (курирующая реализацию антикоррупционной политики всеми публичными и частными субъектами в качестве высшего контрольно-надзорного органа страны).
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Основной массив подзаконных актов в сфере ПОД/ФТ продуцирует Банк России (что обусловлено его статусом мегарегулятора финансового рынка и, как следствие, широкими надзорными полномочиями в сфере ПОД/ФТ), а в антикоррупционной сфере - Министерство труда и социальной защиты РФ (отвечающее за методологическое обеспечение антикоррупционной политики в органах государственной власти РФ) и Генеральная прокуратура РФ (курирующая реализацию антикоррупционной политики всеми публичными и частными субъектами в качестве высшего контрольно-надзорного органа страны).