Платежный агент безналичные платежи
Подборка наиболее важных документов по запросу Платежный агент безналичные платежи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области торговли и оказания услуг: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение права потребителя на получение информации о товаре (иных прав) или за включение в договор условий, ущемляющих его права
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление отменят и производство по делу прекратят, если суд придет к выводу, что права потребителей не нарушены, т.к. Организация обеспечила возможность оплаты услуг наличными средствами, а комиссия за безналичный расчет взимается банковским платежным агентом
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление отменят и производство по делу прекратят, если суд придет к выводу, что права потребителей не нарушены, т.к. Организация обеспечила возможность оплаты услуг наличными средствами, а комиссия за безналичный расчет взимается банковским платежным агентом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О признании платежными агентами лиц, организующих сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги в безналичном порядке, и включении их в реестр операторов по приему платежей.
(Письмо Банка России от 22.04.2024 N 45-17/2163)Вопрос: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам публичной власти федеральной территории, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. К отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, а также в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, данный Федеральный закон не применяется.
(Письмо Банка России от 22.04.2024 N 45-17/2163)Вопрос: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам публичной власти федеральной территории, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. К отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке, а также в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, данный Федеральный закон не применяется.
Вопрос: Применяется ли ККТ, кем выдается чек и какая в нем указывается форма расчета, если организация-продавец принимает оплату наличными и банковской картой от физлиц через терминалы банка и других организаций?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Исходя из положений Законов N N 54-ФЗ, 103-ФЗ и 161-ФЗ банковский платежный агент, в отличие от платежного агента, не лишен права приема через платежный терминал безналичных денег.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Исходя из положений Законов N N 54-ФЗ, 103-ФЗ и 161-ФЗ банковский платежный агент, в отличие от платежного агента, не лишен права приема через платежный терминал безналичных денег.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. При этом потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги путем наличных и безналичных расчетов в любом выбранном ими банке или почтовыми переводами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)
(ред. от 28.03.2018)Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. При этом потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги путем наличных и безналичных расчетов в любом выбранном ими банке или почтовыми переводами.
Постановление Правительства РФ от 09.08.1994 N 906
"О выпуске казначейских обязательств"
(вместе с "Основными условиями выпуска казначейских обязательств")14. Министерство финансов Российской Федерации может назначить платежного агента для производства денежных переводов в безналичном порядке в день погашения казначейских обязательств на банковские счета владельцев.
"О выпуске казначейских обязательств"
(вместе с "Основными условиями выпуска казначейских обязательств")14. Министерство финансов Российской Федерации может назначить платежного агента для производства денежных переводов в безналичном порядке в день погашения казначейских обязательств на банковские счета владельцев.
Статья: Элементы правового и регуляторного рисков, подлежащих учету при осуществлении в кредитной организации деятельности по ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)По оценкам Банка России, созданная в стране система ПОД/ФТ позволяет создать определенный заслон противоправному "движению" денежных средств. В частности, объемы сомнительных операций в банковском секторе в первом полугодии 2021 г. сократились на 11%. По сравнению с первым полугодием 2020 г. объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе снизились почти на 20%. Основную часть в их структуре, как и в предыдущие периоды, составляли выдачи со счетов физических лиц (75%). Объемы обналичивания денежных средств вне банковского сектора (транзитные операции повышенного риска <25>, направленные на безналичную компенсацию наличной выручки, "продаваемой" третьим лицам торговыми и туристическими компаниями, платежными агентами) в целом соответствовали уровню первого полугодия 2020 г., составив чуть более 13 млрд руб. Вывод денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям в первом полугодии 2021 г. незначительно увеличился, преимущественно за счет роста сомнительных авансовых платежей за импортируемые товары при одновременном сокращении сомнительных переводов по сделкам с услугами и на счета резидентов за рубежом <26>.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)По оценкам Банка России, созданная в стране система ПОД/ФТ позволяет создать определенный заслон противоправному "движению" денежных средств. В частности, объемы сомнительных операций в банковском секторе в первом полугодии 2021 г. сократились на 11%. По сравнению с первым полугодием 2020 г. объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе снизились почти на 20%. Основную часть в их структуре, как и в предыдущие периоды, составляли выдачи со счетов физических лиц (75%). Объемы обналичивания денежных средств вне банковского сектора (транзитные операции повышенного риска <25>, направленные на безналичную компенсацию наличной выручки, "продаваемой" третьим лицам торговыми и туристическими компаниями, платежными агентами) в целом соответствовали уровню первого полугодия 2020 г., составив чуть более 13 млрд руб. Вывод денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям в первом полугодии 2021 г. незначительно увеличился, преимущественно за счет роста сомнительных авансовых платежей за импортируемые товары при одновременном сокращении сомнительных переводов по сделкам с услугами и на счета резидентов за рубежом <26>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данные исключения введены в ч. 2.1 комментируемой статьи с 22 декабря 2020 г. Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 449-ФЗ <71>, принятым в части установления возможности пополнения транспортных и школьных карт наличными денежными средствами. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, закрепляется возможность пополнения транспортных и школьных карт, реализованных через неперсонифицированные электронных средств платежа, наличными денежными средствами; статистика оборота таких специализированных карт в ряде регионов показывает, что с их помощью население активно переходит к безналичному обороту; в настоящее время порядка 60 - 70% данных карт пополняется наличными через кредитные организации или банковских платежных агентов и используется далее для оплаты проезда в общественном транспорте или услуг в образовательных учреждениях (преимущественно, питание учащихся); сохранение возможности пополнения таких карт наличными денежными средствами позволит получать гражданам удобные платежные сервисы, повысит прозрачность денежного обращения, а также снизит финансовую нагрузку на бюджеты ряда субъектов РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данные исключения введены в ч. 2.1 комментируемой статьи с 22 декабря 2020 г. Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. N 449-ФЗ <71>, принятым в части установления возможности пополнения транспортных и школьных карт наличными денежными средствами. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, закрепляется возможность пополнения транспортных и школьных карт, реализованных через неперсонифицированные электронных средств платежа, наличными денежными средствами; статистика оборота таких специализированных карт в ряде регионов показывает, что с их помощью население активно переходит к безналичному обороту; в настоящее время порядка 60 - 70% данных карт пополняется наличными через кредитные организации или банковских платежных агентов и используется далее для оплаты проезда в общественном транспорте или услуг в образовательных учреждениях (преимущественно, питание учащихся); сохранение возможности пополнения таких карт наличными денежными средствами позволит получать гражданам удобные платежные сервисы, повысит прозрачность денежного обращения, а также снизит финансовую нагрузку на бюджеты ряда субъектов РФ.
Статья: Квитирование платежей в ГИС ЖКХ: роль банков, платежных агентов и предприятий ЖКХ
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)В заключение следует отметить, что схема участия банков и платежных агентов в квитировании коммунальных платежей имеет потенциал развития. Ее можно применить в схожих правоотношениях для упрощения иных обязательных операций. Например, в профессиональном сообществе высказываются обоснованные мнения о возможном решении проблемы фискализации (сообщение о платеже через оператора фискальных данных в налоговый орган) безналичных коммунальных платежей через законодательное вменение кредитным учреждениям в обязанность фискализировать платежи (по аналогии с деятельностью платежных агентов и деятельностью любых сборщиков по размещению информации в ГИС ЖКХ) <14>.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)В заключение следует отметить, что схема участия банков и платежных агентов в квитировании коммунальных платежей имеет потенциал развития. Ее можно применить в схожих правоотношениях для упрощения иных обязательных операций. Например, в профессиональном сообществе высказываются обоснованные мнения о возможном решении проблемы фискализации (сообщение о платеже через оператора фискальных данных в налоговый орган) безналичных коммунальных платежей через законодательное вменение кредитным учреждениям в обязанность фискализировать платежи (по аналогии с деятельностью платежных агентов и деятельностью любых сборщиков по размещению информации в ГИС ЖКХ) <14>.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Согласно ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ расчетом является прием или выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги; выплата денежных средств в виде выигрыша; прием банковскими платежными агентами наличных денежных средств; прием и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты; зачет и возврат предварительной оплаты; предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Согласно ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ расчетом является прием или выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги; выплата денежных средств в виде выигрыша; прием банковскими платежными агентами наличных денежных средств; прием и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты; зачет и возврат предварительной оплаты; предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Вопрос: ООО является поставщиком услуг отопления и горячего водоснабжения населению. Наличные платежи от физических лиц поступают в ЕИРЦ, который перечисляет оплату на расчетный счет ООО. Нужно ли ООО применять ККТ в момент приема платежей от физических лиц в ЕИРЦ?
(Консультация эксперта, 2025)Соответственно, ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе платежными агентами и другими агентами при приеме и выплате наличных или безналичных денежных средств за товары, работы, услуги (Письмо ФНС России от 06.09.2023 N АБ-4-20/11334@).
(Консультация эксперта, 2025)Соответственно, ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе платежными агентами и другими агентами при приеме и выплате наличных или безналичных денежных средств за товары, работы, услуги (Письмо ФНС России от 06.09.2023 N АБ-4-20/11334@).
Статья: О значении наличия функций платежного агента маркетплейса для механизма правового регулирования его деятельности и определения его статуса как агрегатора
(Илюшина М.Н.)
("Банковское право", 2024, N 1)Определяющим моментом, позволяющим сформировать особенности правового статуса торгового маркетплейса как владельца агрегатора, является именно совокупность признаков. При этом следует признать дискуссионным закрепление в указанном статусе как существенного признака, характерного только для владельца агрегатора, указание на осуществление им функции платежного агента. Здесь следует оговориться, что при всем многообразии сервиса услуг по приему платежей, которые осуществляют маркетплейсы, независимо от того, выступают они как самостоятельные продавцы или только как онлайн-витрины, оказывающие услугу в форме принятия для продавца предварительной оплаты товара, произведенной покупателем, в силу своей специфики как электронных площадок, действующее законодательство не позволяет квалифицировать маркетплейсы в отношениях с потребителями как платежного агента. Не признается в качестве действий платежного агента деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по взиманию платежей с физических лиц в процессе продажи товаров и оказания услуг, кроме того, под данное определение не подпадает и такая деятельность, если она совершается в безналичном порядке. Можно говорить в отношении маркетплейсов только о выполнении отдельных функций платежных агентов, на которые, впрочем, также не распространяется действие Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <7>.
(Илюшина М.Н.)
("Банковское право", 2024, N 1)Определяющим моментом, позволяющим сформировать особенности правового статуса торгового маркетплейса как владельца агрегатора, является именно совокупность признаков. При этом следует признать дискуссионным закрепление в указанном статусе как существенного признака, характерного только для владельца агрегатора, указание на осуществление им функции платежного агента. Здесь следует оговориться, что при всем многообразии сервиса услуг по приему платежей, которые осуществляют маркетплейсы, независимо от того, выступают они как самостоятельные продавцы или только как онлайн-витрины, оказывающие услугу в форме принятия для продавца предварительной оплаты товара, произведенной покупателем, в силу своей специфики как электронных площадок, действующее законодательство не позволяет квалифицировать маркетплейсы в отношениях с потребителями как платежного агента. Не признается в качестве действий платежного агента деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по взиманию платежей с физических лиц в процессе продажи товаров и оказания услуг, кроме того, под данное определение не подпадает и такая деятельность, если она совершается в безналичном порядке. Можно говорить в отношении маркетплейсов только о выполнении отдельных функций платежных агентов, на которые, впрочем, также не распространяется действие Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <7>.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В действующей редакции Закона N 103-ФЗ на специальных счетах платежных агентов не могут отражаться платежи, поступающие от физических лиц в безналичном порядке, к которым в том числе относятся платежи, совершаемые с использованием банковских карт. Данное ограничение существенно затрудняет работу платежных агентов, связанную с приемом платежей.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В действующей редакции Закона N 103-ФЗ на специальных счетах платежных агентов не могут отражаться платежи, поступающие от физических лиц в безналичном порядке, к которым в том числе относятся платежи, совершаемые с использованием банковских карт. Данное ограничение существенно затрудняет работу платежных агентов, связанную с приемом платежей.