Плата за вред автодорогам
Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за вред автодорогам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О функционировании системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)"Официальный сайт Росавтодора https://rosavtodor.gov.ru", 2023
Готовое решение: Какие расходы можно учесть при УСН с объектом "доходы минус расходы"
(КонсультантПлюс, 2025)- плата на возмещение вреда, который причиняют автодорогам общего пользования федерального значения транспортные средства с максимальной массой свыше 12 т (пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)- плата на возмещение вреда, который причиняют автодорогам общего пользования федерального значения транспортные средства с максимальной массой свыше 12 т (пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Сюда относится большое многообразие неналоговых платежей, например утилизационный сбор, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, пошлины, связанные с экспертизой и регистрацией патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, регистрацию товарного знака, знака обслуживания и другие, плата за предоставление сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, платежи за предоставление информации из реестра собственности субъекта Российской Федерации и др.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Сюда относится большое многообразие неналоговых платежей, например утилизационный сбор, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, пошлины, связанные с экспертизой и регистрацией патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, регистрацию товарного знака, знака обслуживания и другие, плата за предоставление сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, платежи за предоставление информации из реестра собственности субъекта Российской Федерации и др.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Есть и иные способы заключения соглашений, но на практике они встречаются гораздо реже, чем конкурс и частная инициатива, - например, заключение концессионного соглашения с концессионером, определенным решением Правительства РФ (п. 1 ст. 37 Закона N 115-ФЗ), примеры - Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2022 N 1276-р "О Перечне организаций, определенных концессионерами, с которыми субъектами Российской Федерации могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются инвестиционные проекты по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268", Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2021 N 1242-р "Об определении концессионера, с которым могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются проекты, предусматривающие создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором", Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2017 N 1859-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения - Центр микрохирургии глаза в Екатеринбурге), Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2018 N 1089-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ в Севастополе).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Есть и иные способы заключения соглашений, но на практике они встречаются гораздо реже, чем конкурс и частная инициатива, - например, заключение концессионного соглашения с концессионером, определенным решением Правительства РФ (п. 1 ст. 37 Закона N 115-ФЗ), примеры - Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2022 N 1276-р "О Перечне организаций, определенных концессионерами, с которыми субъектами Российской Федерации могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются инвестиционные проекты по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2021 N 1268", Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2021 N 1242-р "Об определении концессионера, с которым могут быть заключены концессионные соглашения без проведения конкурса, на основании которых реализуются проекты, предусматривающие создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором", Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2017 N 1859-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения - Центр микрохирургии глаза в Екатеринбурге), Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2018 N 1089-р (о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ в Севастополе).
Статья: К вопросу о содержании понятия "публичные финансы"
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<10> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 5.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<10> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 5.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Таким образом, налоговая база по НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду автотранспорта налогоплательщиком, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Таким образом, налоговая база по НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду автотранспорта налогоплательщиком, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, определяется как договорная цена этих услуг. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется".
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах при УСН можно учесть сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - плата в систему "Платон").
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)На основании подп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходах при УСН можно учесть сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - плата в систему "Платон").
Статья: Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
Статья: Малозначительность деяния в контексте учения об общественной опасности и о составе преступления
(Пудовочкин Ю.Е.)
("Уголовное право", 2025, N 1)<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision235178.pdf.
(Пудовочкин Ю.Е.)
("Уголовное право", 2025, N 1)<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision235178.pdf.