Пешеходные ограждения на автомобильных дорогах
Подборка наиболее важных документов по запросу Пешеходные ограждения на автомобильных дорогах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2022 N 16-2403/2022 (УИД 26RS0010-01-2022-001129-90)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов, дорожных сооружений.
Решение: Удовлетворено.Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Георгиевскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ на пересечении <адрес> - <адрес> в <адрес> выявлен факт несоблюдения администрацией Георгиевского городского округа требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, содержанию дорог, выразившийся в несоответствии пешеходных ограждений перильного типа, расположенных у пешеходного перехода со светофорным регулированием, требованиям по длине (менее 50 метров) во всех направлениях, а именно: на данном участке автодороги пешеходные ограждения перильного типа частично отсутствуют.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов, дорожных сооружений.
Решение: Удовлетворено.Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Георгиевскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ на пересечении <адрес> - <адрес> в <адрес> выявлен факт несоблюдения администрацией Георгиевского городского округа требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, содержанию дорог, выразившийся в несоответствии пешеходных ограждений перильного типа, расположенных у пешеходного перехода со светофорным регулированием, требованиям по длине (менее 50 метров) во всех направлениях, а именно: на данном участке автодороги пешеходные ограждения перильного типа частично отсутствуют.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2024 N 02АП-3555/2024 по делу N А82-3188/2024
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Иные нарушения требований к зимнему содержанию автодороги (нарушения NN 1, 3, 8) подтверждены документально. Ссылка заявителя о том, что плановый рейд был проведен непосредственно после снегопада, не свидетельствует об отсутствии указанных выше нарушений в силу вышеизложенного. Из содержания пункта 6.2 ГОСТ 33181-2014, а также пункта 6.1 ГОСТ Р 59434-2021 не следует, что формирование снежных валов на обочинах (в полосе отвода автомобильной дороги) перед пешеходными переходами (в зонах пешеходных переходов) и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств, а также формирование снежных валов на участках дорог с ограждениями или повышенным бортовым камнем является допустимым. Из пункта 10 ГОСТ 33181-2014 также не следует, что на проезжей части пешеходных переходов в период снегопада допустимо наличие снежно-ледяных отложений.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Иные нарушения требований к зимнему содержанию автодороги (нарушения NN 1, 3, 8) подтверждены документально. Ссылка заявителя о том, что плановый рейд был проведен непосредственно после снегопада, не свидетельствует об отсутствии указанных выше нарушений в силу вышеизложенного. Из содержания пункта 6.2 ГОСТ 33181-2014, а также пункта 6.1 ГОСТ Р 59434-2021 не следует, что формирование снежных валов на обочинах (в полосе отвода автомобильной дороги) перед пешеходными переходами (в зонах пешеходных переходов) и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств, а также формирование снежных валов на участках дорог с ограждениями или повышенным бортовым камнем является допустимым. Из пункта 10 ГОСТ 33181-2014 также не следует, что на проезжей части пешеходных переходов в период снегопада допустимо наличие снежно-ледяных отложений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и подразделений органов внутренних дел в обеспечении безопасности дорожного движения
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)- оборудование пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений;
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)- оборудование пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений;
Статья: Отражение расходов по ремонту бордюров и пешеходных ограждений
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Таким образом, работы по текущему ремонту бордюров, пешеходных ограждений и мостов (являющихся элементами автомобильной дороги) отражаются по разд. 0400 "Национальная экономика", подразд. 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)". Аналогичные разъяснения были приведены Минфином в Письме от 17.05.2019 N 02-05-11/35432. При этом финансовое ведомство уточняет, что расходы по ремонту пешеходных мостов подлежат отражению (Письмо от 19.05.2022 N 02-05-11/46278):
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)Таким образом, работы по текущему ремонту бордюров, пешеходных ограждений и мостов (являющихся элементами автомобильной дороги) отражаются по разд. 0400 "Национальная экономика", подразд. 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)". Аналогичные разъяснения были приведены Минфином в Письме от 17.05.2019 N 02-05-11/35432. При этом финансовое ведомство уточняет, что расходы по ремонту пешеходных мостов подлежат отражению (Письмо от 19.05.2022 N 02-05-11/46278):
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);
Статья: Ремонт и содержание автодорог в 2023 - 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки и ограждения, светофоры, камеры для фиксации нарушений Правил дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки и ограждения, светофоры, камеры для фиксации нарушений Правил дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары.
Вопрос: Какие установлены требования к оборудованию и размещению остановок общественного транспорта?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Допускается установка пешеходных ограждений у остановочных пунктов с наземными пешеходными переходами. При этом ограждения размещают от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Допускается установка пешеходных ограждений у остановочных пунктов с наземными пешеходными переходами. При этом ограждения размещают от начала посадочной площадки до ближайшей границы пешеходного перехода.
Вопрос: О проведении ремонта тротуаров и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах.
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)На основании пункта 4 раздела III Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса России N 402) в состав работ по ремонту автомобильных дорог входит восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
("Официальный сайт Росавтодора", 2023)На основании пункта 4 раздела III Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса России N 402) в состав работ по ремонту автомобильных дорог входит восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
Вопрос: Какие строительные нормы и правила установлены для установки бортовых камней (бордюров)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52607-2006 ограждения должны быть безопасными для автомобиля, его водителя и пассажиров, а также пешеходов на тротуарах. После наезда автомобиля на ограждение должна быть обеспечена безопасность других участников движения на автомобильной дороге, а также сохранность элементов оборудования, перед которым установлены ограждения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52607-2006 ограждения должны быть безопасными для автомобиля, его водителя и пассажиров, а также пешеходов на тротуарах. После наезда автомобиля на ограждение должна быть обеспечена безопасность других участников движения на автомобильной дороге, а также сохранность элементов оборудования, перед которым установлены ограждения.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.