Периодичность определения кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Периодичность определения кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование и вопросы правоприменения института оценки
(Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Специальные территориальные бюджетные учреждения, создаваемые органами власти субъектов РФ (комитеты имущества, центры государственной оценки, центры инвентаризации и кадастра и т.д.), являются субъектами, определяющими кадастровую стоимость на основе методов массовой оценки - построения единых моделей для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики. Однако Методическими указаниями от 4 августа 2021 г. <5> предусмотрено, что при невозможности проведения массовой оценки (определение стоимости конкретного объекта недвижимости для обеспечения информации о рынке таких объектов, эталонного объекта недвижимости, нетиповых объектов) необходимо применять индивидуальный расчет. Таким образом, государственная кадастровая стоимость может определяться путем массовой или индивидуальной оценки. Помимо общего порядка, кадастровая стоимость может определяться бюджетным учреждением и на базе рыночной стоимости объекта, но в таком случае она не должна превышать величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Особенностями кадастровой оценки можно назвать: определение периодически (через четыре года) стоимости объектов недвижимости без учета вещных прав для формирования налогооблагаемой базы; проведение по инициативе государственного органа власти, учитывая наиболее сущностные характеристики объекта, с использованием методов статистического анализа и экспертного контроля при минимальном уровне экспертного фактора.
(Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Специальные территориальные бюджетные учреждения, создаваемые органами власти субъектов РФ (комитеты имущества, центры государственной оценки, центры инвентаризации и кадастра и т.д.), являются субъектами, определяющими кадастровую стоимость на основе методов массовой оценки - построения единых моделей для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики. Однако Методическими указаниями от 4 августа 2021 г. <5> предусмотрено, что при невозможности проведения массовой оценки (определение стоимости конкретного объекта недвижимости для обеспечения информации о рынке таких объектов, эталонного объекта недвижимости, нетиповых объектов) необходимо применять индивидуальный расчет. Таким образом, государственная кадастровая стоимость может определяться путем массовой или индивидуальной оценки. Помимо общего порядка, кадастровая стоимость может определяться бюджетным учреждением и на базе рыночной стоимости объекта, но в таком случае она не должна превышать величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Особенностями кадастровой оценки можно назвать: определение периодически (через четыре года) стоимости объектов недвижимости без учета вещных прав для формирования налогооблагаемой базы; проведение по инициативе государственного органа власти, учитывая наиболее сущностные характеристики объекта, с использованием методов статистического анализа и экспертного контроля при минимальном уровне экспертного фактора.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Заключительным положением ч. 8 ст. 24 комментируемого Закона предусматривалось, что при проведении ГКО в соответствии с данным Законом соблюдается периодичность ее проведения, установленная комментируемой статьей в первоначальной редакции и рассчитанная исходя из даты принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам ГКО, проведенной в соответствии с Законом 1998 г. об оценке.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Заключительным положением ч. 8 ст. 24 комментируемого Закона предусматривалось, что при проведении ГКО в соответствии с данным Законом соблюдается периодичность ее проведения, установленная комментируемой статьей в первоначальной редакции и рассчитанная исходя из даты принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам ГКО, проведенной в соответствии с Законом 1998 г. об оценке.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"8. При проведении государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом соблюдается периодичность ее проведения, установленная статьей 11 настоящего Федерального закона и рассчитанная исходя из даты принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам государственной кадастровой оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"8. При проведении государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом соблюдается периодичность ее проведения, установленная статьей 11 настоящего Федерального закона и рассчитанная исходя из даты принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам государственной кадастровой оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Вопрос: Где узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости и посмотреть историю ее изменений?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Ответ: В 2022 году во всех регионах России пройдет государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 году - объектов капитального строительства. Такая норма введена Федеральным законом N 269-ФЗ, принятым в июле 2020 года. Кадастровая оценка необходима для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, на основе которой рассчитывается налог на имущество и земельный налог.
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Ответ: В 2022 году во всех регионах России пройдет государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 году - объектов капитального строительства. Такая норма введена Федеральным законом N 269-ФЗ, принятым в июле 2020 года. Кадастровая оценка необходима для определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, на основе которой рассчитывается налог на имущество и земельный налог.
Статья: Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости в России и влияние на этот процесс новых федеральных стандартов оценки
(Жуковский В.В., Кулаков К.Ю., Луняк А.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)В соответствии с Законом N 269-ФЗ в 2022 году в Российской Федерации была определена кадастровая стоимость всех земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года. До конца 2023 года должна быть проведена государственная кадастровая оценка всех объектов капитального строительства вне зависимости от периодичности проведения ГКО в том или ином регионе.
(Жуковский В.В., Кулаков К.Ю., Луняк А.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)В соответствии с Законом N 269-ФЗ в 2022 году в Российской Федерации была определена кадастровая стоимость всех земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года. До конца 2023 года должна быть проведена государственная кадастровая оценка всех объектов капитального строительства вне зависимости от периодичности проведения ГКО в том или ином регионе.
Готовое решение: Как провести переоценку основных средств и учесть ее результаты при применении ФСБУ 6/2020
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете кадастровой стоимости учитывают, в частности: город, район, площадь, вид разрешенного использования земельного участка и ограничения в его использовании, наличие транспортной и инженерной инфраструктуры. Не учитывают некоторые индивидуальные факторы (например, состав почв, наличие благоустройства).
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете кадастровой стоимости учитывают, в частности: город, район, площадь, вид разрешенного использования земельного участка и ограничения в его использовании, наличие транспортной и инженерной инфраструктуры. Не учитывают некоторые индивидуальные факторы (например, состав почв, наличие благоустройства).
Статья: Земля как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Ярким примером дискреции законодателя, которая, по мнению Конституционного Суда РФ, не является предметом его рассмотрения, является правовое регулирование кадастровой оценки земель. Споры о кадастровой стоимости земельных участков являются одними из основных земельных споров, с которыми граждане обращаются в том числе и в Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ отказывает в принятии подобных жалоб к своему рассмотрению в том случае, если заявитель, оспаривая конституционность отдельных актов, в итоге не удовлетворен размером кадастровой стоимости своего земельного участка. Поток таких жалоб не иссякает и по сей день <21>, несмотря на то что еще в 2010 г. Конституционный Суд РФ выработал по данному вопросу правовую позицию, указав, что "проверка правомерности увеличения кадастровой стоимости земельного участка и периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации" <22>.
(Аверьянова Н.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Ярким примером дискреции законодателя, которая, по мнению Конституционного Суда РФ, не является предметом его рассмотрения, является правовое регулирование кадастровой оценки земель. Споры о кадастровой стоимости земельных участков являются одними из основных земельных споров, с которыми граждане обращаются в том числе и в Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ отказывает в принятии подобных жалоб к своему рассмотрению в том случае, если заявитель, оспаривая конституционность отдельных актов, в итоге не удовлетворен размером кадастровой стоимости своего земельного участка. Поток таких жалоб не иссякает и по сей день <21>, несмотря на то что еще в 2010 г. Конституционный Суд РФ выработал по данному вопросу правовую позицию, указав, что "проверка правомерности увеличения кадастровой стоимости земельного участка и периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации" <22>.
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Установленная ЗК РФ ежегодная периодичность выплат за публичный сервитут в размере 0,01 процента кадастровой стоимости (п. 4 ст. 39.46 ЗК) означает, что данные выплаты относятся только к земельным участкам, находящимся в публичной собственности, и не обременены правами третьих лиц. Аналогично установлена плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной публичной собственности <14>. При этом действующим законодательством не урегулирована методика определения размера платы за сервитут, устанавливаемый в соответствии с гражданским законодательством.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Установленная ЗК РФ ежегодная периодичность выплат за публичный сервитут в размере 0,01 процента кадастровой стоимости (п. 4 ст. 39.46 ЗК) означает, что данные выплаты относятся только к земельным участкам, находящимся в публичной собственности, и не обременены правами третьих лиц. Аналогично установлена плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной публичной собственности <14>. При этом действующим законодательством не урегулирована методика определения размера платы за сервитут, устанавливаемый в соответствии с гражданским законодательством.
Вопрос: О предложении по дополнительному информированию об изменении значения кадастровой стоимости в целях уплаты налога на имущество организаций.
(Письмо ФНС России от 02.08.2023 N БС-19-21/234@)Таким образом, Кодексом предусмотрены механизмы периодического информирования налоговым органом организаций о налоговой базе (кадастровой стоимости), использованной для исчисления налога.
(Письмо ФНС России от 02.08.2023 N БС-19-21/234@)Таким образом, Кодексом предусмотрены механизмы периодического информирования налоговым органом организаций о налоговой базе (кадастровой стоимости), использованной для исчисления налога.
Готовое решение: Уплата налогов индивидуальными предпринимателями (до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)При этом есть один минус: рассчитать все налоги в данном случае придется самому. Для этого нужно, как минимум, знать кадастровую стоимость участка, а она периодически меняется.
(КонсультантПлюс, 2022)При этом есть один минус: рассчитать все налоги в данном случае придется самому. Для этого нужно, как минимум, знать кадастровую стоимость участка, а она периодически меняется.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В случае экономических коллапсов и естественного износа стоимость недвижимости может упасть в цене. Проведение переоценки (уценки) позволяет снизить стоимость основных средств, облагаемую налогом на имущество, если налог не считается с кадастровой стоимости объекта. Речь идет о налоге на имущество, например, производственных и складских помещений.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В случае экономических коллапсов и естественного износа стоимость недвижимости может упасть в цене. Проведение переоценки (уценки) позволяет снизить стоимость основных средств, облагаемую налогом на имущество, если налог не считается с кадастровой стоимости объекта. Речь идет о налоге на имущество, например, производственных и складских помещений.
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Во-вторых, если были исправлены ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости.
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Во-вторых, если были исправлены ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)КАС РФ определяет сроки, в течение которых допускается обращение в суд с вышеуказанными административными исковыми заявлениями. Так, заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)КАС РФ определяет сроки, в течение которых допускается обращение в суд с вышеуказанными административными исковыми заявлениями. Так, заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.