Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт предупреждения причинения вреда в российском гражданском праве: текущее состояние и направления совершенствования
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Сходный подход прослеживается и в международных актах, посвященных вопросам охраны окружающей среды. Так, согласно п. "k" ст. 1 Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб под ядерным ущербом понимаются, в частности, затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами. Превентивные меры означают любые обоснованные меры, принимаемые любым лицом после того, как произошел ядерный инцидент, с целью предотвращения или сведения к минимуму ущерба при условии получения любого одобрения со стороны компетентных органов, требуемого в соответствии с законом государства, в котором принимаются меры (п. "n" ст. 1). Обоснованными, в свою очередь, признаются меры, приемлемые и соразмерные с учетом всех обстоятельств, в том числе соответствующие характеру и степени риска <10>. Подобные положения закреплены в п. 4 ч. 10 ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом <11>, пп. "c" п. 2 Базельского протокола об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления <12>, и пр.
(Сенотрусова Е.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Сходный подход прослеживается и в международных актах, посвященных вопросам охраны окружающей среды. Так, согласно п. "k" ст. 1 Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб под ядерным ущербом понимаются, в частности, затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами. Превентивные меры означают любые обоснованные меры, принимаемые любым лицом после того, как произошел ядерный инцидент, с целью предотвращения или сведения к минимуму ущерба при условии получения любого одобрения со стороны компетентных органов, требуемого в соответствии с законом государства, в котором принимаются меры (п. "n" ст. 1). Обоснованными, в свою очередь, признаются меры, приемлемые и соразмерные с учетом всех обстоятельств, в том числе соответствующие характеру и степени риска <10>. Подобные положения закреплены в п. 4 ч. 10 ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом <11>, пп. "c" п. 2 Базельского протокола об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления <12>, и пр.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Еще одним документом, проект которого разрабатывался УНИДРУА по поручению ЕЭК ООН, стала Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ/CRTD) <1>, заключенная в г. Женеве 10 октября 1989 г. Единственным ее участником является Либерия. Подписали, но не ратифицировали Конвенцию Германия и Марокко. В силу она не вступила.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Еще одним документом, проект которого разрабатывался УНИДРУА по поручению ЕЭК ООН, стала Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ/CRTD) <1>, заключенная в г. Женеве 10 октября 1989 г. Единственным ее участником является Либерия. Подписали, но не ратифицировали Конвенцию Германия и Марокко. В силу она не вступила.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353
(ред. от 02.10.2025)
"Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.10.2025)1. Установить, что до принятия федерального закона, предусматривающего исключение погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов из числа видов деятельности, на которые требуются лицензии согласно статье 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов не требует получения лицензии. Лицо, планирующее осуществлять указанные виды деятельности в указанный период, уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале их осуществления в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
(ред. от 02.10.2025)
"Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.10.2025)1. Установить, что до принятия федерального закона, предусматривающего исключение погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов из числа видов деятельности, на которые требуются лицензии согласно статье 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов не требует получения лицензии. Лицо, планирующее осуществлять указанные виды деятельности в указанный период, уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале их осуществления в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Как и на автотранспорте, на других видах транспорта перевозка опасных грузов регламентируется международными конвенциями, федеральными законами и НПА. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 590 Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям. Действуют Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации"; Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом железнодорожного транспорта СНГ (протокол от 05.04.1996 N 15). Перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию, в том числе в целях обеспечения соблюдения экологических требований.
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Как и на автотранспорте, на других видах транспорта перевозка опасных грузов регламентируется международными конвенциями, федеральными законами и НПА. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 590 Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям. Действуют Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации"; Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом железнодорожного транспорта СНГ (протокол от 05.04.1996 N 15). Перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию, в том числе в целях обеспечения соблюдения экологических требований.
"Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, действовавшие до 1 января 2021 г. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50, практически воспроизводили требования, содержащиеся в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15. А ныне действующие Руководства по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами, утв. Приказом Ростехнадзора от 20.01.2017 N 20, не только продолжат дублировать Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15, но и по тексту ссылаются на Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кроме того, действовавшие до 1 января 2021 г. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50, практически воспроизводили требования, содержащиеся в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15. А ныне действующие Руководства по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами, утв. Приказом Ростехнадзора от 20.01.2017 N 20, не только продолжат дублировать Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15, но и по тексту ссылаются на Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> См., например: Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ (протокол от 5 апреля 1996 г. N 15).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<2> См., например: Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ (протокол от 5 апреля 1996 г. N 15).