Перераспределение земельных участков из государственной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Перераспределение земельных участков из государственной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ"Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив, представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 12, 166 - 168, 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив наличие реестровой ошибки, допущенной при межевании смежных земельных участков, вследствие которой возникли обстоятельства, повлекшие заключение оспариваемого соглашения о перераспределении земель не разграниченной государственной собственности, при этом образование земельного участка К. в результате перераспределения земельных участков произведено с нарушением закона, поскольку оно было осуществлено не из состава земель, находящихся в государственной собственности, а из состава части земельного участка, находящегося в собственности Э.Э.ЭА., пришел к выводу о признании соглашения от 26 августа 2021 года NN недействительным и исключении из ЕГРН сведения о координатах земельного участка."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"Суды верно исходили из того, что в силу вышеприведенных норм закона в их системной взаимосвязи для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перераспределение земельных участков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности перераспределения земельных участков,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности перераспределения земельных участков,
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.4. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.4. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)О возможности образования одного земельного участка путем перераспределения земель, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
(утв. Минэкономразвития России)О возможности образования одного земельного участка путем перераспределения земель, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Например, ИП Стукова Л.А. обратилась в арбитражный суд с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о признании права на перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением мэра г. Хабаровска.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Например, ИП Стукова Л.А. обратилась в арбитражный суд с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о признании права на перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением мэра г. Хабаровска.
Готовое решение: Как образовать (сформировать) земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Как обжаловать отказ в перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Как обжаловать отказ в перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)26) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт введен (как и два следующих пункта) с 1 января 2023 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)26) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт введен (как и два следующих пункта) с 1 января 2023 г. Законом 2021 г. N 120-ФЗ, принятым в рамках совершенствования системы государственной регистрации недвижимости);
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Пример. Прокуратурой Майкопского района в ходе осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства выявлены нарушения в деятельности администрации МО "Майкопский район", установлено, что между администрацией и "Ж" заключено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, и земельного участка, принадлежащего "Ж". При этом выяснилось, что право собственности "Ж" на земельный участок, площадь которого увеличилась за счет перераспределения, приобретено в нарушение требований закона.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Пример. Прокуратурой Майкопского района в ходе осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства выявлены нарушения в деятельности администрации МО "Майкопский район", установлено, что между администрацией и "Ж" заключено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, и земельного участка, принадлежащего "Ж". При этом выяснилось, что право собственности "Ж" на земельный участок, площадь которого увеличилась за счет перераспределения, приобретено в нарушение требований закона.
Статья: Вопросы приобретения права частной собственности на заброшенный земельный участок по российскому законодательству
(Ульянов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Ключевые слова: бесхозяйственно содержимое имущество, перераспределение земель, основание приобретения права собственности, презумпция государственной собственности на землю, приобретательная давность.
(Ульянов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Ключевые слова: бесхозяйственно содержимое имущество, перераспределение земель, основание приобретения права собственности, презумпция государственной собственности на землю, приобретательная давность.
Готовое решение: Как организации зарегистрировать (оформить) право собственности на вновь образованный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)- соглашение (решение) о перераспределении земельных участков, находящихся в частной и государственной (муниципальной) собственности;
(КонсультантПлюс, 2025)- соглашение (решение) о перераспределении земельных участков, находящихся в частной и государственной (муниципальной) собственности;
Статья: Процедура перераспределения земельного участка и правило "эстоппель"
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ <6> при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ <6> при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Закон Республики Калмыкия от 16 ноября 2020 г. N 132-VI-З "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.11.2020); Закон Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" // СЗ Республики Карелия. 2015. N 12 (ч. 1). Ст. 2257.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Закон Республики Калмыкия от 16 ноября 2020 г. N 132-VI-З "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.11.2020); Закон Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" // СЗ Республики Карелия. 2015. N 12 (ч. 1). Ст. 2257.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Из анализа данного соглашения следует, что стороны пришли к соглашению перераспределить земли, государственная собственность на которые не разграничена и право распоряжения которыми принадлежит стороне-1 (Комитет по управлению имуществом), и земельный участок, принадлежащий на праве собственности стороне-2 (Общество). Сторона-1 (при условии внесения платы за увеличение площади земельного участка) обязана обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок за стороной-2, а сторона-2 в свою очередь обязана внести плату за увеличение площади принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. Плата за увеличение площади земельного участка должна быть внесена до государственной регистрации права собственности стороны-2 на земельный участок.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Из анализа данного соглашения следует, что стороны пришли к соглашению перераспределить земли, государственная собственность на которые не разграничена и право распоряжения которыми принадлежит стороне-1 (Комитет по управлению имуществом), и земельный участок, принадлежащий на праве собственности стороне-2 (Общество). Сторона-1 (при условии внесения платы за увеличение площади земельного участка) обязана обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок за стороной-2, а сторона-2 в свою очередь обязана внести плату за увеличение площади принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. Плата за увеличение площади земельного участка должна быть внесена до государственной регистрации права собственности стороны-2 на земельный участок.