Перемена заказчика банковская гарантия
Подборка наиболее важных документов по запросу Перемена заказчика банковская гарантия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Срок приемки работ при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно [контракту - ред.]... окончание срока исполнения обязательств приходится на 04.10.2021, следовательно, требования заказчика о внесении изменений в банковскую гарантию по увеличению ее срока до 04.11.2021... являются правомерными.
(КонсультантПлюс, 2025)...согласно [контракту - ред.]... окончание срока исполнения обязательств приходится на 04.10.2021, следовательно, требования заказчика о внесении изменений в банковскую гарантию по увеличению ее срока до 04.11.2021... являются правомерными.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внесение изменений в независимую (банковскую) гарантию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды признали... оспариваемое заявителем решение антимонопольного органа, учитывая все действия ООО... направленные на заключение контракта: своевременное получение независимой гарантии, своевременное направление независимой гарантии в адрес Заказчика и своевременное подписание государственного контракта со своей стороны, а также получение изменения к банковской гарантии и направление Заказчику указанных изменений с просьбой предоставления возможности замены данных гарантий на электронной площадке и подписать контракт, законным и обоснованным.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды признали... оспариваемое заявителем решение антимонопольного органа, учитывая все действия ООО... направленные на заключение контракта: своевременное получение независимой гарантии, своевременное направление независимой гарантии в адрес Заказчика и своевременное подписание государственного контракта со своей стороны, а также получение изменения к банковской гарантии и направление Заказчику указанных изменений с просьбой предоставления возможности замены данных гарантий на электронной площадке и подписать контракт, законным и обоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Банк в целях обеспечения заявки на участие ООО в закупке на основании Федерального закона N 44-ФЗ выдал банковскую гарантию. В связи с изменением заказчиком срока подачи заявок на участие в закупке ООО обратилось в банк с заявлением о внесении изменений в гарантию. Вправе ли банк внести изменения в гарантию?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Банк в целях обеспечения заявки на участие ООО в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ выдал банковскую гарантию. В связи с изменением заказчиком срока подачи заявок на участие в закупке ООО обратилось в банк с заявлением о внесении изменений в банковскую гарантию в части увеличения срока ее действия. Вправе ли банк внести изменения в банковскую гарантию при отсутствии в банковской гарантии условия о возможности внесения в нее изменений?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Банк в целях обеспечения заявки на участие ООО в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ выдал банковскую гарантию. В связи с изменением заказчиком срока подачи заявок на участие в закупке ООО обратилось в банк с заявлением о внесении изменений в банковскую гарантию в части увеличения срока ее действия. Вправе ли банк внести изменения в банковскую гарантию при отсутствии в банковской гарантии условия о возможности внесения в нее изменений?
Статья: Развитие системы государственных закупок в условиях внедрения цифровых технологий
(Балтутите И.В., Аппазов Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 1)- в сфере создания сервисов для поставщиков - ведение всего документооборота по заказу, включая претензионную и иную официальную переписку заказчика с исполнителем по контракту, в ЕИС; внедрение единой формы банковской гарантии; внесение изменений в Договор ЕАЭС с целью введения на территориях единого экономического пространства новой процедуры - закупки через электронный магазин;
(Балтутите И.В., Аппазов Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 1)- в сфере создания сервисов для поставщиков - ведение всего документооборота по заказу, включая претензионную и иную официальную переписку заказчика с исполнителем по контракту, в ЕИС; внедрение единой формы банковской гарантии; внесение изменений в Договор ЕАЭС с целью введения на территориях единого экономического пространства новой процедуры - закупки через электронный магазин;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Компания не предоставила банковскую гарантию. Несмотря на это, она обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества задолженности, мотивировав свое требование неоплатой принятых заказчиком работ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Компания не предоставила банковскую гарантию. Несмотря на это, она обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества задолженности, мотивировав свое требование неоплатой принятых заказчиком работ.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Подрядчик направил заказчику претензию, в которой требовал возместить затраты на получение банковской гарантии, затраты на подготовку строительной площадки и упущенную выгоду. Неисполнение претензии явилось причиной обращения подрядчика в арбитражный суд с заявлением о взыскании с заказчика, а при недостаточности денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств в порядке субсидиарной ответственности убытков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Подрядчик направил заказчику претензию, в которой требовал возместить затраты на получение банковской гарантии, затраты на подготовку строительной площадки и упущенную выгоду. Неисполнение претензии явилось причиной обращения подрядчика в арбитражный суд с заявлением о взыскании с заказчика, а при недостаточности денежных средств с главного распорядителя бюджетных средств в порядке субсидиарной ответственности убытков.
Статья: Исполнение реституционных обязательств по недействительным сделкам
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)- победитель аукциона на право заключения госконтракта не может ссылаться на недействительность этого договора и требовать применения последствий его недействительности в виде возврата уплаченной суммы за соответствующее право по обстоятельствам, возникшим в связи с недобросовестными действиями самого победителя аукциона, о которых государственный заказчик не знал и не должен был знать на момент заключения договора. Например, победитель закупочной процедуры, предоставивший заказчику недействительную банковскую гарантию в счет обеспечения государственного контракта, не вправе на этом основании сам его оспаривать и требовать применения последствий недействительности сделки, поскольку такое недобросовестное поведение будет свидетельствовать о его выходе за пределы осуществления гражданских прав, а допущенные им самим нарушения не могут быть положены судом в основу признания договора недействительным по иску, предъявленному самим победителем. Этот подход закреплен в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", п. 20 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) и п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)- победитель аукциона на право заключения госконтракта не может ссылаться на недействительность этого договора и требовать применения последствий его недействительности в виде возврата уплаченной суммы за соответствующее право по обстоятельствам, возникшим в связи с недобросовестными действиями самого победителя аукциона, о которых государственный заказчик не знал и не должен был знать на момент заключения договора. Например, победитель закупочной процедуры, предоставивший заказчику недействительную банковскую гарантию в счет обеспечения государственного контракта, не вправе на этом основании сам его оспаривать и требовать применения последствий недействительности сделки, поскольку такое недобросовестное поведение будет свидетельствовать о его выходе за пределы осуществления гражданских прав, а допущенные им самим нарушения не могут быть положены судом в основу признания договора недействительным по иску, предъявленному самим победителем. Этот подход закреплен в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", п. 20 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) и п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)О фактическом изменении условий банковской гарантии победитель закупки узнал только после полной ее оплаты и направления в его адрес.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)О фактическом изменении условий банковской гарантии победитель закупки узнал только после полной ее оплаты и направления в его адрес.
Статья: Типовые контракты, типовые условия контрактов: практика применения
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Правовая оценка УФАС: на момент публикации извещения ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ изложена в ином виде: "Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в т.ч. в случае его изменения в соответствии со ст. 95 настоящего Федерального закона". Заказчик нарушил ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ <9>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Правовая оценка УФАС: на момент публикации извещения ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ изложена в ином виде: "Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в т.ч. в случае его изменения в соответствии со ст. 95 настоящего Федерального закона". Заказчик нарушил ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ <9>.
Статья: Правовое значение реестра банковских гарантий в контрактной системе и его влияние на судьбу гарантийного обязательства
(Мельниченко С.В.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)В соответствии с пунктом 4 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> (далее - Правила ведения реестра банковских гарантий, Правила) в реестр банковских гарантий подлежит также включению следующая информация: 1) наименование и местонахождение заказчика, являющегося бенефициаром, идентификационный номер налогоплательщика; 2) копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии); 3) идентификационный код закупки; 4) сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии (при наличии); 5) иная информация, предусмотренная Правилами.
(Мельниченко С.В.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)В соответствии с пунктом 4 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> (далее - Правила ведения реестра банковских гарантий, Правила) в реестр банковских гарантий подлежит также включению следующая информация: 1) наименование и местонахождение заказчика, являющегося бенефициаром, идентификационный номер налогоплательщика; 2) копия документа о внесении изменений в условия банковской гарантии (при наличии); 3) идентификационный код закупки; 4) сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии (при наличии); 5) иная информация, предусмотренная Правилами.
Готовое решение: Какие особенности обеспечения заявки установлены Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не предъявляет требований к банковским гарантиям, выданным для обеспечения заявок или для обеспечения исполнения обязательств по договорам. При решении вопроса об изменении банковской гарантии необходимо руководствоваться ГК РФ и положением о закупке.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не предъявляет требований к банковским гарантиям, выданным для обеспечения заявок или для обеспечения исполнения обязательств по договорам. При решении вопроса об изменении банковской гарантии необходимо руководствоваться ГК РФ и положением о закупке.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Комиссия УФАС оценила доводы заказчика критически, поскольку заказчик в ответе на запрос разъяснений документации указал на возможность представления банковской гарантии в электронной форме с соблюдением требований Закона об электронной подписи. При этом заявка заявителя отклонена за непредставление в срок до окончания подачи заявок оригинала банковской гарантии, что противоречит сведениям, указанным заказчиком в ответе на запрос разъяснений <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Комиссия УФАС оценила доводы заказчика критически, поскольку заказчик в ответе на запрос разъяснений документации указал на возможность представления банковской гарантии в электронной форме с соблюдением требований Закона об электронной подписи. При этом заявка заявителя отклонена за непредставление в срок до окончания подачи заявок оригинала банковской гарантии, что противоречит сведениям, указанным заказчиком в ответе на запрос разъяснений <1>.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Напомним, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, срок действия которой должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Напомним, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, срок действия которой должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статья: Как участнику госзакупок проверить выданную банком гарантию
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Практика ФАС России. В аукционной документации было указано, что участник должен предоставить гарантию, выданную одним из банков, перечисленных в приложении этой документации. Банковские гарантии только этих 10 банков принимались заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора. Там же говорилось о том, что победитель вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям конкурсной документации. Один из участников не согласился с подобными условиями и подал жалобу в антимонопольную службу, которая его поддержала и предписала изменить документацию. По мнению ФАС, в такой ситуации возможность участия в аукционе зависит от волеизъявления заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников аукциона. Действия заказчика, установившего требования, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат Закону N 44-ФЗ (решение ФАС России от 25.04.2018 N 223ФЗ-304/18).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Практика ФАС России. В аукционной документации было указано, что участник должен предоставить гарантию, выданную одним из банков, перечисленных в приложении этой документации. Банковские гарантии только этих 10 банков принимались заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора. Там же говорилось о том, что победитель вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям конкурсной документации. Один из участников не согласился с подобными условиями и подал жалобу в антимонопольную службу, которая его поддержала и предписала изменить документацию. По мнению ФАС, в такой ситуации возможность участия в аукционе зависит от волеизъявления заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников аукциона. Действия заказчика, установившего требования, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат Закону N 44-ФЗ (решение ФАС России от 25.04.2018 N 223ФЗ-304/18).
Вопрос: Об учете сумм компенсации расходов на услуги банка по предоставлению банковской гарантии при выполнении СМР по программе реновации в целях НДС.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 03-07-11/120414)В связи с выходом Распоряжения Правительства Москвы от 24.03.2022 N 189-РП "О внесении изменения в Распоряжение Правительства Москвы от 30.08.2005 N 1680-РП" Фонд реновации планирует частично компенсировать генподрядчикам некоторые виды их расходов путем включения затрат на услуги банка по предоставлению банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта (контракта), договора в гл. 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства.
(Письмо Минфина России от 13.12.2023 N 03-07-11/120414)В связи с выходом Распоряжения Правительства Москвы от 24.03.2022 N 189-РП "О внесении изменения в Распоряжение Правительства Москвы от 30.08.2005 N 1680-РП" Фонд реновации планирует частично компенсировать генподрядчикам некоторые виды их расходов путем включения затрат на услуги банка по предоставлению банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта (контракта), договора в гл. 9 сводных сметных расчетов стоимости строительства.
Вопрос: Оформили банковскую гарантию, срок действия которой был определен исходя из даты окончания срока подачи заявок. Заказчик продлил срок подачи заявок еще на 10 дней. В результате срок действия полученной нами гарантии перестал соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ. Нужно ли предоставлять новую банковскую гарантию?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Вопрос: Участвуем в аукционе, проводимом в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Поскольку сумма обеспечения заявки достаточно велика, мы оформили банковскую гарантию, срок действия которой был определен исходя из даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Однако заказчик внес изменения в документацию о закупке и продлил срок подачи заявок еще на 10 дней. В результате срок действия полученной нами гарантии перестал соответствовать требованиям ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ. Неужели нам теперь нужно предоставлять новую банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки? Ведь сумма гарантии большая и комиссия соответствующая!
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Вопрос: Участвуем в аукционе, проводимом в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Поскольку сумма обеспечения заявки достаточно велика, мы оформили банковскую гарантию, срок действия которой был определен исходя из даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Однако заказчик внес изменения в документацию о закупке и продлил срок подачи заявок еще на 10 дней. В результате срок действия полученной нами гарантии перестал соответствовать требованиям ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ. Неужели нам теперь нужно предоставлять новую банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки? Ведь сумма гарантии большая и комиссия соответствующая!