Переходный период по повышению пенсионного возраста
Подборка наиболее важных документов по запросу Переходный период по повышению пенсионного возраста (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам РФ по достижении установленного возраста, который в период до 2028 г. постепенно повышается до достижения 70 и 65 лет - соответственно для мужчин и женщин;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам РФ по достижении установленного возраста, который в период до 2028 г. постепенно повышается до достижения 70 и 65 лет - соответственно для мужчин и женщин;
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В 2025 году возраст выхода на пенсию на общих основаниях Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ не определен. Оформить пенсионное обеспечение в 2025 году смогут граждане, имеющие право на досрочное назначение страховой пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Информация СФР).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В 2025 году возраст выхода на пенсию на общих основаниях Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ не определен. Оформить пенсионное обеспечение в 2025 году смогут граждане, имеющие право на досрочное назначение страховой пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Информация СФР).
Статья: Иждивение через призму межотраслевых правовых связей: универсальный подход или учет отраслевой специфики?
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Вместе с тем законодательство и правоприменительная практика идут по другому пути. Пункт 31 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" ориентирует на то, что при определении наследственных прав по ст. 1148 и 1149 ГК РФ к нетрудоспособным относятся граждане, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, вне зависимости от назначения им пенсии по старости, и содержит ссылку на п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Но данный Закон не применяется с 1 января 2015 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях"), за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий. Невольно напрашивается мысль, что должен применяться Федеральный закон "О страховых пенсиях", устанавливающий актуальный пенсионный возраст - 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Однако законодатель предусмотрел, что правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные ст. 1148, п. 1 ст. 1149 и п. 1 ст. 1183 ГК РФ, применяются к мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам, достигшим 55 лет <21>. Заслуживает критики и выбранный законодателем способ внесения изменений - они внесены не в часть третью ГК РФ, а в Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", что делает их менее очевидными для граждан. Вероятно, таким образом законодатель решил сгладить последствия повышения пенсионного возраста, что оправданно в переходный период, когда возраст постепенно повышается до новых значений, но будет выглядеть довольно странно, когда завершится повышение возраста приобретения права на страховую пенсию по старости, особенно с учетом того, что законодатель не отказался от использования категории "нетрудоспособность".
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Вместе с тем законодательство и правоприменительная практика идут по другому пути. Пункт 31 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" ориентирует на то, что при определении наследственных прав по ст. 1148 и 1149 ГК РФ к нетрудоспособным относятся граждане, достигшие возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, вне зависимости от назначения им пенсии по старости, и содержит ссылку на п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Но данный Закон не применяется с 1 января 2015 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях"), за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий. Невольно напрашивается мысль, что должен применяться Федеральный закон "О страховых пенсиях", устанавливающий актуальный пенсионный возраст - 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Однако законодатель предусмотрел, что правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные ст. 1148, п. 1 ст. 1149 и п. 1 ст. 1183 ГК РФ, применяются к мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам, достигшим 55 лет <21>. Заслуживает критики и выбранный законодателем способ внесения изменений - они внесены не в часть третью ГК РФ, а в Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", что делает их менее очевидными для граждан. Вероятно, таким образом законодатель решил сгладить последствия повышения пенсионного возраста, что оправданно в переходный период, когда возраст постепенно повышается до новых значений, но будет выглядеть довольно странно, когда завершится повышение возраста приобретения права на страховую пенсию по старости, особенно с учетом того, что законодатель не отказался от использования категории "нетрудоспособность".
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Введение законодателем переходного периода для повышения пенсионного возраста базируется на общеправовых принципах и неоднократно сформулированных правовых позициях Конституционного Суда РФ о том, что при осуществлении правового регулирования необходимо поддерживать доверие граждан к закону и действиям государства, исходить из выполнения взятых государством на себя публично-правовых обязательств, а также соблюдать разумную стабильность и преемственность правового регулирования и сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Введение законодателем переходного периода для повышения пенсионного возраста базируется на общеправовых принципах и неоднократно сформулированных правовых позициях Конституционного Суда РФ о том, что при осуществлении правового регулирования необходимо поддерживать доверие граждан к закону и действиям государства, исходить из выполнения взятых государством на себя публично-правовых обязательств, а также соблюдать разумную стабильность и преемственность правового регулирования и сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
Готовое решение: Что нужно знать кадровику о работниках предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)Реформой пенсионного законодательства предусмотрен переходный период по увеличению возраста выхода на пенсию. Поэтому и предпенсионный период у разных работников будет приходиться на разный возраст.
(КонсультантПлюс, 2025)Реформой пенсионного законодательства предусмотрен переходный период по увеличению возраста выхода на пенсию. Поэтому и предпенсионный период у разных работников будет приходиться на разный возраст.
Статья: Сбережение народа России и развитие пенсионной системы страны
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)За прошедшее с 2017 г. время произошли определенные изменения в пенсионной системе и в жизни пенсионеров. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ повышен пенсионный возраст для выхода на пенсию по старости до 60/65 лет для женщин/мужчин соответственно. Был установлен переходный период постепенного повышения пенсионного возраста с выходом на 60/65 лет в 2028 г.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)За прошедшее с 2017 г. время произошли определенные изменения в пенсионной системе и в жизни пенсионеров. Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ повышен пенсионный возраст для выхода на пенсию по старости до 60/65 лет для женщин/мужчин соответственно. Был установлен переходный период постепенного повышения пенсионного возраста с выходом на 60/65 лет в 2028 г.
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Согласно пенсионной реформе 2019 года возраст выхода на пенсию начал постепенно повышаться. К 2028 году для женщин он будет составлять 60 лет, а для мужчин 65 лет. До 2028 года устанавливается переходный период с постепенным увеличением пенсионного возраста. Чтобы точно установить, когда работник уйдет на пенсию до указанного года, необходимо знать год рождения и пол сотрудника.
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Согласно пенсионной реформе 2019 года возраст выхода на пенсию начал постепенно повышаться. К 2028 году для женщин он будет составлять 60 лет, а для мужчин 65 лет. До 2028 года устанавливается переходный период с постепенным увеличением пенсионного возраста. Чтобы точно установить, когда работник уйдет на пенсию до указанного года, необходимо знать год рождения и пол сотрудника.
Статья: Нетрудоспособность гражданина как основание возникновения права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
Статья: Спор о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В настоящее время действует переходный период для увеличения пенсионного возраста. В течение этого периода возраст, по достижении которого у лица возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста), определяется в соответствии с Приложением 6 к Закону N 400-ФЗ. Как следует из текста этого Приложения (таблицы), повышение пенсионного возраста началось с 2019 г. и ежегодно пенсионный возраст повышается на 12 месяцев. По сути, в переходный период возраст, по достижении которого у лица возникает право на страховую пенсию по старости, зависит от года достижения лицом прежнего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 для женщин).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В настоящее время действует переходный период для увеличения пенсионного возраста. В течение этого периода возраст, по достижении которого у лица возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста), определяется в соответствии с Приложением 6 к Закону N 400-ФЗ. Как следует из текста этого Приложения (таблицы), повышение пенсионного возраста началось с 2019 г. и ежегодно пенсионный возраст повышается на 12 месяцев. По сути, в переходный период возраст, по достижении которого у лица возникает право на страховую пенсию по старости, зависит от года достижения лицом прежнего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 для женщин).