Передача имущества казны в безвозмездное пользование
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества казны в безвозмездное пользование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Управление и распоряжение муниципальным имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)...дизельные электростанции и электроагрегаты... относятся к имуществу казны муниципального образования... района и подлежат передаче ему в безвозмездное пользование согласно постановлению администрации района... однако... договор безвозмездного пользования... не заключен.
(КонсультантПлюс, 2025)...дизельные электростанции и электроагрегаты... относятся к имуществу казны муниципального образования... района и подлежат передаче ему в безвозмездное пользование согласно постановлению администрации района... однако... договор безвозмездного пользования... не заключен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Корреспонденция счетов: Из муниципальной казны передано в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления нежилое здание федеральному казенному учреждению. Обязанность его предоставить установлена законом. Как отразить передачу (получение) нежилого здания в учете передающей (получающей) стороны?..
(Консультация эксперта, 2025)<*> Корреспонденция счетов приведена по аналогии с бухгалтерскими записями, содержащимися в п. 38 Инструкции N 162н. Заметим, что корреспонденция счетов по передаче имущества казны в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления в Инструкции N 162н отсутствует, поэтому органу, осуществляющему полномочия и функции собственника в отношении муниципального имущества, следует согласовать ее применение с финансовым органом (п. 2 Инструкции N 162н).
(Консультация эксперта, 2025)<*> Корреспонденция счетов приведена по аналогии с бухгалтерскими записями, содержащимися в п. 38 Инструкции N 162н. Заметим, что корреспонденция счетов по передаче имущества казны в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления в Инструкции N 162н отсутствует, поэтому органу, осуществляющему полномочия и функции собственника в отношении муниципального имущества, следует согласовать ее применение с финансовым органом (п. 2 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Что такое казна
(КонсультантПлюс, 2025)совершение действий по распоряжению имуществом казны. В их числе передача в оперативное управление, хозяйственное ведение, иное безвозмездное или возмездное пользование, доверительное управление; изменение (ограничение) прав, отчуждение;
(КонсультантПлюс, 2025)совершение действий по распоряжению имуществом казны. В их числе передача в оперативное управление, хозяйственное ведение, иное безвозмездное или возмездное пользование, доверительное управление; изменение (ограничение) прав, отчуждение;
Нормативные акты
"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)100) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и (или) государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус";
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)100) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и (или) государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус";
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)95. Порядок начисления амортизации имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного имущества, установленный правовым актом по бюджетному учету казны финансового органа соответствующего публично-правового образования, должен соответствовать порядку начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, установленному пунктами 84 - 93 настоящей Инструкции. При этом финансовый орган имеет право распространить указанный в настоящем пункте порядок как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов (недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество; имущество, полученное в лизинг; нежилые, жилые здания, сооружения, транспортные средства, оборудование и т.д.), так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие экономические выгоды (объекты, переданные в безвозмездное пользование, в аренду и т.д.).
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)95. Порядок начисления амортизации имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного имущества, установленный правовым актом по бюджетному учету казны финансового органа соответствующего публично-правового образования, должен соответствовать порядку начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, установленному пунктами 84 - 93 настоящей Инструкции. При этом финансовый орган имеет право распространить указанный в настоящем пункте порядок как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов (недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество; имущество, полученное в лизинг; нежилые, жилые здания, сооружения, транспортные средства, оборудование и т.д.), так и на отдельные объекты, вовлеченные в хозяйственный оборот и (или) приносящие экономические выгоды (объекты, переданные в безвозмездное пользование, в аренду и т.д.).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"Таким образом, в случае если между Обществом и Правительством Москвы отсутствуют какие-либо особенности, которые могли бы оказать влияние на условия сделки (за исключением государственного участия в Обществе), налоговая база при безвозмездной передаче указанного объекта составляет 0 рублей. В случае если указанные особенности имеются, Общество обязано исчислить налоговую базу с рыночной стоимости передаваемого объекта, для определения которой может быть привлечен оценщик".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"Таким образом, в случае если между Обществом и Правительством Москвы отсутствуют какие-либо особенности, которые могли бы оказать влияние на условия сделки (за исключением государственного участия в Обществе), налоговая база при безвозмездной передаче указанного объекта составляет 0 рублей. В случае если указанные особенности имеются, Общество обязано исчислить налоговую базу с рыночной стоимости передаваемого объекта, для определения которой может быть привлечен оценщик".
Статья: Федеральное имущество в Москве. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Воропаев Д., Пинтяшина С., Чегринец Е., Желудков К., Керанова С., Кокарева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)- заключались и оплачивались контракты на оказание услуг по охране объектов недвижимости, которые в период оказания услуги уже были разрушены или переданы в безвозмездное пользование сторонней организации;
(Воропаев Д., Пинтяшина С., Чегринец Е., Желудков К., Керанова С., Кокарева Ю.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)- заключались и оплачивались контракты на оказание услуг по охране объектов недвижимости, которые в период оказания услуги уже были разрушены или переданы в безвозмездное пользование сторонней организации;
Готовое решение: Как до 2026 г. в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить нефинансовые активы имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)Как начисляется амортизация на имущество казны при передаче его в безвозмездное пользование
(КонсультантПлюс, 2025)Как начисляется амортизация на имущество казны при передаче его в безвозмездное пользование
Готовое решение: Как учреждению вести учет на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование"
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что при передаче имущества в безвозмездное пользование и его учете на счете 26 не нужно списывать это имущество с балансового учета (Письмо Минфина России от 21.11.2017 N 02-06-05/76955). Однако в случае передачи имущества казны из этого правила есть исключение.
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что при передаче имущества в безвозмездное пользование и его учете на счете 26 не нужно списывать это имущество с балансового учета (Письмо Минфина России от 21.11.2017 N 02-06-05/76955). Однако в случае передачи имущества казны из этого правила есть исключение.
Готовое решение: Как с 2026 г. в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить нефинансовые активы имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)Как начисляется амортизация на имущество казны при передаче его в безвозмездное пользование
(КонсультантПлюс, 2025)Как начисляется амортизация на имущество казны при передаче его в безвозмездное пользование
Статья: Институт кредитования: роль в отмывании коррупционных доходов
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2025, N 1)3. При возможном конфликте интересов заемщика с чиновниками предусмотреть механизм страхования риска вследствие утраты залога. В случае изъятия активов в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК коррупционер их лишается, банк получает выплату страхового возмещения, а имущество освобождается от обременения и передается в казну.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2025, N 1)3. При возможном конфликте интересов заемщика с чиновниками предусмотреть механизм страхования риска вследствие утраты залога. В случае изъятия активов в порядке подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК коррупционер их лишается, банк получает выплату страхового возмещения, а имущество освобождается от обременения и передается в казну.
Готовое решение: Как применять СГС "Концессионные соглашения"
(КонсультантПлюс, 2025)при передаче в безвозмездное пользование - на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".
(КонсультантПлюс, 2025)при передаче в безвозмездное пользование - на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".
Статья: Списание имущества Республики Крым, закрепленного за ГУП
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)3) внести предложение о передаче имущества юридическому лицу по договору в безвозмездное пользование, доверительное управление либо в аренду;
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)3) внести предложение о передаче имущества юридическому лицу по договору в безвозмездное пользование, доверительное управление либо в аренду;
Статья: Передача земельных участков из муниципальной казны
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В соответствии с договором безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования имуществом, находящимся в составе имущества казны, балансодержатель передает право пользования указанным активом пользователю для извлечения им полезного потенциала актива в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), при этом пользователь принимает обязательства в отношении основных условий пользования и содержания имущества. Такие разъяснения доведены Письмом Минфина России от 25.05.2018 N 02-07-10/35603.
(Владимирова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В соответствии с договором безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования имуществом, находящимся в составе имущества казны, балансодержатель передает право пользования указанным активом пользователю для извлечения им полезного потенциала актива в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), при этом пользователь принимает обязательства в отношении основных условий пользования и содержания имущества. Такие разъяснения доведены Письмом Минфина России от 25.05.2018 N 02-07-10/35603.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.