Передача имущества банкрота в муниципальную собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества банкрота в муниципальную собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 148 "Имущество должника, не проданное в ходе конкурсного производства или оставшееся после завершения расчетов с кредиторами" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Исходя из положений ст. 148 Закона о банкротстве невозможность реализации имущества должника влечет необходимость его передачи в муниципальную или федеральную собственность вне зависимости от наличия или отсутствия возражений со стороны государственного органа либо органа местного самоуправления."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 132 "Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Механизм передачи непроданного имущества должника в муниципальную собственность, предусмотренный п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве имеет целью определение юридической судьбы не востребованного по итогам торгов актива юридического лица, подлежащего ликвидации. Данный механизм призван обеспечить недопущение появления бесхозяйного имущества, в связи с чем передача имущества в муниципальную собственность происходит без каких-либо дополнительных условий. Иной подход означал бы возможность принудительной продажи имущества органу муниципальной власти, что противоречит принципу диспозитивности и свободы воли сторон в гражданском договоре."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Следовательно, предусмотренная в пункте 6 статьи 132 Закона о банкротстве обязанность собственника муниципального имущества принять данные объекты не исключает возмездного характера такой передачи имущества.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Следовательно, предусмотренная в пункте 6 статьи 132 Закона о банкротстве обязанность собственника муниципального имущества принять данные объекты не исключает возмездного характера такой передачи имущества.
Статья: Непроданное имущество должника и обязанности органов местного самоуправления в процедуре конкурсного производства
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Особо следует отметить непоследовательность судебной практики в части определения того, какое именно непроданное имущество должника может передаваться в муниципальную собственность. С одной стороны, суды прямо указывают, что Закон о банкротстве не ограничивает состав имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность в качестве непроданного имущества должника, только недвижимым имуществом, речь в Законе идет о любом имуществе, включая имущественные права должника. Опираясь на эту позицию, суды понуждают принимать в муниципальную собственность не реализованные в ходе конкурсного производства права требования должника, например дебиторскую задолженность (см.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2018 г. N Ф05-578/2015 по делу N А40-36700/10; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2020 г. N 09АП-78797/2019 по делу N А40-191363/2014). С другой стороны, суды признают право конкурсного управляющего списать оставшиеся права требования, если задолженность признается безнадежной, отказывают в иске об оспаривании такого списания и при этом не требуют применения норм о передаче прав требования в муниципальную собственность (см.: Определение Верховного Суда РФ от 20 июня 2019 г. N 305-ЭС19-8739(1) и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2018 г. N 09АП-59801/2018 по делу N А40-99619/2017).
(Сергеев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Особо следует отметить непоследовательность судебной практики в части определения того, какое именно непроданное имущество должника может передаваться в муниципальную собственность. С одной стороны, суды прямо указывают, что Закон о банкротстве не ограничивает состав имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность в качестве непроданного имущества должника, только недвижимым имуществом, речь в Законе идет о любом имуществе, включая имущественные права должника. Опираясь на эту позицию, суды понуждают принимать в муниципальную собственность не реализованные в ходе конкурсного производства права требования должника, например дебиторскую задолженность (см.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2018 г. N Ф05-578/2015 по делу N А40-36700/10; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2020 г. N 09АП-78797/2019 по делу N А40-191363/2014). С другой стороны, суды признают право конкурсного управляющего списать оставшиеся права требования, если задолженность признается безнадежной, отказывают в иске об оспаривании такого списания и при этом не требуют применения норм о передаче прав требования в муниципальную собственность (см.: Определение Верховного Суда РФ от 20 июня 2019 г. N 305-ЭС19-8739(1) и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2018 г. N 09АП-59801/2018 по делу N А40-99619/2017).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Вместе с тем уставом муниципального предприятия предусмотрено, что оно самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Вместе с тем уставом муниципального предприятия предусмотрено, что оно самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основе переданного ему на праве хозяйственного ведения муниципального имущества.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. При урегулировании обязательств застройщика по строительству объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, и объектов транспортной инфраструктуры (далее - объекты инфраструктуры) применяется возмездная передача имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика иному застройщику, который будет являться приобретателем. В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства по безвозмездной передаче указанных объектов, строительство которых завершено, в государственную или муниципальную собственность.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. При урегулировании обязательств застройщика по строительству объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, и объектов транспортной инфраструктуры (далее - объекты инфраструктуры) применяется возмездная передача имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика иному застройщику, который будет являться приобретателем. В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства по безвозмездной передаче указанных объектов, строительство которых завершено, в государственную или муниципальную собственность.
Статья: "Балласт" на балансе: как поступать с муниципальным имуществом, непригодным для реализации полномочий органов местного самоуправления
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)В целях нахождения баланса между интересами участников процедуры конкурсного производства и интересами органов местного самоуправления целесообразно опираться на базовые принципы организации местного самоуправления, следующие из его конституционного статуса самостоятельного уровня публичной власти. Передачу конкурсным управляющим органу местного самоуправления имущества, которое нельзя списать и которое не может остаться без собственника, следует рассматривать как исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если поступающее в муниципальную собственность имущество не может быть использовано для решения вопросов местного значения или перепрофилировано, а его содержание влечет расходы для местного бюджета. Поступления из федерального бюджета должны покрывать реальные убытки местного бюджета, разницу между расходами и доходами. Расходы органов местного самоуправления на принятие и содержание неликвидного имущества как минимум должны учитываться законодателем при определении уровня доходов местных бюджетов или компенсироваться по факту их появления (подробнее см. [14]).
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)В целях нахождения баланса между интересами участников процедуры конкурсного производства и интересами органов местного самоуправления целесообразно опираться на базовые принципы организации местного самоуправления, следующие из его конституционного статуса самостоятельного уровня публичной власти. Передачу конкурсным управляющим органу местного самоуправления имущества, которое нельзя списать и которое не может остаться без собственника, следует рассматривать как исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если поступающее в муниципальную собственность имущество не может быть использовано для решения вопросов местного значения или перепрофилировано, а его содержание влечет расходы для местного бюджета. Поступления из федерального бюджета должны покрывать реальные убытки местного бюджета, разницу между расходами и доходами. Расходы органов местного самоуправления на принятие и содержание неликвидного имущества как минимум должны учитываться законодателем при определении уровня доходов местных бюджетов или компенсироваться по факту их появления (подробнее см. [14]).
Статья: Компенсация за объекты, которые подлежат исключению из конкурсной массы: обзор правоприменительной практики
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Конституционный Суд в "отказных" Определениях от 23 апреля 2013 года N 640-О и от 28 мая 2013 года N 875-О отразил вывод, что законодатель выполнил ранее установленное требование и предусмотрел порядок компенсации за передачу муниципалитету социально значимого имущества: в ст. 132 нового Закона о банкротстве регламентирован механизм реализации такого имущества.
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Конституционный Суд в "отказных" Определениях от 23 апреля 2013 года N 640-О и от 28 мая 2013 года N 875-О отразил вывод, что законодатель выполнил ранее установленное требование и предусмотрел порядок компенсации за передачу муниципалитету социально значимого имущества: в ст. 132 нового Закона о банкротстве регламентирован механизм реализации такого имущества.
Готовое решение: Как заключить договор на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)аренда государственного или муниципального имущества (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции);
(КонсультантПлюс, 2025)аренда государственного или муниципального имущества (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции);
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)не может быть реализовано. Например, это касается объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В таком случае имущество передается собственнику, который, в свою очередь, обязан компенсировать уменьшение конкурсной массы (вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019));
(КонсультантПлюс, 2025)не может быть реализовано. Например, это касается объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В таком случае имущество передается собственнику, который, в свою очередь, обязан компенсировать уменьшение конкурсной массы (вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019));
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2020 N Ф05-15712/2017 по делу N А41-70117/2016 (Определением ВС РФ от 29.09.2020 отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации) суды в качестве оснований для признания недействительными сделок по передаче имущества в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью указали:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2020 N Ф05-15712/2017 по делу N А41-70117/2016 (Определением ВС РФ от 29.09.2020 отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации) суды в качестве оснований для признания недействительными сделок по передаче имущества в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью указали:
Готовое решение: Как осуществляется процедура банкротства застройщика
(КонсультантПлюс, 2025)Если застройщик имеет обязательства по таким объектам, то он в возмездном порядке передает имущество (в том числе имущественные права) и обязательства иному застройщику-приобретателю. После завершения строительства приобретатель безвозмездно передает эти объекты в государственную или муниципальную собственность (ст. 201.15-2-1 Закона о банкротстве).
(КонсультантПлюс, 2025)Если застройщик имеет обязательства по таким объектам, то он в возмездном порядке передает имущество (в том числе имущественные права) и обязательства иному застройщику-приобретателю. После завершения строительства приобретатель безвозмездно передает эти объекты в государственную или муниципальную собственность (ст. 201.15-2-1 Закона о банкротстве).
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Прежде отметим, что тепловые сети, как правило, оказываются в муниципальной собственности в результате их выявления как бесхозяйных объектов, которые появились во времена ликвидации организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, и не были переданы иной теплосетевой организации, пришедшей им на смену после их ликвидации. Или же причиной их появления может стать ситуация, при которой застройщик, возводящий эти сети, в установленном порядке их после строительства дома не передал в орган местного самоуправления до того, как впоследствии был признан несостоятельным (банкротом). Также тепловые сети, не имеющие балансодержателя и в установленном порядке не оформленные, оказываются в муниципальной собственности по исковым требованиям прокурора, суды же активно удовлетворяют такие требования о понуждении принять в муниципальную собственность участки тепловой сети.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Прежде отметим, что тепловые сети, как правило, оказываются в муниципальной собственности в результате их выявления как бесхозяйных объектов, которые появились во времена ликвидации организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, и не были переданы иной теплосетевой организации, пришедшей им на смену после их ликвидации. Или же причиной их появления может стать ситуация, при которой застройщик, возводящий эти сети, в установленном порядке их после строительства дома не передал в орган местного самоуправления до того, как впоследствии был признан несостоятельным (банкротом). Также тепловые сети, не имеющие балансодержателя и в установленном порядке не оформленные, оказываются в муниципальной собственности по исковым требованиям прокурора, суды же активно удовлетворяют такие требования о понуждении принять в муниципальную собственность участки тепловой сети.
Статья: Обзор практики по делам о банкротстве за ноябрь 2020 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)ВС РФ не нашел оснований для признании недействительным договора о безвозмездной передаче имущества, заключенного обществом и администрацией города. По смыслу п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности, устанавливающего специальное регулирование инвестиционных отношений с участием публично-правовых образований, возведенный до возбуждения дела о банкротстве общества объект в силу Закона находился в долевой собственности общества и муниципального образования. Согласно ст. 131 Закона о банкротстве данный объект не мог войти в конкурсную массу должника, не являющегося его единоличным собственником. В связи с этим у публично-правового образования, несмотря на применение к обществу процедур банкротства, сохранилось право на получение в собственность причитающегося по условиям контракта.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)ВС РФ не нашел оснований для признании недействительным договора о безвозмездной передаче имущества, заключенного обществом и администрацией города. По смыслу п. 3 ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности, устанавливающего специальное регулирование инвестиционных отношений с участием публично-правовых образований, возведенный до возбуждения дела о банкротстве общества объект в силу Закона находился в долевой собственности общества и муниципального образования. Согласно ст. 131 Закона о банкротстве данный объект не мог войти в конкурсную массу должника, не являющегося его единоличным собственником. В связи с этим у публично-правового образования, несмотря на применение к обществу процедур банкротства, сохранилось право на получение в собственность причитающегося по условиям контракта.
Статья: Ограничение прав и свобод: сущность и подходы к пониманию
(Болдырев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Два названных подхода не противоречат друг другу. Они с разных сторон рассматривают механизм ограничения прав и свобод: первый подход описывает результат введения ограничений, а второй акцентирует внимание на его правовых средствах. Их практическую нераздельность можно продемонстрировать на примере ограничения права частной собственности в виде обязанности должника в процедуре банкротства передать имущество, необходимое для жизнеобеспечения населения, соответствующему муниципальному образованию, т.е. посредством исключения имущества из конкурсной массы <11>. Данный механизм предусмотрен законодательством о банкротстве и в первую очередь ограничивает право собственности юридических лиц <12> (изменяет нормативное содержание данного права), имущество которых должно быть передано муниципальному образованию. Вместе с введением ограничения субъективного права происходят изменения и в наборе элементов правового статуса субъекта: у него появляется обязанность передать имущество муниципальному образованию. Первичным при ограничении можно считать изменение объема субъективного права в отношении неопределенного круга лица, а непосредственно правовой статус субъекта меняется лишь при воздействии измененной нормы права на конкретное лицо.
(Болдырев Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Два названных подхода не противоречат друг другу. Они с разных сторон рассматривают механизм ограничения прав и свобод: первый подход описывает результат введения ограничений, а второй акцентирует внимание на его правовых средствах. Их практическую нераздельность можно продемонстрировать на примере ограничения права частной собственности в виде обязанности должника в процедуре банкротства передать имущество, необходимое для жизнеобеспечения населения, соответствующему муниципальному образованию, т.е. посредством исключения имущества из конкурсной массы <11>. Данный механизм предусмотрен законодательством о банкротстве и в первую очередь ограничивает право собственности юридических лиц <12> (изменяет нормативное содержание данного права), имущество которых должно быть передано муниципальному образованию. Вместе с введением ограничения субъективного права происходят изменения и в наборе элементов правового статуса субъекта: у него появляется обязанность передать имущество муниципальному образованию. Первичным при ограничении можно считать изменение объема субъективного права в отношении неопределенного круга лица, а непосредственно правовой статус субъекта меняется лишь при воздействии измененной нормы права на конкретное лицо.