Перечень особо тяжких преступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень особо тяжких преступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об уголовном наказании в России: заметки на полях Уголовного кодекса (от настоящего к будущему)
(Лопашенко Н.А.)
("Закон", 2021, N 12)Другое дело, если, заключая осужденного в места лишения свободы на сверхдлинные сроки, мы думаем в первую очередь не об этом осужденном, которого следует наказать, чтобы исправить, а об обществе, которое должно получить надежную защиту от него. Но тогда не следует прикрываться понятием уголовного наказания, и нужно честно закрепить другие условия применения к таким лицам уголовной кары в соответствии с уголовным законодательством. Решение проблемы возможно за счет включения в уголовный закон, наряду с наказанием, мер социальной защиты от особо опасных преступников. К таким осужденным следует относить лиц, которые имеют судимости за совершение особо тяжких преступлений, связанных с посягательствами на жизнь граждан (и только по таким преступлениям; сексуальные преступления против несовершеннолетних, преступления против государства, сплошь признаваемые у нас особо тяжкими, не должны быть включены в перечень преступлений, при совершении которых лицо может быть причислено к особо опасному преступнику), или совершили несколько таких особо тяжких преступлений либо одно преступление, повлекшее умышленное причинение смерти многим потерпевшим. В уголовном законе должен быть выделен специальный раздел социальных мер защиты от особо опасных преступников, который будет жестко регламентировать понятие таких лиц, цели и условия применения к ним уголовной кары с исключениями для некоторых субъектов (например, для лиц, совершивших часть преступлений в несовершеннолетнем возрасте), и т.д. При этом путь возвращения таких лиц в общество не должен быть закрыт наглухо; у каждого из них должна оставаться возможность вернуться.
(Лопашенко Н.А.)
("Закон", 2021, N 12)Другое дело, если, заключая осужденного в места лишения свободы на сверхдлинные сроки, мы думаем в первую очередь не об этом осужденном, которого следует наказать, чтобы исправить, а об обществе, которое должно получить надежную защиту от него. Но тогда не следует прикрываться понятием уголовного наказания, и нужно честно закрепить другие условия применения к таким лицам уголовной кары в соответствии с уголовным законодательством. Решение проблемы возможно за счет включения в уголовный закон, наряду с наказанием, мер социальной защиты от особо опасных преступников. К таким осужденным следует относить лиц, которые имеют судимости за совершение особо тяжких преступлений, связанных с посягательствами на жизнь граждан (и только по таким преступлениям; сексуальные преступления против несовершеннолетних, преступления против государства, сплошь признаваемые у нас особо тяжкими, не должны быть включены в перечень преступлений, при совершении которых лицо может быть причислено к особо опасному преступнику), или совершили несколько таких особо тяжких преступлений либо одно преступление, повлекшее умышленное причинение смерти многим потерпевшим. В уголовном законе должен быть выделен специальный раздел социальных мер защиты от особо опасных преступников, который будет жестко регламентировать понятие таких лиц, цели и условия применения к ним уголовной кары с исключениями для некоторых субъектов (например, для лиц, совершивших часть преступлений в несовершеннолетнем возрасте), и т.д. При этом путь возвращения таких лиц в общество не должен быть закрыт наглухо; у каждого из них должна оставаться возможность вернуться.
Статья: Пределы уголовно-правовой защиты института адвокатской тайны в контексте противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности в УИС
(Овчинников О.М., Капустин К.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Введение ст. 205.6 УК РФ является важным шагом законодателя к созданию полноценных условий для борьбы с преступлениями террористического характера и экстремистской направленности. Несмотря на то что по смыслу Конституции Российской Федерации обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина относится к деятельности органов государственной власти и принуждение населения к борьбе с преступностью под угрозой уголовной ответственности, на первый взгляд, может показаться дискуссионным, важно понимать, что противодействие преступности, в частности проявлениям терроризма и экстремизма, должно стать общей задачей нашего общества и государства, без монолитного и согласованного взаимодействия которых эта деятельность не будет успешной. Более того, полагаем необходимым и обоснованным расширить перечень составов, указанных в ст. 205.6, заменив их на "особо тяжкие преступления", тем самым устранив не совсем понятное игнорирование законодателем несообщения лицом о других преступлениях, представляющих очевидную опасность для общества. Также представляется целесообразным переместить указанную статью в гл. 31 УК РФ, присвоив ей номер 316.1, что позволит обеспечить необходимую согласованность и последовательность содержательного наполнения уголовного закона.
(Овчинников О.М., Капустин К.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 4)Введение ст. 205.6 УК РФ является важным шагом законодателя к созданию полноценных условий для борьбы с преступлениями террористического характера и экстремистской направленности. Несмотря на то что по смыслу Конституции Российской Федерации обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина относится к деятельности органов государственной власти и принуждение населения к борьбе с преступностью под угрозой уголовной ответственности, на первый взгляд, может показаться дискуссионным, важно понимать, что противодействие преступности, в частности проявлениям терроризма и экстремизма, должно стать общей задачей нашего общества и государства, без монолитного и согласованного взаимодействия которых эта деятельность не будет успешной. Более того, полагаем необходимым и обоснованным расширить перечень составов, указанных в ст. 205.6, заменив их на "особо тяжкие преступления", тем самым устранив не совсем понятное игнорирование законодателем несообщения лицом о других преступлениях, представляющих очевидную опасность для общества. Также представляется целесообразным переместить указанную статью в гл. 31 УК РФ, присвоив ей номер 316.1, что позволит обеспечить необходимую согласованность и последовательность содержательного наполнения уголовного закона.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О наркотических средствах и психотропных веществах"заключения органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
(ред. от 25.12.2023)
"О наркотических средствах и психотропных веществах"заключения органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлены требования к репутации лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе в качестве участников майнинг-пула). В частности, указанную деятельность запрещается вести при наличии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при нахождении в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Правительство РФ по согласованию с Банком России вправе установить иные требования.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлены требования к репутации лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе в качестве участников майнинг-пула). В частности, указанную деятельность запрещается вести при наличии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также при нахождении в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Правительство РФ по согласованию с Банком России вправе установить иные требования.
Ситуация: Как организовать семейный детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
Статья: Категория преступления исключительной тяжести
(Михаль О.А.)
("Современное право", 2022, N 10)В связи с этим Т.Ю. Орешкина справедливо отмечает, что законодательные изменения последних лет свидетельствуют о фактическом создании новой категории преступлений, не выделенной в ст. 15 УК РФ, которую условно также называет категорией исключительной тяжести. Т.Ю. Орешкина считает, что в настоящее время в уголовном законе получила развитие тенденция, направленная на существенное усиление (по сравнению с категорией особой тяжести преступлений) репрессии в отношении отдельных видов преступлений - особо тяжких преступлений [7, с. 47]. Так, в соответствии со ст. 64 УК РФ за ряд преступлений террористической направленности лицам, виновным в совершении сопряженных с осуществлением террористической деятельности преступлений по специальному перечню, не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного указанными статьями, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотрен соответствующей статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.
(Михаль О.А.)
("Современное право", 2022, N 10)В связи с этим Т.Ю. Орешкина справедливо отмечает, что законодательные изменения последних лет свидетельствуют о фактическом создании новой категории преступлений, не выделенной в ст. 15 УК РФ, которую условно также называет категорией исключительной тяжести. Т.Ю. Орешкина считает, что в настоящее время в уголовном законе получила развитие тенденция, направленная на существенное усиление (по сравнению с категорией особой тяжести преступлений) репрессии в отношении отдельных видов преступлений - особо тяжких преступлений [7, с. 47]. Так, в соответствии со ст. 64 УК РФ за ряд преступлений террористической направленности лицам, виновным в совершении сопряженных с осуществлением террористической деятельности преступлений по специальному перечню, не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного указанными статьями, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотрен соответствующей статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.
Статья: Прекращение уголовного преследования мобилизованного военнослужащего
(Стельмах В.Ю.)
("Уголовное право", 2024, N 11)При этом освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного преследования не распространяются на лиц, совершивших преступления, перечень которых закреплен в ч. 1 ст. 78.1 УК РФ (в него входят половые преступления против несовершеннолетних, а также ряд других преступлений: контрабанда, терроризм, захват заложников, создание организованных преступных формирований, бандитизм и др.). Перечень составов преступлений, по которым прекращение уголовного преследования не допускается, является исчерпывающим. Это означает, что в отношении обвиняемых и подозреваемых по всем другим преступным деяниям, в том числе тяжким и особо тяжким, уголовное преследование может быть прекращено.
(Стельмах В.Ю.)
("Уголовное право", 2024, N 11)При этом освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного преследования не распространяются на лиц, совершивших преступления, перечень которых закреплен в ч. 1 ст. 78.1 УК РФ (в него входят половые преступления против несовершеннолетних, а также ряд других преступлений: контрабанда, терроризм, захват заложников, создание организованных преступных формирований, бандитизм и др.). Перечень составов преступлений, по которым прекращение уголовного преследования не допускается, является исчерпывающим. Это означает, что в отношении обвиняемых и подозреваемых по всем другим преступным деяниям, в том числе тяжким и особо тяжким, уголовное преследование может быть прекращено.
Статья: К вопросу о прекращении гражданства Российской Федерации
(Игнатушко И.В., Дроздова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)В свою очередь, положительно оценивают предложения Президента РФ по поводу оснований прекращения гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступлений Д.К. Григорян, Е.Н. Кондратенко, В.А. Дурасенко. Они предлагают в перечень преступных деяний включить составы, относящиеся к особо тяжким и совершаемые рецидивистами в отношении несовершеннолетних <11>. С этим трудно не согласиться. Например, особо тяжкие преступления, указанные в ч. 2 ст. 223.1, ч. 6 ст. 222 УК РФ и пр. Их совершение также должно вызывать вопрос о пребывании в состоянии гражданства Российской Федерации.
(Игнатушко И.В., Дроздова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)В свою очередь, положительно оценивают предложения Президента РФ по поводу оснований прекращения гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступлений Д.К. Григорян, Е.Н. Кондратенко, В.А. Дурасенко. Они предлагают в перечень преступных деяний включить составы, относящиеся к особо тяжким и совершаемые рецидивистами в отношении несовершеннолетних <11>. С этим трудно не согласиться. Например, особо тяжкие преступления, указанные в ч. 2 ст. 223.1, ч. 6 ст. 222 УК РФ и пр. Их совершение также должно вызывать вопрос о пребывании в состоянии гражданства Российской Федерации.
Статья: Проблемные аспекты условного осуждения
(Иногамова-Хегай Л.В., Куликов А.С.)
("Законность", 2023, N 3)На основании изложенного п. "а.1" ч. 1 ст. 73 УК предлагаем исключить, поскольку дополнение или исключение перечня статей УК приведет к перегруженности нормы. Все перечисленные в этом пункте составы преступлений, а также некоторые преступления, перечисленные в п. "а" ч. 1 ст. 73 УК, относятся к категории особо тяжких. В связи с этим вместо введения и дополнения перечней преступлений, за которые условное осуждение не назначается, п. "а.1" ч. 1 ст. 73 УК предлагаем исключить, дополнив эту часть статьи пунктом в следующей редакции: "Условное осуждение не назначается осужденным за особо тяжкие преступления".
(Иногамова-Хегай Л.В., Куликов А.С.)
("Законность", 2023, N 3)На основании изложенного п. "а.1" ч. 1 ст. 73 УК предлагаем исключить, поскольку дополнение или исключение перечня статей УК приведет к перегруженности нормы. Все перечисленные в этом пункте составы преступлений, а также некоторые преступления, перечисленные в п. "а" ч. 1 ст. 73 УК, относятся к категории особо тяжких. В связи с этим вместо введения и дополнения перечней преступлений, за которые условное осуждение не назначается, п. "а.1" ч. 1 ст. 73 УК предлагаем исключить, дополнив эту часть статьи пунктом в следующей редакции: "Условное осуждение не назначается осужденным за особо тяжкие преступления".
Статья: Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)В то же время звучат и мнения, требующие ужесточить институт прекращения гражданства. В частности, Следственным комитетом России высказано предложение прекращать гражданство не за определенный перечень преступлений (как сейчас), а за совершение любого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления, а также за приготовление и покушение к таковому. Например, норма о прекращении гражданства действует при совершении изнасилования, но не действует при совершении убийства, за которое установлены более длительные сроки лишения свободы <24>.
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)В то же время звучат и мнения, требующие ужесточить институт прекращения гражданства. В частности, Следственным комитетом России высказано предложение прекращать гражданство не за определенный перечень преступлений (как сейчас), а за совершение любого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления, а также за приготовление и покушение к таковому. Например, норма о прекращении гражданства действует при совершении изнасилования, но не действует при совершении убийства, за которое установлены более длительные сроки лишения свободы <24>.
Статья: Вопросы назначения наказания при вердикте коллегии присяжных заседателей о снисхождении
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Уголовное право", 2024, N 3)<27> Статья 63 УК РФ посвящена исчерпывающему перечню обстоятельств, отягчающих наказание.
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Уголовное право", 2024, N 3)<27> Статья 63 УК РФ посвящена исчерпывающему перечню обстоятельств, отягчающих наказание.
Статья: Применение ст. 62 УК РФ при наличии в санкции пожизненного лишения свободы
(Севастьянов А.П.)
("Российский судья", 2023, N 3)В итоге получается, что из всех норм ст. 62 УК РФ на срок наказания при наличии в санкции пожизненного лишения свободы влияет только норма ч. 4 ст. 62 УК РФ. Части 1 и 2 указанной статьи в такой ситуации могут применяться, только если пожизненное лишение свободы не подлежит назначению виновному в силу других законодательных ограничений. Количество норм, предусматривающих возможность назначения пожизненного лишения свободы, за время действия УК РФ многократно увеличилось, и уже не ограничивается исключительно особо тяжкими преступлениями против жизни. В связи с этим нужно рассмотреть вопрос о целесообразности общего запрета на применение ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии в санкции пожизненного лишения свободы. Возможно, здесь следует перейти к конкретному перечню преступлений, при назначении наказания за которые ч. 1 ст. 62 УК РФ не применяется, по примеру перечней ч. 3 ст. 64 и п. "а.1" ч. 1 ст. 73 УК РФ.
(Севастьянов А.П.)
("Российский судья", 2023, N 3)В итоге получается, что из всех норм ст. 62 УК РФ на срок наказания при наличии в санкции пожизненного лишения свободы влияет только норма ч. 4 ст. 62 УК РФ. Части 1 и 2 указанной статьи в такой ситуации могут применяться, только если пожизненное лишение свободы не подлежит назначению виновному в силу других законодательных ограничений. Количество норм, предусматривающих возможность назначения пожизненного лишения свободы, за время действия УК РФ многократно увеличилось, и уже не ограничивается исключительно особо тяжкими преступлениями против жизни. В связи с этим нужно рассмотреть вопрос о целесообразности общего запрета на применение ч. 1 ст. 62 УК РФ при наличии в санкции пожизненного лишения свободы. Возможно, здесь следует перейти к конкретному перечню преступлений, при назначении наказания за которые ч. 1 ст. 62 УК РФ не применяется, по примеру перечней ч. 3 ст. 64 и п. "а.1" ч. 1 ст. 73 УК РФ.
Статья: Криминальный ценз как основание для ограничения пассивного избирательного права
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)В России избирательные права не являются абсолютными. Законодательством установлены ограничения для реализации как пассивного, так и активного избирательного права, которые принято называть избирательными цензами. При этом список избирательных цензов при реализации пассивного избирательного права значительно больше, нежели для реализации активного избирательного права. Среди них особое место занимает наличие у лица судимости за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений при условии, что указанные лица были осуждены к лишению свободы. Вместе с ним идет еще одно ограничение, так называемый дополнительный срок, в течение которого лицо также не имеет возможности быть избранным: 10 лет со дня снятия или погашения судимости за совершение тяжких преступлений, 15 лет со дня снятия или погашения судимости за совершение особо тяжких преступлений <1>. В доктрине нет четкого термина, которым бы обозначался данный избирательный ценз. Так, С.А. Авакьян <2> и А.А. Кондрашев <3> именуют данный ценз "криминальным", а О.В. Кузнецова <4> и С.Г. Николаев <5> - цензом судимости.
(Ахременко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)В России избирательные права не являются абсолютными. Законодательством установлены ограничения для реализации как пассивного, так и активного избирательного права, которые принято называть избирательными цензами. При этом список избирательных цензов при реализации пассивного избирательного права значительно больше, нежели для реализации активного избирательного права. Среди них особое место занимает наличие у лица судимости за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений при условии, что указанные лица были осуждены к лишению свободы. Вместе с ним идет еще одно ограничение, так называемый дополнительный срок, в течение которого лицо также не имеет возможности быть избранным: 10 лет со дня снятия или погашения судимости за совершение тяжких преступлений, 15 лет со дня снятия или погашения судимости за совершение особо тяжких преступлений <1>. В доктрине нет четкого термина, которым бы обозначался данный избирательный ценз. Так, С.А. Авакьян <2> и А.А. Кондрашев <3> именуют данный ценз "криминальным", а О.В. Кузнецова <4> и С.Г. Николаев <5> - цензом судимости.
Статья: Противодействие рецидивной преступности в России: проблемы и перспективы
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Перспективной в решении проблем предупреждения общего рецидива видится также корректировка законодательства о государственной геномной регистрации <13>, предусматривающего, что обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, с включением в перечень лиц, совершивших преступления средней тяжести. Подобная мера видится эффективной ввиду высокой доказательственной ценности генетической информации, а также существенного сдерживающего эффекта, обусловленного формированием у привлеченного к ответственности убеждения в неотвратимости наказания [34, p. 53].
(Маслов В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Перспективной в решении проблем предупреждения общего рецидива видится также корректировка законодательства о государственной геномной регистрации <13>, предусматривающего, что обязательной государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, с включением в перечень лиц, совершивших преступления средней тяжести. Подобная мера видится эффективной ввиду высокой доказательственной ценности генетической информации, а также существенного сдерживающего эффекта, обусловленного формированием у привлеченного к ответственности убеждения в неотвратимости наказания [34, p. 53].