Перечень коррупционных преступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень коррупционных преступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Классификация коррупционных преступлений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Классификация коррупционных преступлений
Статья: Соотношение понятий "коррупция", "коррупционные преступления" и "взяточничество" по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Коррупция в настоящее время превратилась в транснациональное явление, которое представляет угрозу стабильности и безопасности общества. Вместе с тем данное явление оказывает негативное влияние на различные сферы жизни общества, что подрывает демократические институты и ценности любого государства. Так, статистические данные России и Казахстана свидетельствуют о том, что коррупционная преступность на сегодняшний день показывает динамику роста, что означает недостаточную эффективность противодействия этому явлению. В научной литературе и в нормативных актах России и Казахстана, регулирующих вопросы противодействия коррупции, данному понятию дается различное толкование. В свою очередь авторы предлагают по аналогии с законодательством Казахстана новую дефиницию понятия "коррупция", которую следует закрепить в соответствующем Федеральном законе. Кроме того, в целях повышения качества правового регулирования противодействия коррупции в Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо закрепить перечень коррупционных преступлений. В науке имеется достаточно много дефиниций термина "взяточничество". Вместе с тем большинство авторов считают, что его необходимо рассматривать через призму уголовно-правовой составляющей. Взяточничество - это один из важнейших элементов коррупции, ответственность за него предусмотрена ст. ст. 366, 367, 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан и ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан предложение и обещание взятки (в том числе предложение и обещание посредничества во взяточничестве) не криминализированы. В связи с чем авторы в рамках реализации требований Конвенции ООН против коррупции в части криминализации деяний за обещание, предложение посредничества во взяточничестве предлагают, руководствуясь опытом законодателя Российской Федерации, внести дополнения в ст. 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан (Посредничество во взяточничестве). Отмеченные изменения и дополнения, по мнению авторов, позволят сформировать правовое поле для противодействия коррупции и определить ее границы.
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Коррупция в настоящее время превратилась в транснациональное явление, которое представляет угрозу стабильности и безопасности общества. Вместе с тем данное явление оказывает негативное влияние на различные сферы жизни общества, что подрывает демократические институты и ценности любого государства. Так, статистические данные России и Казахстана свидетельствуют о том, что коррупционная преступность на сегодняшний день показывает динамику роста, что означает недостаточную эффективность противодействия этому явлению. В научной литературе и в нормативных актах России и Казахстана, регулирующих вопросы противодействия коррупции, данному понятию дается различное толкование. В свою очередь авторы предлагают по аналогии с законодательством Казахстана новую дефиницию понятия "коррупция", которую следует закрепить в соответствующем Федеральном законе. Кроме того, в целях повышения качества правового регулирования противодействия коррупции в Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо закрепить перечень коррупционных преступлений. В науке имеется достаточно много дефиниций термина "взяточничество". Вместе с тем большинство авторов считают, что его необходимо рассматривать через призму уголовно-правовой составляющей. Взяточничество - это один из важнейших элементов коррупции, ответственность за него предусмотрена ст. ст. 366, 367, 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан и ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан предложение и обещание взятки (в том числе предложение и обещание посредничества во взяточничестве) не криминализированы. В связи с чем авторы в рамках реализации требований Конвенции ООН против коррупции в части криминализации деяний за обещание, предложение посредничества во взяточничестве предлагают, руководствуясь опытом законодателя Российской Федерации, внести дополнения в ст. 368 Уголовного кодекса Республики Казахстан (Посредничество во взяточничестве). Отмеченные изменения и дополнения, по мнению авторов, позволят сформировать правовое поле для противодействия коррупции и определить ее границы.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
(ред. от 17.11.2025)Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Статья: Коррупционная преступность сквозь призму "мертвых" статей Уголовного кодекса РФ
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)Несмотря на принимаемые государством меры, коррупция остается одной из серьезных угроз национальной безопасности России. В последние годы повышенное внимание законодателя уделяется ужесточению уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, перечень которых закреплен на подзаконном (межведомственном) уровне. Учитывая общественную опасность данной проблемы, нами проведен детальный анализ состояния и динамики коррупционной преступности в стране, а также географии ее распространенности. В ходе анализа правоприменительной практики был выявлен ряд "мертвых" статей Уголовного кодекса, снижающих результативность антикоррупционной деятельности правоохранительных органов и нивелирующих основной ее принцип - неотвратимость ответственности за преступления.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)Несмотря на принимаемые государством меры, коррупция остается одной из серьезных угроз национальной безопасности России. В последние годы повышенное внимание законодателя уделяется ужесточению уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, перечень которых закреплен на подзаконном (межведомственном) уровне. Учитывая общественную опасность данной проблемы, нами проведен детальный анализ состояния и динамики коррупционной преступности в стране, а также географии ее распространенности. В ходе анализа правоприменительной практики был выявлен ряд "мертвых" статей Уголовного кодекса, снижающих результативность антикоррупционной деятельности правоохранительных органов и нивелирующих основной ее принцип - неотвратимость ответственности за преступления.
Статья: К вопросу о понятиях конфискации и обращения имущества в доход государства как основаниях для прекращения права собственности
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)С другой стороны, ограничительный подход законодателя к применению конфискации позволяет соблюсти конституционные права лиц, совершивших такие преступления, и не позволяет привести к произвольному изъятию имущества. Хотя в доктрине перечень коррупционных преступлений достаточно широк, незаконное обогащение как конструктивный признак состава преступления проявляется только при получении взятки. Из этого следует, что для принудительного изъятия имущества требуется не только совершение какого-либо коррупционного преступления, но и доказанность получения от этого материальной выгоды, то есть взятки.
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)С другой стороны, ограничительный подход законодателя к применению конфискации позволяет соблюсти конституционные права лиц, совершивших такие преступления, и не позволяет привести к произвольному изъятию имущества. Хотя в доктрине перечень коррупционных преступлений достаточно широк, незаконное обогащение как конструктивный признак состава преступления проявляется только при получении взятки. Из этого следует, что для принудительного изъятия имущества требуется не только совершение какого-либо коррупционного преступления, но и доказанность получения от этого материальной выгоды, то есть взятки.
Статья: Противодействие преступлениям коррупционной направленности в Великобритании: применение норм международного и национального уголовного права
(Камышанский Д.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Стоит отметить, что в Законе о политических партиях, выборах и референдумах (Political Parties, Elections and Referendums Act) 2000 г. также имеется перечень преступлений, отнесенных к коррупционным:
(Камышанский Д.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Стоит отметить, что в Законе о политических партиях, выборах и референдумах (Political Parties, Elections and Referendums Act) 2000 г. также имеется перечень преступлений, отнесенных к коррупционным:
Статья: К вопросу о коррупционной преступности в органах местного самоуправления
(Окутина Н.Н., Амосова О.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Помимо обозначенных доводов, Р.А. Сорочкин и А.И. Чучаев также констатируют "отсутствие единого основания дифференциации коррупционных преступлений" в подзаконных актах <12>. Данная точка зрения находит свое подтверждение в различных подходах ведомств к перечню коррупционных преступлений. В частности, если в ведомственном Приказе от 29 декабря 2008 г. N 7-224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции" <13> указана ст. 21, содержащая составы преступлений коррупционной направленности, то в 2020 г. в совместном указании Генпрокуратуры и МВД уже содержится 67 статей, объединяющих 185 составов преступлений коррупционной направленности <14>.
(Окутина Н.Н., Амосова О.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Помимо обозначенных доводов, Р.А. Сорочкин и А.И. Чучаев также констатируют "отсутствие единого основания дифференциации коррупционных преступлений" в подзаконных актах <12>. Данная точка зрения находит свое подтверждение в различных подходах ведомств к перечню коррупционных преступлений. В частности, если в ведомственном Приказе от 29 декабря 2008 г. N 7-224 "Об организации работы в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции" <13> указана ст. 21, содержащая составы преступлений коррупционной направленности, то в 2020 г. в совместном указании Генпрокуратуры и МВД уже содержится 67 статей, объединяющих 185 составов преступлений коррупционной направленности <14>.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Ситуация осложняется еще двумя факторами. Во-первых, хотя рассматриваемая обязанность очевидно направлена на противодействие в первую очередь коррупционным преступным деяниям, в российском уголовном законодательстве отсутствует не только определение коррупционного преступления, но даже и четкий перечень коррупционных преступлений. Правда, Указанием Генпрокуратуры России N 462/11, МВД России N 2 от 25 июня 2024 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" утвержден Перечень преступлений коррупционной направленности, однако, как видно из его содержания, ряд преступлений относятся к коррупционным только при наличии определенных условий (многие из которых в принципе могут быть выяснены только в рамках осуществления следственных действий). Лица же, на которых распространяется рассматриваемая обязанность, должны, очевидно по замыслу законодателя, делать такую оценку сразу же в момент обращения к ним третьих лиц.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Ситуация осложняется еще двумя факторами. Во-первых, хотя рассматриваемая обязанность очевидно направлена на противодействие в первую очередь коррупционным преступным деяниям, в российском уголовном законодательстве отсутствует не только определение коррупционного преступления, но даже и четкий перечень коррупционных преступлений. Правда, Указанием Генпрокуратуры России N 462/11, МВД России N 2 от 25 июня 2024 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" утвержден Перечень преступлений коррупционной направленности, однако, как видно из его содержания, ряд преступлений относятся к коррупционным только при наличии определенных условий (многие из которых в принципе могут быть выяснены только в рамках осуществления следственных действий). Лица же, на которых распространяется рассматриваемая обязанность, должны, очевидно по замыслу законодателя, делать такую оценку сразу же в момент обращения к ним третьих лиц.
Статья: Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: основные причины проблем правоприменения и латентности
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Например, гражданин К. обратился к знакомому прокурору Н. с просьбой по старой дружбе принять на службу его сына С. без соблюдения очередности и необходимых конкурсных процедур, оказывать в дальнейшем содействие в продвижении по службе. Данный пример интересен тем, что в коррупционной сделке отсутствует взятка (корыстный интерес), но присутствует иной личный интерес (по старой дружбе). По этой причине в официальные данные уголовной статистики попадают далеко не все преступления коррупционной направленности, так как сегодня отсутствует универсальная единая система их идентификации. Это связано с тем, что существующие меры противодействия коррупции не имеют единообразия, не охватывают все возможные формы коррупционного поведения. Единообразие отсутствует и в профессиональной среде. Процесс идентификации коррупционных преступлений является весьма сложным. Например, в целях возможности отграничения коррупционных от иных преступлений Генеральная прокуратура РФ и МВД России издают совместные локальные акты, которые содержат специальный перечень преступлений коррупционной направленности <3>.
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Например, гражданин К. обратился к знакомому прокурору Н. с просьбой по старой дружбе принять на службу его сына С. без соблюдения очередности и необходимых конкурсных процедур, оказывать в дальнейшем содействие в продвижении по службе. Данный пример интересен тем, что в коррупционной сделке отсутствует взятка (корыстный интерес), но присутствует иной личный интерес (по старой дружбе). По этой причине в официальные данные уголовной статистики попадают далеко не все преступления коррупционной направленности, так как сегодня отсутствует универсальная единая система их идентификации. Это связано с тем, что существующие меры противодействия коррупции не имеют единообразия, не охватывают все возможные формы коррупционного поведения. Единообразие отсутствует и в профессиональной среде. Процесс идентификации коррупционных преступлений является весьма сложным. Например, в целях возможности отграничения коррупционных от иных преступлений Генеральная прокуратура РФ и МВД России издают совместные локальные акты, которые содержат специальный перечень преступлений коррупционной направленности <3>.
Статья: Коррупционное деяние в XXI в.: международные стандарты и национальные подходы
(Буянова К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Вместе с тем в отечественном уголовном законе отсутствует отдельная глава, посвященная коррупционным преступлениям. Также в нем не содержится легального понятия "коррупционное преступление". Поэтому единственным источником информации о подходе государства к определению критериев отнесения преступлений к коррупционным остается межведомственный нормативный акт, регулирующий вопросы уголовно-правовой статистики. А именно: вопрос о классификации преступления в качестве коррупционного решается путем применения положений Указания Генерального прокурора России N 738/11, МВД России N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (далее - Указание), которые включают в себя перечень коррупционных преступлений и критерии, по которым они определяются <7>.
(Буянова К.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Вместе с тем в отечественном уголовном законе отсутствует отдельная глава, посвященная коррупционным преступлениям. Также в нем не содержится легального понятия "коррупционное преступление". Поэтому единственным источником информации о подходе государства к определению критериев отнесения преступлений к коррупционным остается межведомственный нормативный акт, регулирующий вопросы уголовно-правовой статистики. А именно: вопрос о классификации преступления в качестве коррупционного решается путем применения положений Указания Генерального прокурора России N 738/11, МВД России N 3 от 25 декабря 2020 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" (далее - Указание), которые включают в себя перечень коррупционных преступлений и критерии, по которым они определяются <7>.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См.: часть 4 перечня N 23 преступлений коррупционной направленности // О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: Указание Генпрокуратуры России N 11/11, МВД России N 1 от 17 января 2023 года.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См.: часть 4 перечня N 23 преступлений коррупционной направленности // О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: Указание Генпрокуратуры России N 11/11, МВД России N 1 от 17 января 2023 года.
Статья: Доктринальные основы определения понятия "коррупционные преступления" с позиций междисциплинарного подхода
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)Так, в июне 2013 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 292869-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями" <19>, которым предлагалось, в частности, дополнить УК России ст. 14.1 "Понятие коррупционного преступления". В соответствии с ч. 1 проектируемой статьи коррупционным преступлением предлагалось признавать совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные ч. 1 примечания к ст. 201 или ч. 1 - 4 примечания к ст. 285 УК России, запрещенное УК России под угрозой наказания общественно опасное деяние. Перечень коррупционных преступлений, включающий 46 составов преступлений Особенной части, предусматривался в ч. 2 проектируемой ст. 14.1 УК России.
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)Так, в июне 2013 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 292869-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями" <19>, которым предлагалось, в частности, дополнить УК России ст. 14.1 "Понятие коррупционного преступления". В соответствии с ч. 1 проектируемой статьи коррупционным преступлением предлагалось признавать совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные ч. 1 примечания к ст. 201 или ч. 1 - 4 примечания к ст. 285 УК России, запрещенное УК России под угрозой наказания общественно опасное деяние. Перечень коррупционных преступлений, включающий 46 составов преступлений Особенной части, предусматривался в ч. 2 проектируемой ст. 14.1 УК России.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Закавказья
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Грибанова А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)- широкий перечень субъектов коррупционных преступлений в уголовном праве Азербайджана и Грузии. Наиболее обширный перечень субъектов данного вида преступлений определен положениями ст. 332 УК Грузии и включает, например, международных присяжных, а также сотрудников международных организаций, не являющихся должностными лицами. Понятие субъекта коррупционных преступлений уточняется ст. 308 УК Азербайджана и ст. 308 УК Армении. В уголовном праве Грузинской и Азербайджанской республик судьи международных и иностранных судов специально выделяются в качестве субъекта коррупции. Таким образом, данная характеристика может рассматриваться как одна из особенностей данной модели, несмотря на то, что в уголовном праве Республики Армении подобное уточнение отсутствует. Можно предположить, что такая характеристика обусловлена спецификой региональных коррупционных практик, в частности развитыми торговыми связями стран Закавказья и, как следствие, наличием множества споров, рассматриваемых международными арбитражами;
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Грибанова А.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 11)- широкий перечень субъектов коррупционных преступлений в уголовном праве Азербайджана и Грузии. Наиболее обширный перечень субъектов данного вида преступлений определен положениями ст. 332 УК Грузии и включает, например, международных присяжных, а также сотрудников международных организаций, не являющихся должностными лицами. Понятие субъекта коррупционных преступлений уточняется ст. 308 УК Азербайджана и ст. 308 УК Армении. В уголовном праве Грузинской и Азербайджанской республик судьи международных и иностранных судов специально выделяются в качестве субъекта коррупции. Таким образом, данная характеристика может рассматриваться как одна из особенностей данной модели, несмотря на то, что в уголовном праве Республики Армении подобное уточнение отсутствует. Можно предположить, что такая характеристика обусловлена спецификой региональных коррупционных практик, в частности развитыми торговыми связями стран Закавказья и, как следствие, наличием множества споров, рассматриваемых международными арбитражами;