Перечень 2 экономической преступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень 2 экономической преступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная политика России в сфере экономики и процессуальные аспекты ее реализации
(Жаренов А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 10)<2> Полный перечень законодательных актов см. здесь: Сычев П.Г. Производство по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической и предпринимательской деятельности. М., 2020. С. 118 - 119.
(Жаренов А.А.)
("Российский следователь", 2021, N 10)<2> Полный перечень законодательных актов см. здесь: Сычев П.Г. Производство по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической и предпринимательской деятельности. М., 2020. С. 118 - 119.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ сделал принципиально новый шаг на пути сокращения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом по мотивам наличия судимости. Ныне за пределами этого круга на многие годы оказались не только лица, совершившие преступления тяжкие и особо тяжкие, но и средней тяжести. Речь идет о преступлениях против жизни и здоровья (5 статей УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (3 статьи), конституционных прав и свобод человека и гражданина (5 статей, включая четыре из пяти статей УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления против избирательных прав гражданина), семьи и несовершеннолетних (1 статья), собственности (10 статей), общественной безопасности (3 статьи), здоровья населения и общественной нравственности (6 статей), основ конституционного строя и безопасности государства (3 статьи), правосудия (3 статьи), порядка управления (1 статья), мира и безопасности человечества (2 статьи), а также преступлениях в сферах экономической деятельности (5 статей), компьютерной безопасности (2 статьи), экологических преступлениях (1 статья). За пределами этого перечня остались преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, безопасности движения и эксплуатации транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, военной службы, что может свидетельствовать как об отсутствии определенных критериев отбора, так и об отсутствии препятствий для нового расширения этого перечня составов преступлений. Последнее возможно при дальнейшем укреплении тренда на расширительное толкование нормы ч. 3 ст. 32 Конституции РФ. Она буквально не признает пассивное избирательное право у тех граждан, которые содержатся в местах лишения свободы. Распространение же ограничения на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ, но такой подход едва ли означает конституционность распространения ограничений на лиц, имеющих судимость за преступления средней тяжести. Иначе можно впасть в крайность, при которой наличие любой неснятой или непогашенной судимости влечет за собой поражение в избирательных правах. Расширение круга оснований внесудебного приостановления, а фактически - лишения пассивного избирательного права едва ли согласуется с принципом всеобщего избирательного права. С его позиции для обоснования столь серьезного ограничения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом, думается, недостаточно наличия общего тренда на борьбу с криминалом во власти. Кроме того, нужно иметь в виду, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет основные гарантии избирательных прав, каковыми в силу п. 11 ст. 2 являются "условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав", а приостановление действия пассивного избирательного права едва ли можно отнести к числу гарантий реализации избирательных прав.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ сделал принципиально новый шаг на пути сокращения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом по мотивам наличия судимости. Ныне за пределами этого круга на многие годы оказались не только лица, совершившие преступления тяжкие и особо тяжкие, но и средней тяжести. Речь идет о преступлениях против жизни и здоровья (5 статей УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (3 статьи), конституционных прав и свобод человека и гражданина (5 статей, включая четыре из пяти статей УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления против избирательных прав гражданина), семьи и несовершеннолетних (1 статья), собственности (10 статей), общественной безопасности (3 статьи), здоровья населения и общественной нравственности (6 статей), основ конституционного строя и безопасности государства (3 статьи), правосудия (3 статьи), порядка управления (1 статья), мира и безопасности человечества (2 статьи), а также преступлениях в сферах экономической деятельности (5 статей), компьютерной безопасности (2 статьи), экологических преступлениях (1 статья). За пределами этого перечня остались преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, безопасности движения и эксплуатации транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, военной службы, что может свидетельствовать как об отсутствии определенных критериев отбора, так и об отсутствии препятствий для нового расширения этого перечня составов преступлений. Последнее возможно при дальнейшем укреплении тренда на расширительное толкование нормы ч. 3 ст. 32 Конституции РФ. Она буквально не признает пассивное избирательное право у тех граждан, которые содержатся в местах лишения свободы. Распространение же ограничения на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ, но такой подход едва ли означает конституционность распространения ограничений на лиц, имеющих судимость за преступления средней тяжести. Иначе можно впасть в крайность, при которой наличие любой неснятой или непогашенной судимости влечет за собой поражение в избирательных правах. Расширение круга оснований внесудебного приостановления, а фактически - лишения пассивного избирательного права едва ли согласуется с принципом всеобщего избирательного права. С его позиции для обоснования столь серьезного ограничения круга лиц, обладающих пассивным избирательным правом, думается, недостаточно наличия общего тренда на борьбу с криминалом во власти. Кроме того, нужно иметь в виду, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет основные гарантии избирательных прав, каковыми в силу п. 11 ст. 2 являются "условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав", а приостановление действия пассивного избирательного права едва ли можно отнести к числу гарантий реализации избирательных прав.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.01.2017)Апелляционным постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2015 г. отменено постановление Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25 ноября 2015 г. о заключении под стражу П., подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 171.2 УК РФ, на том основании, что указанное преступление входит в перечень преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности, заключение под стражу за которые допускается только при наличии обстоятельств, указанных в пп. 1 - 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, но ни одного из таких обстоятельств в отношении П. установлено не было. П. имеет постоянное место жительства на территории Российской Федерации, ее личность установлена; сведений о том, что она скрывалась от органов предварительного расследования или нарушила ранее избранную меру пресечения, не имеется.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.01.2017)Апелляционным постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 16 декабря 2015 г. отменено постановление Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25 ноября 2015 г. о заключении под стражу П., подозреваемой в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 171.2 УК РФ, на том основании, что указанное преступление входит в перечень преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности, заключение под стражу за которые допускается только при наличии обстоятельств, указанных в пп. 1 - 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, но ни одного из таких обстоятельств в отношении П. установлено не было. П. имеет постоянное место жительства на территории Российской Федерации, ее личность установлена; сведений о том, что она скрывалась от органов предварительного расследования или нарушила ранее избранную меру пресечения, не имеется.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о контрабанде"При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами - членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о контрабанде"При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами - членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Вопрос: Каков порядок назначения должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?
(Консультация эксперта, 2025)недопустимость судимости за совершение преступления из корыстных побуждений или по найму, преступления в сфере экономики и преступлений по уточненному Указанием перечню статей и законов за преступления, судимость по которым служит препятствием для назначения;
(Консультация эксперта, 2025)недопустимость судимости за совершение преступления из корыстных побуждений или по найму, преступления в сфере экономики и преступлений по уточненному Указанием перечню статей и законов за преступления, судимость по которым служит препятствием для назначения;
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Аналогичная процедура при тех же условиях применяется также в отношении подозреваемых и обвиняемых еще по целому ряду уголовных дел о преступлениях, совершаемых в экономической сфере, исчерпывающий перечень которых содержится в частях третьей и третьей.1 комментируемой статьи с той лишь разницей, что решение о прекращении уголовного преследования определенного лица может наряду с судом и следователем принять в соответствии со своей подследственностью конкретного уголовного дела дознаватель (с согласия прокурора), а методика определения материального ущерба, подлежащего возмещению, детально прописана не в УПК, а в Уголовном кодексе РФ.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)2. Аналогичная процедура при тех же условиях применяется также в отношении подозреваемых и обвиняемых еще по целому ряду уголовных дел о преступлениях, совершаемых в экономической сфере, исчерпывающий перечень которых содержится в частях третьей и третьей.1 комментируемой статьи с той лишь разницей, что решение о прекращении уголовного преследования определенного лица может наряду с судом и следователем принять в соответствии со своей подследственностью конкретного уголовного дела дознаватель (с согласия прокурора), а методика определения материального ущерба, подлежащего возмещению, детально прописана не в УПК, а в Уголовном кодексе РФ.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 14.04.2023 N 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 9)Статья 76.1 Уголовного кодекса устанавливает освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности в связи с возмещением ущерба.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 9)Статья 76.1 Уголовного кодекса устанавливает освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности в связи с возмещением ущерба.
Статья: Трансформация уголовного законодательства на современном этапе
(Шевелева С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Итак, принцип экономизации уголовно-правовой отрасли и изменение функции с охранительной на предупредительную в силу социально-политических и экономических изменений с неизбежностью привели к необходимости пересмотра приоритетов. Единение нации, уход от социального эгоизма возможны только при условии формирования уголовного законодательства, нацеленного на предупреждение преступлений против национальных интересов России. Кроме того, предупредительный потенциал уголовного закона на длительную перспективу позволит минимизировать количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых против безопасности государства и его территориальной целостности, что позволит экономить государственные ресурсы. В то же время расширение компенсационных норм в уголовном законе, адресованных преимущественно экономическим преступлениям, свидетельствует о рационализации отрасли.
(Шевелева С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Итак, принцип экономизации уголовно-правовой отрасли и изменение функции с охранительной на предупредительную в силу социально-политических и экономических изменений с неизбежностью привели к необходимости пересмотра приоритетов. Единение нации, уход от социального эгоизма возможны только при условии формирования уголовного законодательства, нацеленного на предупреждение преступлений против национальных интересов России. Кроме того, предупредительный потенциал уголовного закона на длительную перспективу позволит минимизировать количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых против безопасности государства и его территориальной целостности, что позволит экономить государственные ресурсы. В то же время расширение компенсационных норм в уголовном законе, адресованных преимущественно экономическим преступлениям, свидетельствует о рационализации отрасли.
Статья: Риск уголовного преследования в бизнесе как вид предпринимательского риска
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 4)Таким образом, предпринимательство в силу характера своей деятельности сопряжено с большим количеством рисков, при этом особую опасность приобретают риски, которые возникают при необоснованном уголовном преследовании. Данные проблемы возникают в том числе в связи с несовершенством российского уголовно-процессуального законодательства, отсутствием целостного действенного механизма защиты законной предпринимательской деятельности от риска уголовного преследования, устранение которых может оказать положительное влияние на эффективность правоприменительной деятельности, а также на обеспечение экономической безопасности нашей страны.
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 4)Таким образом, предпринимательство в силу характера своей деятельности сопряжено с большим количеством рисков, при этом особую опасность приобретают риски, которые возникают при необоснованном уголовном преследовании. Данные проблемы возникают в том числе в связи с несовершенством российского уголовно-процессуального законодательства, отсутствием целостного действенного механизма защиты законной предпринимательской деятельности от риска уголовного преследования, устранение которых может оказать положительное влияние на эффективность правоприменительной деятельности, а также на обеспечение экономической безопасности нашей страны.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, несмотря на то что финансовые отношения являются объектом посягательства в ряде составов преступлений, они, равно как и иные экономические отношения, прямо не подпадают ни в одну из категорий, закрепленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Соответственно, перечень объектов уголовно-правовой охраны в данной норме может быть расширен путем дополнения указанием на экономические (в том числе финансовые) отношения.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Так, несмотря на то что финансовые отношения являются объектом посягательства в ряде составов преступлений, они, равно как и иные экономические отношения, прямо не подпадают ни в одну из категорий, закрепленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Соответственно, перечень объектов уголовно-правовой охраны в данной норме может быть расширен путем дополнения указанием на экономические (в том числе финансовые) отношения.
Статья: Цифровые объекты как предмет хищения
(Архипов А.В.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Пристатейный библиографический список
(Архипов А.В.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Пристатейный библиографический список
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Одним из основных условий экономической безопасности организации является грамотно разработанная методика по выявлению и предотвращению коррупционных рисков, а также эффективная работа службы внутреннего контроля. Антикоррупционный внутренний аудит способствует созданию прозрачной и эффективной организационной культуры, помогая хозяйствующим субъектам снизить риски коррупционных преступлений, повысить эффективность системы управления и обеспечить доверие со стороны заинтересованных сторон, включая клиентов, партнеров и прочих контрагентов. В целях противодействия коррупции на примере конкретной организации была представлена поэтапная модель внутреннего контроля по выявлению и предотвращению коррупционных рисков, основанная на требованиях федерального законодательства, внедренных положениях и политиках, опыте российских организаций, пронизывающая все структурные подразделения, способная обеспечить экономическую безопасность хозяйствующему субъекту и региону.
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Одним из основных условий экономической безопасности организации является грамотно разработанная методика по выявлению и предотвращению коррупционных рисков, а также эффективная работа службы внутреннего контроля. Антикоррупционный внутренний аудит способствует созданию прозрачной и эффективной организационной культуры, помогая хозяйствующим субъектам снизить риски коррупционных преступлений, повысить эффективность системы управления и обеспечить доверие со стороны заинтересованных сторон, включая клиентов, партнеров и прочих контрагентов. В целях противодействия коррупции на примере конкретной организации была представлена поэтапная модель внутреннего контроля по выявлению и предотвращению коррупционных рисков, основанная на требованиях федерального законодательства, внедренных положениях и политиках, опыте российских организаций, пронизывающая все структурные подразделения, способная обеспечить экономическую безопасность хозяйствующему субъекту и региону.