Пенсионное обеспечение ЕАЭС
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное обеспечение ЕАЭС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 "Лица, имеющие право на страховую пенсию" Федерального закона "О страховых пенсиях""20 декабря 2019 г. государствами - членами Евразийского экономического союза, в том числе Российской Федерацией и Казахстаном, заключено Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, которое применяется в отношении трудящихся и членов семьи и распространяется на указанные в нем в отношении каждого члена Евразийского экономического союза виды пенсий, определяя порядок формирования пенсионных прав, их реализации и иные вопросы в области пенсионного обеспечения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 25 "Прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Поскольку пенсия истцу на территории Российской Федерации назначена за стаж, приобретенный до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, то к спорным отношениям по выплате на территории Российской Федерации истцу пенсии подлежали применению положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., которое в статье 1 названного Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О представлении временно пребывающим в РФ гражданином Республики Беларусь, являющимся ВКС, полиса ДМС при трудоустройстве.
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Сотрудники - граждане государств ЕАЭС и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. Например, при временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. То есть такие сотрудники имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком и другие. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируют законы государства их постоянного проживания и международные договоры (п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, письмо Минтруда России от 05.12.2014 N 17-1/10/В-8313).
(Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 17.10.2023 N ПГ/21589/10-34055-ОБ/18-1270)Сотрудники - граждане государств ЕАЭС и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. Например, при временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. То есть такие сотрудники имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком и другие. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируют законы государства их постоянного проживания и международные договоры (п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, письмо Минтруда России от 05.12.2014 N 17-1/10/В-8313).
Статья: Современное правовое регулирование пенсионного обеспечения в рамках ЕАЭС
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9
(Бекяшев Д.К., Умрихина Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)<5> См.: Чирков С.А. О подписании Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза // Пенсия. 2020. N 1. С. 54 - 55; Полохов О.М. О последствиях денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года // Там же. 2022. N 7. С. 64 - 65.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)<5> См.: Чирков С.А. О подписании Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза // Пенсия. 2020. N 1. С. 54 - 55; Полохов О.М. О последствиях денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года // Там же. 2022. N 7. С. 64 - 65.
Статья: Пределы судебной защиты в рамках консультативной юрисдикции Суда Евразийского экономического союза
(Кадышева О.В.)
("Закон", 2025, N 4)В этой связи несомненный интерес представляет Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 28 марта 2024 года <32> по запросу бывших (Брынова Т.И.) и действующих (Мысливский П.П., Панов А.А.) сотрудников Суда. Заявители, в частности, просили разъяснить применение п. 53 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе <33> к ситуации, при которой должностное лицо или сотрудник органа ЕАЭС был уволен из этого органа в период действия редакции нормы, предусматривавшей наличие стажа работы в органе Союза продолжительностью 12 месяцев, а представление руководителя органа ЕАЭС о назначении пенсии за выслугу лет направлено в уполномоченный орган государства-члена после вступления в силу Протокола от 24 марта 2022 года (далее - Протокол), увеличившего требование к стажу работы до трех лет. Суд указал, что рассматриваемые вопросы, касающиеся трудовых отношений должностных лиц и служащих органов Союза, относятся к его компетенции, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением социальных гарантий в области пенсионного обеспечения, возникают только на основе трудовых отношений этих лиц с органами Союза и такие гарантии являются неотъемлемым элементом статуса должностных лиц и сотрудников Комиссии и Суда как международных служащих. По мнению Суда, норма п. 53 Положения создает основание для возникновения у адресатов права на пенсию за выслугу лет при условии наличия общей продолжительности стажа государственной гражданской службы (15 лет) и периода работы в Комиссии и Суде непосредственно перед увольнением в течение не менее 12 месяцев (впоследствии скорректирована в сторону увеличения Протоколом). Учитывая подход, сложившийся в практике международных судебных органов, и с учетом недопустимости ретроактивного применения регулирования, ухудшающего правовое положение лиц, Суд пришел к выводу о том, что действие новой редакции п. 53 Положения не распространяется на международных служащих органов Союза, чье право на пенсию за выслугу лет возникло до вступления в силу соответствующих изменений. Таким образом, должностные лица и сотрудники Комиссии и Суда, которые приобрели право на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 53 Положения в редакции, действовавшей до 24 января 2023 года (дата вступления в силу Протокола), и были освобождены от должностей, замещаемых в Комиссии или Суде (за исключением случаев освобождения, связанных с виновными действиями), сохраняют свое право на пенсию за выслугу лет на прежних условиях <34>.
(Кадышева О.В.)
("Закон", 2025, N 4)В этой связи несомненный интерес представляет Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 28 марта 2024 года <32> по запросу бывших (Брынова Т.И.) и действующих (Мысливский П.П., Панов А.А.) сотрудников Суда. Заявители, в частности, просили разъяснить применение п. 53 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе <33> к ситуации, при которой должностное лицо или сотрудник органа ЕАЭС был уволен из этого органа в период действия редакции нормы, предусматривавшей наличие стажа работы в органе Союза продолжительностью 12 месяцев, а представление руководителя органа ЕАЭС о назначении пенсии за выслугу лет направлено в уполномоченный орган государства-члена после вступления в силу Протокола от 24 марта 2022 года (далее - Протокол), увеличившего требование к стажу работы до трех лет. Суд указал, что рассматриваемые вопросы, касающиеся трудовых отношений должностных лиц и служащих органов Союза, относятся к его компетенции, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением социальных гарантий в области пенсионного обеспечения, возникают только на основе трудовых отношений этих лиц с органами Союза и такие гарантии являются неотъемлемым элементом статуса должностных лиц и сотрудников Комиссии и Суда как международных служащих. По мнению Суда, норма п. 53 Положения создает основание для возникновения у адресатов права на пенсию за выслугу лет при условии наличия общей продолжительности стажа государственной гражданской службы (15 лет) и периода работы в Комиссии и Суде непосредственно перед увольнением в течение не менее 12 месяцев (впоследствии скорректирована в сторону увеличения Протоколом). Учитывая подход, сложившийся в практике международных судебных органов, и с учетом недопустимости ретроактивного применения регулирования, ухудшающего правовое положение лиц, Суд пришел к выводу о том, что действие новой редакции п. 53 Положения не распространяется на международных служащих органов Союза, чье право на пенсию за выслугу лет возникло до вступления в силу соответствующих изменений. Таким образом, должностные лица и сотрудники Комиссии и Суда, которые приобрели право на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 53 Положения в редакции, действовавшей до 24 января 2023 года (дата вступления в силу Протокола), и были освобождены от должностей, замещаемых в Комиссии или Суде (за исключением случаев освобождения, связанных с виновными действиями), сохраняют свое право на пенсию за выслугу лет на прежних условиях <34>.
Готовое решение: Как заполнить расчет по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет по страховым взносам по сотрудникам из стран ЕАЭС заполняется в общем порядке, описанном в этом материале, так как выплаты им облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты сотрудникам - гражданам РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письма Минфина России от 02.09.2024 N 03-15-05/83011, от 31.03.2023 N 03-15-06/28701).
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет по страховым взносам по сотрудникам из стран ЕАЭС заполняется в общем порядке, описанном в этом материале, так как выплаты им облагаются страховыми взносами в том же порядке, что и выплаты сотрудникам - гражданам РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письма Минфина России от 02.09.2024 N 03-15-05/83011, от 31.03.2023 N 03-15-06/28701).
Готовое решение: Как облагаются выплаты иностранным работникам
(КонсультантПлюс, 2025)С выплат временно пребывающим иностранцам, в том числе высококвалифицированным специалистам из стран ЕАЭС, в общем случае взносы начисляйте, как российским работникам (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1.1 ст. 10 Закона о медицинском страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, ст. ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, п. 5 ст. 96, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 03-15-06/124369).
(КонсультантПлюс, 2025)С выплат временно пребывающим иностранцам, в том числе высококвалифицированным специалистам из стран ЕАЭС, в общем случае взносы начисляйте, как российским работникам (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1.1 ст. 10 Закона о медицинском страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, ст. ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, п. 5 ст. 96, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 03-15-06/124369).
Готовое решение: Как облагаются выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера
(КонсультантПлюс, 2025)на ОПС, ОМС и ВНиМ. Исключения (пп. 1.1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 10 Закона об ОМС, ст. ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 03-15-06/124369, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС):
(КонсультантПлюс, 2025)на ОПС, ОМС и ВНиМ. Исключения (пп. 1.1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 10 Закона об ОМС, ст. ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 03-15-06/124369, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС):
Готовое решение: Как начислить и уплатить страховые взносы, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам
(КонсультантПлюс, 2025)На выплаты таким работникам, в том числе высококвалифицированным специалистам из стран ЕАЭС, взносы на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ и на страхование от несчастных случаев, как правило, начисляйте в общем порядке и по тем же тарифам, что и с выплат работникам - гражданам РФ. Не начисляйте взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ временно пребывающим в РФ высококвалифицированным иностранным специалистам не из стран ЕАЭС и работникам, которые трудятся в РФ в соответствии со ст. 13.5 Закона об иностранцах (п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, ч. 1.1 ст. 10 Закона об ОМС, ст. ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, п. 5 ст. 96, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 03-15-06/124369).
(КонсультантПлюс, 2025)На выплаты таким работникам, в том числе высококвалифицированным специалистам из стран ЕАЭС, взносы на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ и на страхование от несчастных случаев, как правило, начисляйте в общем порядке и по тем же тарифам, что и с выплат работникам - гражданам РФ. Не начисляйте взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ временно пребывающим в РФ высококвалифицированным иностранным специалистам не из стран ЕАЭС и работникам, которые трудятся в РФ в соответствии со ст. 13.5 Закона об иностранцах (п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, ч. 1.1 ст. 10 Закона об ОМС, ст. ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, п. 5 ст. 96, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, п. 1 ст. 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 03-15-06/124369).
Статья: Консультативное заключение Суда ЕАЭС по делу N Р-6/24 о доступе физических лиц к правосудию: развернутый комментарий
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)В этой связи представляется, что оставление вопроса об исключительной компетенции Суда открытым должно рассматриваться в свете стоящей перед Судом задачи выстраивания конструктивного диалога с национальными судебными органами, начатого в рамках дела о пенсионном обеспечении служащих ЕАЭС. Нельзя также исключать и того, что обращение Суда по собственной инициативе к вопросу об исключительном характере его компетенции могло бы привести к обратному эффекту и побудить национальные конституционные суды к реализации своих "спящих" полномочий по аналогии с подходом Федерального конституционного суда ФРГ в решении по делу Solange I <51>.
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)В этой связи представляется, что оставление вопроса об исключительной компетенции Суда открытым должно рассматриваться в свете стоящей перед Судом задачи выстраивания конструктивного диалога с национальными судебными органами, начатого в рамках дела о пенсионном обеспечении служащих ЕАЭС. Нельзя также исключать и того, что обращение Суда по собственной инициативе к вопросу об исключительном характере его компетенции могло бы привести к обратному эффекту и побудить национальные конституционные суды к реализации своих "спящих" полномочий по аналогии с подходом Федерального конституционного суда ФРГ в решении по делу Solange I <51>.