Пени вне срока давности
Подборка наиболее важных документов по запросу Пени вне срока давности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2009 год: Статья 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" НК РФ
(Д.М. Щекин)Налоговая инспекция при сличении сведений информационной базы данных выявила у предпринимателя недоимку по ЕНВД. Основанием к сличению было внесение должностными лицами инспекции в базу данных сведений о выполнении некоторыми налогоплательщиками налоговых обязательств без фактической их уплаты. Этот факт был выявлен в ходе проведения служебного расследования отделом безопасности УФНС по Кемеровской области. На основании сообщения о выявлении у предпринимателя недоимки инспекция выставила требование от 25 октября 2007 г. об уплате налога и пеней со сроком исполнения до 17 ноября 2007 г. В связи с отсутствием сведений об открытых предпринимателем расчетных счетах инспекция решением от 18 декабря 2007 г. взыскала задолженность за счет его имущества. ВАС РФ указал, что требование выставлено на сумму задолженности, исчисленную по результатам сличения сведений информационной базы данных, вне мероприятий налогового контроля. При этом инспекцией не ставился вопрос о недобросовестном или виновном поведении предпринимателя. Внесение в базу данных недостоверных сведений должностными лицами инспекции в отношении предпринимателя отделом безопасности не выявлено. Кроме того, факт выявления отделом безопасности неправомерных действий инспекции при отсутствии вины предпринимателя не мог влиять на течение срока давности на выставление требования. Требование направлено предпринимателю после истечения срока для принудительного взыскания налога и пеней. Таким образом, требование об уплате ЕНВД и пеней выставлено инспекцией без достаточных правовых оснований. Решение о взыскании налогов, пеней и штрафов, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
(Д.М. Щекин)Налоговая инспекция при сличении сведений информационной базы данных выявила у предпринимателя недоимку по ЕНВД. Основанием к сличению было внесение должностными лицами инспекции в базу данных сведений о выполнении некоторыми налогоплательщиками налоговых обязательств без фактической их уплаты. Этот факт был выявлен в ходе проведения служебного расследования отделом безопасности УФНС по Кемеровской области. На основании сообщения о выявлении у предпринимателя недоимки инспекция выставила требование от 25 октября 2007 г. об уплате налога и пеней со сроком исполнения до 17 ноября 2007 г. В связи с отсутствием сведений об открытых предпринимателем расчетных счетах инспекция решением от 18 декабря 2007 г. взыскала задолженность за счет его имущества. ВАС РФ указал, что требование выставлено на сумму задолженности, исчисленную по результатам сличения сведений информационной базы данных, вне мероприятий налогового контроля. При этом инспекцией не ставился вопрос о недобросовестном или виновном поведении предпринимателя. Внесение в базу данных недостоверных сведений должностными лицами инспекции в отношении предпринимателя отделом безопасности не выявлено. Кроме того, факт выявления отделом безопасности неправомерных действий инспекции при отсутствии вины предпринимателя не мог влиять на течение срока давности на выставление требования. Требование направлено предпринимателю после истечения срока для принудительного взыскания налога и пеней. Таким образом, требование об уплате ЕНВД и пеней выставлено инспекцией без достаточных правовых оснований. Решение о взыскании налогов, пеней и штрафов, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Определение ВАС РФ от 15.07.2013 N ВАС-8664/13 по делу N А70-2677/2012
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании земельного налога и пеней.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку обеспечительные меры, связанные с запретом взыскания задолженности на основании требования, прекратили свое действие в силу судебного акта и налоговый орган не реализовал свое право на взыскание задолженности по налогу и штрафных санкций.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Принятие же управлением по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества решения о дополнительном взыскании с него налоговых платежей фактически означает осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством.
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о взыскании земельного налога и пеней.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку обеспечительные меры, связанные с запретом взыскания задолженности на основании требования, прекратили свое действие в силу судебного акта и налоговый орган не реализовал свое право на взыскание задолженности по налогу и штрафных санкций.
Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано.Принятие же управлением по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества решения о дополнительном взыскании с него налоговых платежей фактически означает осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пени вне срока давности
(Лермонтов Ю.)
("Финансовая газета", 2020, N 35)ПЕНИ ВНЕ СРОКА ДАВНОСТИ
(Лермонтов Ю.)
("Финансовая газета", 2020, N 35)ПЕНИ ВНЕ СРОКА ДАВНОСТИ
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13461
(Медведева Т.М.)
("Акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 11)Это обстоятельство на практике нередко приводит к злоупотреблениям со стороны контролеров - пользуясь правом, предоставленным им п. 5 упомянутой нормы, они осуществляют зачет в отношении "старой" задолженности по налогам и сборам, то есть той, право на взыскание которой в принудительном порядке налоговым органом утрачено в силу истечения соответствующих сроков давности. По мнению контролеров, налоговый орган может самостоятельно проводить зачет в счет уплаты задолженности по пеням вне зависимости от истечения сроков на принудительное взыскание, установленных ст. 46 НК РФ.
(Медведева Т.М.)
("Акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 11)Это обстоятельство на практике нередко приводит к злоупотреблениям со стороны контролеров - пользуясь правом, предоставленным им п. 5 упомянутой нормы, они осуществляют зачет в отношении "старой" задолженности по налогам и сборам, то есть той, право на взыскание которой в принудительном порядке налоговым органом утрачено в силу истечения соответствующих сроков давности. По мнению контролеров, налоговый орган может самостоятельно проводить зачет в счет уплаты задолженности по пеням вне зависимости от истечения сроков на принудительное взыскание, установленных ст. 46 НК РФ.
Нормативные акты
Решение Краснодарского УФАС России от 05.07.2019 N 023/07/3-319/2019
Нарушение: п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать.- по поводу справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, что в составе заявки была представлена требуемая справка по состоянию на 01.04.2019, которая, по мнению Заявителя, подтверждает отсутствие у него задолженности перед бюджетом, вне зависимости от срока давности такой справки по отношению к дате окончания срока подачи заявки. Кроме того Заявитель полагает, что ограничение срока действия справки налогового органа 30 календарными днями до окончания срока подачи предложений с учетом Решения ФАС России от 01.03.2018 N 223-ФЗ-128/18 о том что требование предоставления такого документа является незаконным, т.к. это неправомерно ограничивает количество участников закупки, того что налоговое законодательство не предусматривает нормативного срока действия таких справок, а также принимая во внимание дату окончания срока подачи заявки (22 мая 2019 года), является необоснованным и нормативно не подтвержденным.
Нарушение: п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать.- по поводу справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, что в составе заявки была представлена требуемая справка по состоянию на 01.04.2019, которая, по мнению Заявителя, подтверждает отсутствие у него задолженности перед бюджетом, вне зависимости от срока давности такой справки по отношению к дате окончания срока подачи заявки. Кроме того Заявитель полагает, что ограничение срока действия справки налогового органа 30 календарными днями до окончания срока подачи предложений с учетом Решения ФАС России от 01.03.2018 N 223-ФЗ-128/18 о том что требование предоставления такого документа является незаконным, т.к. это неправомерно ограничивает количество участников закупки, того что налоговое законодательство не предусматривает нормативного срока действия таких справок, а также принимая во внимание дату окончания срока подачи заявки (22 мая 2019 года), является необоснованным и нормативно не подтвержденным.
Вопрос: В IV квартале 2008 г. организации были оказаны услуги, что подтверждено актом выполненных работ. Организация по ошибке недоплатила исполнителю по счету 1500 руб., но исполнитель не обращался с требованием о погашении долга, в связи с чем в учете организации числилась кредиторская задолженность. В 2012 г. поставщик передал организации акты сверок за 2009 - 2011 гг. с нулевым сальдо взаиморасчетов. Исполнитель пояснил, что задолженность была им списана в IV квартале 2008 г. ввиду незначительности суммы. Организация не была уведомлена об этом. Как поступить организации в сложившейся ситуации? Следует ли подписывать акты сверок с разногласием? Каковы налоговые последствия для организации при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2012)В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 17462/09 отмечено, что у налогоплательщика имеется обязанность по учету суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности), а не в произвольно выбранный налогоплательщиком. Эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности и был ли издан по ее результатам приказ руководителя о списании задолженности.
(Консультация эксперта, 2012)В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 17462/09 отмечено, что у налогоплательщика имеется обязанность по учету суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности), а не в произвольно выбранный налогоплательщиком. Эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности и был ли издан по ее результатам приказ руководителя о списании задолженности.
Статья: О некоторых вопросах налогообложения, рассматриваемых в арбитражных судах (Окончание)
(Тумаркин В.)
("Финансовая газета", 2000, N 31)Статьей 113 НК РФ установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения (в отношении всех составов, кроме предусмотренных ст.ст.120 и 122) либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (ст.ст.120 и 122), истекли три года (срок давности). Представляется, что указанный срок давности следует исчислять со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до дня вынесения решения, предусмотренного ст.101 НК РФ. Выявленные вне рамок срока давности нарушения не влекут применения мер налоговой ответственности, предусмотренных гл.16 НК РФ, но не лишают налоговый орган права взыскать недоимку по налогам и суммы пеней, относящиеся ко всему периоду проверки, проведенной с учетом требований ст.87 НК РФ.
(Тумаркин В.)
("Финансовая газета", 2000, N 31)Статьей 113 НК РФ установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения (в отношении всех составов, кроме предусмотренных ст.ст.120 и 122) либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (ст.ст.120 и 122), истекли три года (срок давности). Представляется, что указанный срок давности следует исчислять со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до дня вынесения решения, предусмотренного ст.101 НК РФ. Выявленные вне рамок срока давности нарушения не влекут применения мер налоговой ответственности, предусмотренных гл.16 НК РФ, но не лишают налоговый орган права взыскать недоимку по налогам и суммы пеней, относящиеся ко всему периоду проверки, проведенной с учетом требований ст.87 НК РФ.
Статья: Мероприятия налогового контроля: взгляд налоговой службы
(Крайнев А.)
("Новая бухгалтерия", 2018, N 4)Отдельно, на наш взгляд, нужно остановиться на вопросе определения общего срока давности взыскания налога. Дело в том, что в Налоговом кодексе подобный срок напрямую не установлен. Так, правила взыскания недоимки и пеней за счет средств организации зафиксированы ст. 46 НК РФ. При этом сроки взыскания начинают исчисляться с момента обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты налога (п. 3 и 9 ст. 46, п. 8 ст. 69, п. 1 и 4 ст. 70 НК РФ). А этот момент какими-либо сроками давности как раз и не ограничен. Другими словами, Налоговый кодекс не запрещает налоговому органу в 2018 г. обнаружить (вне рамок проверки, например при сверке расчетов) недоимку, к примеру за 1995 г., и инициировать процедуру взыскания, выставив соответствующее требование.
(Крайнев А.)
("Новая бухгалтерия", 2018, N 4)Отдельно, на наш взгляд, нужно остановиться на вопросе определения общего срока давности взыскания налога. Дело в том, что в Налоговом кодексе подобный срок напрямую не установлен. Так, правила взыскания недоимки и пеней за счет средств организации зафиксированы ст. 46 НК РФ. При этом сроки взыскания начинают исчисляться с момента обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты налога (п. 3 и 9 ст. 46, п. 8 ст. 69, п. 1 и 4 ст. 70 НК РФ). А этот момент какими-либо сроками давности как раз и не ограничен. Другими словами, Налоговый кодекс не запрещает налоговому органу в 2018 г. обнаружить (вне рамок проверки, например при сверке расчетов) недоимку, к примеру за 1995 г., и инициировать процедуру взыскания, выставив соответствующее требование.
Статья: Давность в российском налоговом праве: понятие и признаки
(Базаров Б.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 11)3.2. Анализ норм ст. 45 - 48, 59 и 115 НК РФ показывает, что в конструкции давности взыскания недоимок, пеней и штрафов данный отличительный признак (диспозитивность действия, необходимость согласия правомочной стороны для применения последствий истечения сроков давности) также отсутствует.
(Базаров Б.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 11)3.2. Анализ норм ст. 45 - 48, 59 и 115 НК РФ показывает, что в конструкции давности взыскания недоимок, пеней и штрафов данный отличительный признак (диспозитивность действия, необходимость согласия правомочной стороны для применения последствий истечения сроков давности) также отсутствует.
Статья: Единый налоговый счет: ФНС сокращает срок возврата переплаты по налогам и разблокировки счета, а также разрабатывает форму заявления для справок о состоянии ЕНС
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 36)Начальник управления по работе с задолженностью ФНС России обратила внимание на то, что единый налоговый счет отменяет единый срок давности платежа. "В любой момент плательщик может вернуть положительный остаток, который есть на ЕНС, вне зависимости от того, когда он был уплачен - три года назад или месяц", - отметила Наталья Шалыгина. Кроме того, единый налоговый счет позволит больше не делать переброски между разными видами платежей. Тем самым на практике не будет ситуаций, когда у налогоплательщика могла быть одновременно переплата и недоимка по разным видам налогов.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 36)Начальник управления по работе с задолженностью ФНС России обратила внимание на то, что единый налоговый счет отменяет единый срок давности платежа. "В любой момент плательщик может вернуть положительный остаток, который есть на ЕНС, вне зависимости от того, когда он был уплачен - три года назад или месяц", - отметила Наталья Шалыгина. Кроме того, единый налоговый счет позволит больше не делать переброски между разными видами платежей. Тем самым на практике не будет ситуаций, когда у налогоплательщика могла быть одновременно переплата и недоимка по разным видам налогов.
Статья: Новые споры о платежах через "проблемные" банки
(Пономарева Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда города Москвы", 2007, N 3)Учитывая положения, изложенные в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 марта 2005 г. N 13592/04, п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71, ч. 6 ст. 13 АПК РФ, системный анализ подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 87, ст. 113 Кодекса и универсальность воли законодателя, выраженной в указанных нормах, окончательный срок для взыскания недоимки по налогу соответственно начисленных пеней и штрафов составляет три года. В связи с тем что с момента образования недоимки по налогам, указанным в требовании, прошло около восьми лет, задолженность не может быть взыскана налоговым органом, поскольку этот период находится за пределами срока исковой давности.
(Пономарева Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда города Москвы", 2007, N 3)Учитывая положения, изложенные в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 марта 2005 г. N 13592/04, п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71, ч. 6 ст. 13 АПК РФ, системный анализ подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, п. 1 ст. 87, ст. 113 Кодекса и универсальность воли законодателя, выраженной в указанных нормах, окончательный срок для взыскания недоимки по налогу соответственно начисленных пеней и штрафов составляет три года. В связи с тем что с момента образования недоимки по налогам, указанным в требовании, прошло около восьми лет, задолженность не может быть взыскана налоговым органом, поскольку этот период находится за пределами срока исковой давности.
Интервью: Налоговый орган опоздал с зачетом - пени не начисляются
("Главная книга", 2007, N 11)- Не означает ли в таком случае совокупность норм НК РФ то, что налоговый орган может выставить требование об уплате налога и пени без соблюдения процессуальных сроков, установленных для проведения проверки и вынесения решения, в том числе сроков давности?
("Главная книга", 2007, N 11)- Не означает ли в таком случае совокупность норм НК РФ то, что налоговый орган может выставить требование об уплате налога и пени без соблюдения процессуальных сроков, установленных для проведения проверки и вынесения решения, в том числе сроков давности?
Статья: Что необходимо знать налогоплательщику о налоговых проверках?
(Лермонтов Ю.М.)
("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 5)Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено. Однако если в результате камеральной проверки выявлены нарушения, за которые предусмотрена налоговая ответственность, выносится решение в соответствии со ст. 101 НК РФ. По результатам проверки налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения выставляется требование об уплате налога и пеней (ст. 70 НК РФ). Если в течение 10 дней налогоплательщик добровольно не исполнит данное требование, налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о принудительном взыскании. Срок давности взыскания налоговой санкции в этом случае исчисляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
(Лермонтов Ю.М.)
("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 5)Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено. Однако если в результате камеральной проверки выявлены нарушения, за которые предусмотрена налоговая ответственность, выносится решение в соответствии со ст. 101 НК РФ. По результатам проверки налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения выставляется требование об уплате налога и пеней (ст. 70 НК РФ). Если в течение 10 дней налогоплательщик добровольно не исполнит данное требование, налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о принудительном взыскании. Срок давности взыскания налоговой санкции в этом случае исчисляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
"Обзор арбитражной практики по применению налогового законодательства (апрель - июнь 2005 года)"
(Группа авторов ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Таким образом, истечение срока давности, в том числе и пресекательного срока, на принудительное взыскание налоговой задолженности не определено Налоговым кодексом РФ как основание для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате.
(Группа авторов ООО "Журнал "Налоги и финансовое право")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)Таким образом, истечение срока давности, в том числе и пресекательного срока, на принудительное взыскание налоговой задолженности не определено Налоговым кодексом РФ как основание для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате.
Интервью: Декларации сократятся на "справочные" графы
("Главная книга", 2007, N 1)- Подобные разъяснения уже издавались. От ответственности налогоплательщиков будут освобождать, как и сейчас, разъяснения уполномоченных органов: Министерства финансов России, финансовых органов субъектов РФ, налоговых органов. Только в 2006 г. разъяснения освобождали налогоплательщиков от штрафа, а с 2007 г. - и от штрафа, и от пени.
("Главная книга", 2007, N 1)- Подобные разъяснения уже издавались. От ответственности налогоплательщиков будут освобождать, как и сейчас, разъяснения уполномоченных органов: Министерства финансов России, финансовых органов субъектов РФ, налоговых органов. Только в 2006 г. разъяснения освобождали налогоплательщиков от штрафа, а с 2007 г. - и от штрафа, и от пени.