Ознакомление с материалами административного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление с материалами административного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 302 "Действия суда первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления" КАС РФ"Учитывая, что судом не разрешен вопрос об ознакомлении с материалами данного административного дела стороны административного истца, а суд апелляционной инстанции не имеет возможности устранить данные недостатки, административное дело подлежит возврату в Красноярский краевой суд для выполнения требований статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как ознакомиться с материалами дела лицу, привлекаемому к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как ознакомиться с материалами дела лицу, привлекаемому к административной ответственности
Статья: Ознакомление с материалами дела
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Порядок ознакомления с материалами дела участников
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Порядок ознакомления с материалами дела участников
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"с 24 по 25 ноября 2025 года
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
(ред. от 04.11.2025)1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Введение информационно-коммуникативных технологий в административное судопроизводство не ограничивается только возможностью проведения судебных заседаний в дистанционном режиме, на их основе совершаются и иные процессуальные действия. В частности, лица, участвующие в деле, вправе представлять процессуальные документы в суд в электронной форме (ч. 8 ст. 125 КАС РФ). У них есть право получать с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, их извещение допускается посредством электронной почты, им может быть предоставлен доступ к ознакомлению с материалами административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и др. (ст. 45 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Введение информационно-коммуникативных технологий в административное судопроизводство не ограничивается только возможностью проведения судебных заседаний в дистанционном режиме, на их основе совершаются и иные процессуальные действия. В частности, лица, участвующие в деле, вправе представлять процессуальные документы в суд в электронной форме (ч. 8 ст. 125 КАС РФ). У них есть право получать с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, их извещение допускается посредством электронной почты, им может быть предоставлен доступ к ознакомлению с материалами административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и др. (ст. 45 КАС РФ).
Вопрос: Как можно ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении в территориальном органе ФАС России?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
Вопрос: Может ли лицо, сообщившее или заявившее о наличии события административного правонарушения, ознакомиться с информацией о ходе рассмотрения дела об административном правонарушении (ознакомиться с материалами дела)?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Статья: Судопроизводство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими (в контексте новаций судебного делопроизводства)
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)В случае отсутствия сведений о лице, действия которого послужили основанием для подачи в суд административного искового заявления, работники аппарата судов (помощники судей, секретари судебного заседания и другие категории государственных гражданских служащих, в чьи должностные обязанности входит обеспечение судебных извещений) обеспечивают участие в деле уполномоченного по правам человека в Российской Федерации либо уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Документированной формой такого участия является заключение по административному делу. В качестве заинтересованных лиц привлекаются специалисты территориальных подразделений Роскомнадзора. Особенностью обеспечения судопроизводства по делам данной категории является потенциальная возможность рассмотрения требований истца без участия административного ответчика ввиду его неустановления (отсутствие сведений об ответчике при рассмотрении дел данной категории не является основанием для оставления административного искового заявления без движения <10>). При обозначенных условиях сокращаются и документопотоки, традиционно формируемые при взаимодействии с ответчиками, - исключаются направление им судебных извещений и копий судебных актов, организация ознакомления с материалами административных дел и выдача копий документов.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 2)В случае отсутствия сведений о лице, действия которого послужили основанием для подачи в суд административного искового заявления, работники аппарата судов (помощники судей, секретари судебного заседания и другие категории государственных гражданских служащих, в чьи должностные обязанности входит обеспечение судебных извещений) обеспечивают участие в деле уполномоченного по правам человека в Российской Федерации либо уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Документированной формой такого участия является заключение по административному делу. В качестве заинтересованных лиц привлекаются специалисты территориальных подразделений Роскомнадзора. Особенностью обеспечения судопроизводства по делам данной категории является потенциальная возможность рассмотрения требований истца без участия административного ответчика ввиду его неустановления (отсутствие сведений об ответчике при рассмотрении дел данной категории не является основанием для оставления административного искового заявления без движения <10>). При обозначенных условиях сокращаются и документопотоки, традиционно формируемые при взаимодействии с ответчиками, - исключаются направление им судебных извещений и копий судебных актов, организация ознакомления с материалами административных дел и выдача копий документов.
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В другой своей работе К.В. Давыдов отмечает, что, по его мнению, отсутствие правил об участии невластных лиц в рассмотрении позитивных административных дел позволяет сделать вывод о том, что российская модель неформальной административной процедуры носит во многом внутриаппаратный, а значит, "недружественный" по отношению к гражданам характер <12>, поэтому по результатам анализа зарубежного опыта в рамках общего права на участие в рассмотрении административного дела им выделено три элемента: право быть выслушанным, право на извещение, право на информацию (ознакомление с материалами административного дела). Приводимые рассуждения, конечно, очень интересны с точки зрения анализа зарубежного опыта. Однако настораживает то, что К.В. Давыдов, на наш взгляд, не делает даже попытки анализа - насколько такие положения применимы в отечественном административном процессе и административно-процессуальной практике без ущерба их эффективности. Полагаем, что российская юридическая доктрина предлагает в достаточном количестве принципы, способы, которые бы обеспечивали соблюдение как частных, так и публичных интересов. Например, можно вспомнить хорошо известный процессуальный принцип "всесторонность, полнота и объективность рассмотрения дела". По нашему мнению, правильное применение принципов отечественного юридического, в том числе и административного, процесса позволяет, с одной стороны, эффективно решить задачи процесса, а с другой - гарантировать принятие объективного административно-процессуального решения. Такие принципы позволяют минимизировать возможность злоупотребления процессуальными правами со стороны как властного, так и невластного субъекта. Также следует помнить, что наличие у невластного субъекта права на обжалование принятого решения тоже позволяет обеспечить его материальные и процессуальные права.
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В другой своей работе К.В. Давыдов отмечает, что, по его мнению, отсутствие правил об участии невластных лиц в рассмотрении позитивных административных дел позволяет сделать вывод о том, что российская модель неформальной административной процедуры носит во многом внутриаппаратный, а значит, "недружественный" по отношению к гражданам характер <12>, поэтому по результатам анализа зарубежного опыта в рамках общего права на участие в рассмотрении административного дела им выделено три элемента: право быть выслушанным, право на извещение, право на информацию (ознакомление с материалами административного дела). Приводимые рассуждения, конечно, очень интересны с точки зрения анализа зарубежного опыта. Однако настораживает то, что К.В. Давыдов, на наш взгляд, не делает даже попытки анализа - насколько такие положения применимы в отечественном административном процессе и административно-процессуальной практике без ущерба их эффективности. Полагаем, что российская юридическая доктрина предлагает в достаточном количестве принципы, способы, которые бы обеспечивали соблюдение как частных, так и публичных интересов. Например, можно вспомнить хорошо известный процессуальный принцип "всесторонность, полнота и объективность рассмотрения дела". По нашему мнению, правильное применение принципов отечественного юридического, в том числе и административного, процесса позволяет, с одной стороны, эффективно решить задачи процесса, а с другой - гарантировать принятие объективного административно-процессуального решения. Такие принципы позволяют минимизировать возможность злоупотребления процессуальными правами со стороны как властного, так и невластного субъекта. Также следует помнить, что наличие у невластного субъекта права на обжалование принятого решения тоже позволяет обеспечить его материальные и процессуальные права.