Отвод должностному лицу составившему протокол об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Отвод должностному лицу составившему протокол об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.09.2024 N 16-5405/2024 (УИД 17MS0003-01-2023-003844-03)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы о не разъяснении М. права на отвод должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении о нарушениях процессуальных норм не свидетельствует, поскольку возможность заявить отвод должностному лицу, составившему протокол по делу об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы о не разъяснении М. права на отвод должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении о нарушениях процессуальных норм не свидетельствует, поскольку возможность заявить отвод должностному лицу, составившему протокол по делу об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.07.2024 N 16-2889/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.Как верно установлено судами, отсутствие правового решения по заявленному Л. инспектору ГИБДД при составлении протокола об административном правонарушении отводу о нарушениях процессуальных норм не свидетельствует, поскольку возможность заявить отвод должностному лицу, составившему протокол по делу об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Отказано.Как верно установлено судами, отсутствие правового решения по заявленному Л. инспектору ГИБДД при составлении протокола об административном правонарушении отводу о нарушениях процессуальных норм не свидетельствует, поскольку возможность заявить отвод должностному лицу, составившему протокол по делу об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, его составляющее, обязано предоставить возможность участия в деле лицу, в отношении которого ведется производство. Такая возможность необходима для обеспечения реализации процессуальных прав данного лица, включая право на защиту, право давать объяснения, право представлять доказательства, а также право заявлять мотивированные отводы и другие. Поэтому должностное лицо обязано оповестить субъекта, в отношении которого будет возбуждено дело об административном правонарушении, о предстоящем составлении протокола.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, его составляющее, обязано предоставить возможность участия в деле лицу, в отношении которого ведется производство. Такая возможность необходима для обеспечения реализации процессуальных прав данного лица, включая право на защиту, право давать объяснения, право представлять доказательства, а также право заявлять мотивированные отводы и другие. Поэтому должностное лицо обязано оповестить субъекта, в отношении которого будет возбуждено дело об административном правонарушении, о предстоящем составлении протокола.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"10. Поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"10. Поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
(ред. от 04.11.2025)2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<2> Законом предусмотрена обязанность судьи (органа, должностного лица) выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; нет ли обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения ими данного дела; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении (другие протоколы), верно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли их для его рассмотрения по существу; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, а также ходатайства и отводы.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<2> Законом предусмотрена обязанность судьи (органа, должностного лица) выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; нет ли обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения ими данного дела; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении (другие протоколы), верно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли их для его рассмотрения по существу; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, а также ходатайства и отводы.
Статья: Состязательность сторон при рассмотрении судом дел об административных правонарушениях
(Суворова Е.А., Лизунов А.С.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)По мнению Н.Н. Веретенникова, Е.С. Ехохиной, КоАП РФ следует дополнить статьей, посвященной принципу состязательности сторон, а также ввести норму, согласно которой предоставить право административному органу (должностному лицу) заявлять в суде ходатайства и отводы, представлять доказательства. Также Н.Н. Веретенникова и Е.С. Ехохина полагают необходимым дело об административном правонарушении во всех случаях рассматривать в суде с участием составившего протокол административного органа (должностного лица). В отсутствие административного органа (должностного лица) дело может быть рассмотрено по аналогии с гражданским процессом лишь в случае надлежащего его извещения и неявки в судебное заседание либо в случае поступления в суд ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие. Участвуя в процессе, административный орган (должностное лицо) должен обладать теми же процессуальными правами, что и лицо, привлекаемое к административной ответственности <5>.
(Суворова Е.А., Лизунов А.С.)
("Адвокатская практика", 2022, N 6)По мнению Н.Н. Веретенникова, Е.С. Ехохиной, КоАП РФ следует дополнить статьей, посвященной принципу состязательности сторон, а также ввести норму, согласно которой предоставить право административному органу (должностному лицу) заявлять в суде ходатайства и отводы, представлять доказательства. Также Н.Н. Веретенникова и Е.С. Ехохина полагают необходимым дело об административном правонарушении во всех случаях рассматривать в суде с участием составившего протокол административного органа (должностного лица). В отсутствие административного органа (должностного лица) дело может быть рассмотрено по аналогии с гражданским процессом лишь в случае надлежащего его извещения и неявки в судебное заседание либо в случае поступления в суд ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие. Участвуя в процессе, административный орган (должностное лицо) должен обладать теми же процессуальными правами, что и лицо, привлекаемое к административной ответственности <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)507. Приказ Федеральной службы судебных приставов от 20 февраля 2021 г. N 62 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)507. Приказ Федеральной службы судебных приставов от 20 февраля 2021 г. N 62 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание".
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В то же время отсутствие четко закрепленного правового статуса должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет использовать данному участнику производства все административно-процессуальные возможности. Например, в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не вправе заявлять ходатайства и отводы, однако при рассмотрении дела в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов <8>.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В то же время отсутствие четко закрепленного правового статуса должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет использовать данному участнику производства все административно-процессуальные возможности. Например, в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не вправе заявлять ходатайства и отводы, однако при рассмотрении дела в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов <8>.