Ответственность за разглашение служебной информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за разглашение служебной информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Какие отметки ставятся на приказах с грифом "ДСП"
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Закон, определяющий порядок и условия признания информации служебной тайной, оформление грифа ограничения доступа к ней и ответственность за разглашение, до сих пор не принят. Вместо этого действует упомянутый выше подзаконный акт - Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности". В нем определен исчерпывающий перечень видов организаций, для которых на государственном уровне установлен порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения:
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Закон, определяющий порядок и условия признания информации служебной тайной, оформление грифа ограничения доступа к ней и ответственность за разглашение, до сих пор не принят. Вместо этого действует упомянутый выше подзаконный акт - Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности". В нем определен исчерпывающий перечень видов организаций, для которых на государственном уровне установлен порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения:
Статья: Современное состояние правового регулирования служебной тайны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1 ст. 17 Закона об информации, п. 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией разглашение служебной тайны может повлечь за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1 ст. 17 Закона об информации, п. 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией разглашение служебной тайны может повлечь за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации не являются нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При этом передача такой информации для ее опубликования или ее опубликование не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.
(ред. от 08.08.2024)
"О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации не являются нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При этом передача такой информации для ее опубликования или ее опубликование не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В случае если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. Федеральными законами устанавливаются также условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (ч. 4 ст. 9 Закона об информации).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В случае если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. Федеральными законами устанавливаются также условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (ч. 4 ст. 9 Закона об информации).
Статья: Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения в сфере защиты информации
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на этих лиц федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на этих лиц федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамУсловия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Статья: Рекомендация Р-146/2023-КпР "Персонификация отчетной информации"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)При этом в законодательстве Российской Федерации есть прямые нормы, ограничивающие распространение персональных данных. Так, в соответствии со статьей 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" лица, виновные в нарушении требований этого Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных этим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с этим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. При этом статья 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает соответствующую административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)При этом в законодательстве Российской Федерации есть прямые нормы, ограничивающие распространение персональных данных. Так, в соответствии со статьей 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" лица, виновные в нарушении требований этого Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных этим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с этим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. При этом статья 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает соответствующую административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Готовое решение: Кто и как отвечает за разглашение конфиденциальной информации (охраняемой законом тайны)
(КонсультантПлюс, 2025)Разглашение служебной тайны, в том числе служебной информации, может повлечь дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ч. 1 ст. 17 Закона об информации, п. 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией).
(КонсультантПлюс, 2025)Разглашение служебной тайны, в том числе служебной информации, может повлечь дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ч. 1 ст. 17 Закона об информации, п. 1.8 Положения о порядке обращения со служебной информацией).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, входят в предмет регулирования Закона 2006 г. об информации, что и установлено в п. 3 ч. 1 его ст. 1. Согласно положению ч. 1 ст. 9 названного Закона, основанному на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В ч. 4 указанной статьи предусмотрено, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, входят в предмет регулирования Закона 2006 г. об информации, что и установлено в п. 3 ч. 1 его ст. 1. Согласно положению ч. 1 ст. 9 названного Закона, основанному на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В ч. 4 указанной статьи предусмотрено, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Статья: Преюдиция в спорах с сотрудниками по вопросам коммерческой тайны
(Федоров П.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)Статьей 13.14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Сотрудник может быть привлечен к административной ответственности при исполнении им служебных обязанностей, что позволяет впоследствии использовать судебный акт в качестве преюдициального при взыскании ущерба с такого сотрудника.
(Федоров П.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)Статьей 13.14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Сотрудник может быть привлечен к административной ответственности при исполнении им служебных обязанностей, что позволяет впоследствии использовать судебный акт в качестве преюдициального при взыскании ущерба с такого сотрудника.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)КоАП РФ содержит гл. 13 "Административные правонарушения в области связи и информации", в ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" (наименование в ред. Федерального закона от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ <117>) которой предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области персональных данных, а в ст. 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" - за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)КоАП РФ содержит гл. 13 "Административные правонарушения в области связи и информации", в ст. 13.11 "Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных" (наименование в ред. Федерального закона от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ <117>) которой предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области персональных данных, а в ст. 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" - за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Статья: Совершенствование уголовно-процессуального режима обращения информации в досудебном производстве в эпоху цифровой трансформации
(Борисов А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Порядок обращения с информацией в Российской Федерации установлен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ <14>. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Закона информация представляет собой сведения, в том числе сообщения и данные независимо от формы их представления. Пунктом 7 данной статьи устанавливается понятие "конфиденциальности" информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Статья 5 Закона закрепляет, что информация выступает объектом правовых отношений и, в зависимости от категории доступа, делится на общедоступную и ограниченную в распространении. При этом, на основании статьи 3 Закона, одним из принципов правового регулирования обращения информации и ее защиты является установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. Часть 1 статьи 9 Закона закрепляет, что целями ограничения доступа к информации, устанавливаемого федеральными законами, выступают защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В соответствии с частями 2 и 4 этой статьи обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен на основании законов, устанавливающих условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение <15>. Позитивным аспектом рассмотренного Федерального закона является правовая регламентация понятия информации, принципов, условий, целей и порядка ограничения ее обращения, а также закрепление категорий информации, порядка отнесения сведений к этим категориям, введение понятия конфиденциальности информации, способов отнесения к ней и порядка обеспечения ее защиты, что может выступить основой для совершенствования правового регулирования обращения информации в уголовном судопроизводстве.
(Борисов А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)Порядок обращения с информацией в Российской Федерации установлен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ <14>. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Закона информация представляет собой сведения, в том числе сообщения и данные независимо от формы их представления. Пунктом 7 данной статьи устанавливается понятие "конфиденциальности" информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Статья 5 Закона закрепляет, что информация выступает объектом правовых отношений и, в зависимости от категории доступа, делится на общедоступную и ограниченную в распространении. При этом, на основании статьи 3 Закона, одним из принципов правового регулирования обращения информации и ее защиты является установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. Часть 1 статьи 9 Закона закрепляет, что целями ограничения доступа к информации, устанавливаемого федеральными законами, выступают защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В соответствии с частями 2 и 4 этой статьи обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен на основании законов, устанавливающих условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение <15>. Позитивным аспектом рассмотренного Федерального закона является правовая регламентация понятия информации, принципов, условий, целей и порядка ограничения ее обращения, а также закрепление категорий информации, порядка отнесения сведений к этим категориям, введение понятия конфиденциальности информации, способов отнесения к ней и порядка обеспечения ее защиты, что может выступить основой для совершенствования правового регулирования обращения информации в уголовном судопроизводстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Административная ответственность за разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну деятельности, осуществляемой ломбардами, предусмотрена статьей 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 206-ФЗ <118>), согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 14.33 и статьей 17.13 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридические лица - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Административная ответственность за разглашение сведений, составляющих профессиональную тайну деятельности, осуществляемой ломбардами, предусмотрена статьей 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 206-ФЗ <118>), согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 14.33 и статьей 17.13 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридические лица - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.