Ответственность за простой вагонов

Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за простой вагонов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 "Судебные акты арбитражного суда, Верховного Суда Российской Федерации" АПК РФ"Без надлежащего исследования обстоятельств, связанных с передачей порожнего подвижного состава истцом ответчику на станцию Подсиний в рамках исполнения поданной последним заявки, выводы судов о доказанности факта простоя вагонов по вине заказчика (ответчика) и, как следствие, о возникновении у истца права на предъявление требования о применении к ответчику ответственности, установленной пунктом 6.4 договора, нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, как это предусмотрено частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 N 11АП-6918/2023 по делу N А55-33246/2021
Требование: О взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов под погрузкой и сверхнормативный оборот вагонов.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исходя из указанных норм права, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, приняв во внимание, в том числе, правовую позицию, изложенную во вступивших в законную силу судебных актах по делам N А5510198/2021, N А55-6533/2021, N А55-9854/2021, N А55-8076/2021, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права и обязанности из договора оказания транспортно-экспедиционных услуг от 10.12.2015 возникают непосредственно у ответчика 1 - ООО "Алтесс Групп" перед истцом ООО "ПТК", оснований для возложения ответственности за простой вагонов в спорный период на ПАО "ТоАЗ" судом не установлено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
Согласно исследуемым нормам, взыскание штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ оператором подвижного состава возможно именно в той ситуации, когда у оператора подвижного состава имеются договорные отношения с лицом, допустившим простой вагонов, но в договоре отсутствует условие о размере ответственности. Такие судебные акты тоже имеются, например Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2021 по делу N А40-71528. В рассматриваемом по делу договоре, заключенном между оператором подвижного состава и лицом, с которого был взыскан штраф, было предусмотрено условие о том, что ответчик несет перед истцом полную ответственность за лиц, контрагентов ответчика, допустивших простой вагонов, но при этом условие о размере ответственности в договоре отсутствовало, в связи с чем судом совершенно верно сделан вывод о том, что при отсутствии договорной ответственности истец вправе прибегнуть к защите своих прав посредством законной неустойки (по ст. 62 Устава ЖДТ).

Нормативные акты

Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.08.2020 N 1700/р
"Об актуализации типовой формы договора комплексного транспортного обслуживания"
4.4. В случае неравномерного прибытия груза для выгрузки и хранения на территории (производственных участках) ОАО "РЖД" с ограниченным фронтом выгрузки ОАО "РЖД" не несет ответственности за простой вагонов, контейнеров в ожидании выгрузки.
"Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении"
(утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956)
(с изм. от 30.11.2000)
(вместе с "Временными дополнительными условиями перевозки зерна насыпью в смешанном сообщении", утв. МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 31.07.1957; "Условиями перевозки зерна с повышенной влажностью", утв. Минречфлотом РСФСР; "Временными нормами прокладочных и крепежных материалов, подлежащих предоставлению грузовладельцами портам перевалки для оборудования и загрузки вагонов в пунктах перевалки (ст. 82 и 164 Устава внутреннего водного транспорта)", утв. Минречфлотом РСФСР 26.09.1957; "Временным соглашением о порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства путей сообщения и Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении", утв. МПС СССР 29.05.1963 N Г-13853, Минречфлотом РСФСР 25.05.1963 N КМ-51/1295)
Ответственность за простой вагонов, возникший в результате маркировки груза в процессе его передачи, несет сдающая сторона.