Ст. 33 устава железнодорожного транспорта

Подборка наиболее важных документов по запросу Ст. 33 устава железнодорожного транспорта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 784 "Общие положения о перевозке" ГК РФ"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 330, 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 33, 97 Федерального закона N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (приказ МПС России от 07.08.2015, N 245) (далее - Правила N 245), и установив факт нарушения ответчиком обязательств по своевременной доставке вагонов и документальное его подтверждение, пришли к выводу о наличии у истца права на взыскание пени за просрочку доставки грузов в размере 945 891,36 руб., посчитав также возможным применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер подлежащих взысканию пени до суммы 820 000 руб., в связи с чем, удовлетворили иск частично."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 785 "Договор перевозки груза" ГК РФ"Отказывая в удовлетворении иска в части, суды, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 309, 310, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, установив, что две спорные железнодорожные накладные содержат отметку об увеличении сроков доставки грузов по соглашению сторон, пришли к выводу об отсутствии вины ответчика в нарушении срока доставки груза по данным накладным."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов: развитие судебной практики в контексте меняющихся концепций
(Вольфсон В.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)
Природа неустойки должна зависеть не от абстрактного представления об обязательствах, за нарушение которых она применяется, в т.ч. об их техногенной обусловленности. Такого рода суждение должно увязываться с осознанием существа возникающих правоотношений. При этом правоотношения по перевозке тем или другим видом транспорта могут не в неодинаковой мере отражать специфику данного вида. И это относится не только к таким внетехнологичным элементам договоров, как, например, последствия несоблюдения формы сделки <5>, но и к видам неустоек. Так, природа санкций за просрочку доставки пассажира едва ли может зависеть от отраслевой принадлежности транспортной организации: наличие в договоре "слабой стороны" исключает отнесение на нее рисков за опоздания [10, 60]. Именно поэтому штрафной является неустойка не только в п. 13 ст. 34 УАТ, но и в ст. 110 УЖТ. Напротив, в грузоперевозках риски опоздания, в целом, разумеется, относимые на сторону, отвечающую за транспортировку, т.е. на перевозчика, должны частично перераспределяться на другого предпринимателя (грузоотправителя) ввиду того, что систематический и профессиональный характер его деятельности неотделим от нормальных для нее предпринимательских рисков, в том числе и опозданий перевозчика. Следовательно, правовой режим ответственности перевозчика в таких договорах должен учитывать специфику вида транспорта. Автор этой работы не желал бы, да и не вправе высказывать суждения, требующие технических познаний, но в виде предположения, доступного обычному здравому смыслу, считал бы возможным указать на железнодорожный транспорт как на самый зависимый из всех, чья деятельность урегулирована ТУКами, от технической среды, имея в виду связанность железнодорожной колеей, критическую зависимость от состояния подвижного состава и цикличность функционирования объектов железнодорожной инфраструктуры. Только на железнодорожном транспорте сроки доставки грузов определяются нормативно в силу диспозитивного правила ст. 33 УЖТ, а Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом <6> содержат подробную регламентацию расчета этих сроков, основанную на нормах суточного пробега, с разбивкой по перевозкам различного типа; в случае, когда сроки устанавливаются в договоре, суды их корректируют, если они не учитывали предусмотренные этими Правилами многочисленные исключения (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"), что свидетельствует о признании императивности этих исключений. По-видимому, при такой техногенной обусловленности предпринимательской деятельности лицо, ее осуществляющее, должно принимать на себя все риски ее ведения, в том числе и возникающие из технических отказов, но лишь те из них, что непосредственно связаны с ее осуществлением. Это означает, что железнодорожный перевозчик должен принимать на себя только те последствия нарушения сроков доставки груза, которые порождаются задержкой его прибытия на станцию назначения - без включения в них рисков претерпевания грузоотправителем санкций, примененных к нему его контрагентом в связи с просрочкой доставки. Отсюда следует, что неустойка за просрочку доставки груза железной дорогой должна быть только исключительной, хотя и значительной по размеру. Автомобильный транспорт по уровню зависимости от технических условий перевозки, особенно по маневренности, противоположен железнодорожному; поэтому штрафная неустойка здесь может быть оправданна. По-видимому, перевозка воздушным и водным транспортом будет занимать промежуточное положение, что может предполагать зачетную природу неустойки за такое же нарушение.
Статья: Сопутствующие железнодорожной перевозке договоры и их влияние на срок доставки груза
(Белик И.А.)
("Транспортное право", 2022, N 4)
Железнодорожный перевозчик обязан доставлять груз, порожние вагоны по назначению и в установленные сроки. При этом сроки доставки исчисляются по правилам, которые принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (абз. 1 ст. 33 УЖТ РФ <2>).

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
Согласно ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.