Ответственность за нарушение валютного законодательства 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение валютного законодательства 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика и проблематика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ на примере решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 августа 2021 г. по делу N 12-1303/2021
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Третий кассационный суд общей юрисдикции в Постановлением от 24 августа 2020 г. N 16-2921/2020 привлек к ответственности налогоплательщика по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства. Налогоплательщик обратился в суд общей юрисдикции с требованием отмены решения налогового органа о назначении ему административного штрафа в размере 20 000 рублей.
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Третий кассационный суд общей юрисдикции в Постановлением от 24 августа 2020 г. N 16-2921/2020 привлек к ответственности налогоплательщика по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства. Налогоплательщик обратился в суд общей юрисдикции с требованием отмены решения налогового органа о назначении ему административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Статья: Некоторые тонкости валютного законодательства...
(Алистархов В.)
("Жилищное право", 2021, N 5; "Административное право", 2021, N 3)Пример 1. Согласно Постановлению от 24 августа 2020 г. N 16-2921/2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства.
(Алистархов В.)
("Жилищное право", 2021, N 5; "Административное право", 2021, N 3)Пример 1. Согласно Постановлению от 24 августа 2020 г. N 16-2921/2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2021 N 34-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с жалобой гражданина Н.В. Кузнецова"Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 13 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 24 ноября 2017 года, постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 28 февраля 2018 года и постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2020 года, решение налогового органа о привлечении Н.В. Кузнецова к ответственности за нарушение валютного законодательства признано законным и обоснованным.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с жалобой гражданина Н.В. Кузнецова"Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 13 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 24 ноября 2017 года, постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 28 февраля 2018 года и постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2020 года, решение налогового органа о привлечении Н.В. Кузнецова к ответственности за нарушение валютного законодательства признано законным и обоснованным.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2024 N 14-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1 статьи 15.25, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Воплощение" и общества с ограниченной ответственностью "СИБТЕК"При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что часть 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения валютного законодательства и подлежащая применению с учетом положений Общей части данного Кодекса, позволяет индивидуализировать наказание, назначить его с учетом личности и имущественного положения виновного, а равно и обстоятельств, смягчающих ответственность, и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Постановление от 9 июля 2021 года N 34-П; определения от 9 ноября 2010 года N 1438-О-О, от 29 октября 2020 года N 2393-О и др.).
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1 статьи 15.25, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Воплощение" и общества с ограниченной ответственностью "СИБТЕК"При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что часть 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения валютного законодательства и подлежащая применению с учетом положений Общей части данного Кодекса, позволяет индивидуализировать наказание, назначить его с учетом личности и имущественного положения виновного, а равно и обстоятельств, смягчающих ответственность, и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Постановление от 9 июля 2021 года N 34-П; определения от 9 ноября 2010 года N 1438-О-О, от 29 октября 2020 года N 2393-О и др.).
Статья: Генезис административно-деликтного законодательства в Российской Федерации
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Вначале - об административной ответственности за нарушения с ЦФА и ЦВ согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Государственная Дума предлагает ввести в гл. 14 КоАП РФ ряд новых статей, которые устанавливают административный штраф, дисквалификацию, конфискацию предмета правонарушения "за незаконную организацию выпуска ЦФА или совершения сделок с ними", "за незаконный прием ЦВ в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и (или) оказываемые услуги", "за несоблюдение требований законодательства о цифровых правах при сделках с ЦФА или правами", "за совершение сделок с ЦФА лицами, не включенными в реестр операторов информационных систем". Правом возбуждать и рассматривать дела данной категории наделяются Банк России, полиция и прокуратура <3>. Законопроект об административных санкциях за правонарушения с ЦФА, ЦВ отправлен Правительством РФ на доработку.
(Попова Н.Ф.)
("Современное право", 2024, N 12)Вначале - об административной ответственности за нарушения с ЦФА и ЦВ согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Государственная Дума предлагает ввести в гл. 14 КоАП РФ ряд новых статей, которые устанавливают административный штраф, дисквалификацию, конфискацию предмета правонарушения "за незаконную организацию выпуска ЦФА или совершения сделок с ними", "за незаконный прием ЦВ в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и (или) оказываемые услуги", "за несоблюдение требований законодательства о цифровых правах при сделках с ЦФА или правами", "за совершение сделок с ЦФА лицами, не включенными в реестр операторов информационных систем". Правом возбуждать и рассматривать дела данной категории наделяются Банк России, полиция и прокуратура <3>. Законопроект об административных санкциях за правонарушения с ЦФА, ЦВ отправлен Правительством РФ на доработку.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статьей 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации" УК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 73-ФЗ <222>) установлена уголовная ответственность за следующие деяния:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статьей 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации" УК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 73-ФЗ <222>) установлена уголовная ответственность за следующие деяния:
Статья: Становление законодательной базы Российской Федерации в сфере оборота криптовалюты: цифровизация рубля
(Кузнецова А.Д., Калмакова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Закон рассматривает процесс выпуска, обращения и учета цифровых валют (криптовалют), отличительные свойства работы оператора обмена и оператора информационной системы.
(Кузнецова А.Д., Калмакова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 3)Закон рассматривает процесс выпуска, обращения и учета цифровых валют (криптовалют), отличительные свойства работы оператора обмена и оператора информационной системы.
Статья: Канун великого перемола
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2020, N 12)1 января 2021 г. вступит в силу Закон о цифровых финансовых активах <72>, но в части криптовалюты законотворческий процесс оказался незавершенным. Попытка принять сразу весь пакет законопроектов, касавшихся различных аспектов регулирования криптовалюты, успехом не увенчалась: подход, предложенный государством, показался слишком жестким и вызвал опасения, что майнеры убегут за рубеж. Проект, по сути, объявлял вне закона все криптовалюты, выпущенные не под внутренним регулированием, запрещая майнинг и обращение зарубежных криптовалют <73>. Компромиссом стало принятие только базовых положений (понятие криптовалюты, признание ее имуществом, запрет использовать как средство платежа, принципы судебной защиты прав), а многие публично-правовые вопросы, включая административную и уголовную ответственность за нарушения, оставили на потом <74>. Там они и остались.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2020, N 12)1 января 2021 г. вступит в силу Закон о цифровых финансовых активах <72>, но в части криптовалюты законотворческий процесс оказался незавершенным. Попытка принять сразу весь пакет законопроектов, касавшихся различных аспектов регулирования криптовалюты, успехом не увенчалась: подход, предложенный государством, показался слишком жестким и вызвал опасения, что майнеры убегут за рубеж. Проект, по сути, объявлял вне закона все криптовалюты, выпущенные не под внутренним регулированием, запрещая майнинг и обращение зарубежных криптовалют <73>. Компромиссом стало принятие только базовых положений (понятие криптовалюты, признание ее имуществом, запрет использовать как средство платежа, принципы судебной защиты прав), а многие публично-правовые вопросы, включая административную и уголовную ответственность за нарушения, оставили на потом <74>. Там они и остались.
Статья: Тенденции уголовной политики в области охраны экономической деятельности в условиях цифровизации
(Нудель С.Л., Печегин Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)Еще один Закон, направленный на обеспечение экономической безопасности страны, был принят в 2017 году и вступил в силу с 1 апреля 2018 г. Это Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (Anti-Money Laundering and Counter-Terrorism Financing Amendment Act 2017) <29>. Причиной его принятия стали новые реалии цифровой экономики и появление новых правоотношений. Закон впервые заложил правовые основы для использования и оборота цифровых валют в стране, что также является весьма важным с точки зрения обеспечения экономической безопасности. В Закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма 2006 года было внесено определение цифровой валюты (Digital Currency). Согласно определению, внесенному в статью 5 Закона, под цифровой валютой отныне в Австралии понимается цифровое выражение ценности (Digital Representation of Value), используемое в качестве средства обмена или сохранения капитала. При этом оно не эмитировано правительством никакого государства, может быть обменяно на деньги либо принято в качестве средства платежа за товары и услуги, доступно широкому кругу людей [19]. Согласно Закону устанавливаются новые правила регистрации и большего контроля над субъектами, ведущими финансовые операции с использованием цифровых валют. Более того, для этого создается особый реестр (Digital Currency Exchange Register). Все операции с цифровыми валютами должны проводить только зарегистрированные провайдеры (Registered Digital Currency Exchange Provider), а занятие подобной деятельностью без регистрации либо с нарушением условий регистрации влечет наступление ответственности [35].
(Нудель С.Л., Печегин Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)Еще один Закон, направленный на обеспечение экономической безопасности страны, был принят в 2017 году и вступил в силу с 1 апреля 2018 г. Это Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (Anti-Money Laundering and Counter-Terrorism Financing Amendment Act 2017) <29>. Причиной его принятия стали новые реалии цифровой экономики и появление новых правоотношений. Закон впервые заложил правовые основы для использования и оборота цифровых валют в стране, что также является весьма важным с точки зрения обеспечения экономической безопасности. В Закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма 2006 года было внесено определение цифровой валюты (Digital Currency). Согласно определению, внесенному в статью 5 Закона, под цифровой валютой отныне в Австралии понимается цифровое выражение ценности (Digital Representation of Value), используемое в качестве средства обмена или сохранения капитала. При этом оно не эмитировано правительством никакого государства, может быть обменяно на деньги либо принято в качестве средства платежа за товары и услуги, доступно широкому кругу людей [19]. Согласно Закону устанавливаются новые правила регистрации и большего контроля над субъектами, ведущими финансовые операции с использованием цифровых валют. Более того, для этого создается особый реестр (Digital Currency Exchange Register). Все операции с цифровыми валютами должны проводить только зарегистрированные провайдеры (Registered Digital Currency Exchange Provider), а занятие подобной деятельностью без регистрации либо с нарушением условий регистрации влечет наступление ответственности [35].
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В правоприменительной практике арбитражных судов имеется немало примеров применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при рассмотрении споров, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушения законодательства о промышленной безопасности, антимонопольного, валютного, таможенного и иного законодательства.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В правоприменительной практике арбитражных судов имеется немало примеров применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при рассмотрении споров, связанных с привлечением к административной ответственности за нарушения законодательства о промышленной безопасности, антимонопольного, валютного, таможенного и иного законодательства.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)33. Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант".
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)33. Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант".
Статья: Либерализация административной ответственности за правонарушения в экономической сфере
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В качестве конкретных форм либерализации административной ответственности в экономической сфере следует назвать: расширение возможности замены административного штрафа на предупреждение, предоставление возможности уплаты штрафа в размере половины, назначение одного наказания за несколько однородных правонарушений. Применительно к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования с 24 июля 2022 г. подлежали прекращению находящиеся в производстве дела об административных правонарушениях и исполнение постановлений о наложении наказаний за невыполнение с 23 февраля 2022 г. требований ряда частей ст. 15.25 КоАП РФ, если оно было обусловлено применением ограничительных мер недружественными странами <12>. Таким образом, либерализация административной ответственности в экономической сфере в данном случае явилась отражением оперативности государственного регулирования конкретной сферы общественных отношений (в рассматриваемом примере - валютной сферы) и может, на наш взгляд, позиционироваться одновременно в качестве одной из мер государственной поддержки бизнеса в сложных экономических условиях.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В качестве конкретных форм либерализации административной ответственности в экономической сфере следует назвать: расширение возможности замены административного штрафа на предупреждение, предоставление возможности уплаты штрафа в размере половины, назначение одного наказания за несколько однородных правонарушений. Применительно к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования с 24 июля 2022 г. подлежали прекращению находящиеся в производстве дела об административных правонарушениях и исполнение постановлений о наложении наказаний за невыполнение с 23 февраля 2022 г. требований ряда частей ст. 15.25 КоАП РФ, если оно было обусловлено применением ограничительных мер недружественными странами <12>. Таким образом, либерализация административной ответственности в экономической сфере в данном случае явилась отражением оперативности государственного регулирования конкретной сферы общественных отношений (в рассматриваемом примере - валютной сферы) и может, на наш взгляд, позиционироваться одновременно в качестве одной из мер государственной поддержки бизнеса в сложных экономических условиях.
"Гражданско-правовое обеспечение смарт-контрактов: монография"
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако выпуск и обращение криптовалюты в России запрещены (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <3>. Минфин предлагал административный штраф в размере от 20 тыс. до 200 тыс. рублей за незаконный прием цифровой валюты в качестве оплаты (встречного предоставления) <4>. Разработанные законопроекты определяют ответственность за нарушения в криптосфере, внося изменения в КоАП, УК и ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса <5>. Итак, с учетом вышеуказанных запретов, какой способ оплаты стороны должны будут использовать при заключении смарт-контрактов.
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)Однако выпуск и обращение криптовалюты в России запрещены (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") <3>. Минфин предлагал административный штраф в размере от 20 тыс. до 200 тыс. рублей за незаконный прием цифровой валюты в качестве оплаты (встречного предоставления) <4>. Разработанные законопроекты определяют ответственность за нарушения в криптосфере, внося изменения в КоАП, УК и ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса <5>. Итак, с учетом вышеуказанных запретов, какой способ оплаты стороны должны будут использовать при заключении смарт-контрактов.