Ответственность за нарушение таможенного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение таможенного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы административной и уголовной ответственности за таможенные нарушения в государствах - членах ЕАЭС (на примере Республики Армения и Республики Киргизия)
(Коровяковский Д.Г.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Ответственность за нарушение таможенного законодательства в Республике Армения бывает как административная, так и уголовная. Размеры штрафов и наказаний могут быть значительными. Однако, несмотря на это, проблемы с контрабандой и нарушением таможенных правил остаются актуальными и требуют постоянного контроля и совершенствования законодательства.
(Коровяковский Д.Г.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Ответственность за нарушение таможенного законодательства в Республике Армения бывает как административная, так и уголовная. Размеры штрафов и наказаний могут быть значительными. Однако, несмотря на это, проблемы с контрабандой и нарушением таможенных правил остаются актуальными и требуют постоянного контроля и совершенствования законодательства.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о контрабанде"16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам следует исходить из положений статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления.
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о контрабанде"16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам следует исходить из положений статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Любое привлечение к ответственности за нарушение норм таможенного законодательства, по смыслу ст. 54 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, предполагает, что ее основанием может быть лишь обладающее опасностью для личности, общества или государства деяние, содержащее все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Любое привлечение к ответственности за нарушение норм таможенного законодательства, по смыслу ст. 54 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, предполагает, что ее основанием может быть лишь обладающее опасностью для личности, общества или государства деяние, содержащее все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.
Статья: Постановления Пленума Верховного Суда РФ как источник разъяснений правил территориальной подсудности в уголовном процессе
(Коновалова Е.Е.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Помимо критерия "место совершения преступления", еще одним критерием территориальной подсудности является "место обнаружения преступления". Данный критерий не закреплен в УПК РФ и применяется по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, в случае невозможности определения места совершения преступления. Источниками регулирования подсудности по указанным преступлениям являются Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза, подписанный в г. Астане 5 июля 2010 г. <13>, а также п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде". А.В. Федоров полагает, что, в случае если в ходе расследования уголовного дела место совершения контрабанды установить не удалось, наличие состава преступления не доказано <14>. Тем не менее поступление в суд для рассмотрения по существу уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, по которым место совершения преступления не установлено, не исключено, поэтому разъяснения о территориальной подсудности на этот счет необходимы. Однако представляется, что критерий "место обнаружения преступления", скорее, следует использовать для определения территориальной подследственности, а не подсудности.
(Коновалова Е.Е.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Помимо критерия "место совершения преступления", еще одним критерием территориальной подсудности является "место обнаружения преступления". Данный критерий не закреплен в УПК РФ и применяется по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, в случае невозможности определения места совершения преступления. Источниками регулирования подсудности по указанным преступлениям являются Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза, подписанный в г. Астане 5 июля 2010 г. <13>, а также п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде". А.В. Федоров полагает, что, в случае если в ходе расследования уголовного дела место совершения контрабанды установить не удалось, наличие состава преступления не доказано <14>. Тем не менее поступление в суд для рассмотрения по существу уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, по которым место совершения преступления не установлено, не исключено, поэтому разъяснения о территориальной подсудности на этот счет необходимы. Однако представляется, что критерий "место обнаружения преступления", скорее, следует использовать для определения территориальной подследственности, а не подсудности.
Статья: Иностранное юридическое лицо как субъект административной ответственности
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Сравнительный анализ показывает, что иной подход реализован в Договоре об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 5 июля 2010 г.), в котором установлены следующие единые правила и механизмы привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза:
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Сравнительный анализ показывает, что иной подход реализован в Договоре об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 5 июля 2010 г.), в котором установлены следующие единые правила и механизмы привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза:
Статья: О перспективах развития уголовного законодательства стран Евразийского экономического союза, обеспечивающего охрану национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности
(Лапшин В.Ф., Кузнецова Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)Однако, несмотря на принятие ряда международных и национальных нормативных актов, которыми определяется необходимость унификации национального уголовного и административного законодательства об ответственности за нарушения таможенного законодательства, по справедливым оценкам исследователей, данная работа до настоящего времени не может быть признана удовлетворительной <6>. Отсутствие желаемых результатов унификации охранительных норм национального законодательства нашло свое подтверждение даже на уровне практики Конституционного Суда РФ <7>.
(Лапшин В.Ф., Кузнецова Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 1)Однако, несмотря на принятие ряда международных и национальных нормативных актов, которыми определяется необходимость унификации национального уголовного и административного законодательства об ответственности за нарушения таможенного законодательства, по справедливым оценкам исследователей, данная работа до настоящего времени не может быть признана удовлетворительной <6>. Отсутствие желаемых результатов унификации охранительных норм национального законодательства нашло свое подтверждение даже на уровне практики Конституционного Суда РФ <7>.
Статья: Как установить место совершения интернет-правонарушения и преступления (на примере экстремистской деятельности)?
(Смоляков П.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 2)Полезным будет и аналогичный подход, сформулированный в п. 1 ст. 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 5 июля 2010 г.). Здесь говорится, что уголовное дело о таможенном нарушении возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления.
(Смоляков П.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 2)Полезным будет и аналогичный подход, сформулированный в п. 1 ст. 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 5 июля 2010 г.). Здесь говорится, что уголовное дело о таможенном нарушении возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления.
Статья: Проблемы определения территориальной подсудности по делам о контрабанде
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Положениями п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о контрабанде" изложены правоприменительные особенности ст. 32 и 35 УПК РФ, содержание которых следует применять в качестве основных принципов, исходя из норм п. 1 ст. 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза <8>, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления.
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Положениями п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о контрабанде" изложены правоприменительные особенности ст. 32 и 35 УПК РФ, содержание которых следует применять в качестве основных принципов, исходя из норм п. 1 ст. 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза <8>, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде" указывается, что "при решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 200.1 УК РФ, судам следует исходить из положений ст. 32 УПК РФ и при этом учитывать п. 1 ст. 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза, согласно которому уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления".
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде" указывается, что "при решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 200.1 УК РФ, судам следует исходить из положений ст. 32 УПК РФ и при этом учитывать п. 1 ст. 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза, согласно которому уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления - по месту обнаружения преступления".
Статья: Таможенный юридический комплаенс: направления развития
(Манохин В.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)М.А. Лабоськин и В.В. Николаев <8> определяют комплаенс как часть системы управления рисками на предприятии. То есть организация создает внутреннюю систему контроля исходя из существующих требований законодательства, таким образом минимизируя издержки, связанные с привлечением к ответственности. В контексте государственных интересов управление рисками в области таможенного дела особенно актуально, так как напрямую связано с экономической безопасностью страны. Также с учетом уже созданных цифровых систем упрощается процедура экспорта и импорта, появляется возможность воспользоваться широким спектром предоставляемых преференций и предотвратить привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства (например, части 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <9>.
(Манохин В.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 3)М.А. Лабоськин и В.В. Николаев <8> определяют комплаенс как часть системы управления рисками на предприятии. То есть организация создает внутреннюю систему контроля исходя из существующих требований законодательства, таким образом минимизируя издержки, связанные с привлечением к ответственности. В контексте государственных интересов управление рисками в области таможенного дела особенно актуально, так как напрямую связано с экономической безопасностью страны. Также с учетом уже созданных цифровых систем упрощается процедура экспорта и импорта, появляется возможность воспользоваться широким спектром предоставляемых преференций и предотвратить привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства (например, части 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <9>.
Статья: Место совершения киберпреступления
(Шарапов Р.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)<9> Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза: подписан в г. Астане 5 июля 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 32. Ст. 4476.
(Шарапов Р.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)<9> Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза: подписан в г. Астане 5 июля 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 32. Ст. 4476.