Ответственность за нарушение статьи 17 закона о защите конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение статьи 17 закона о защите конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности" КоАП РФ"Нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность для хозяйствующих субъектов в соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Соглашение о продлении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)...с момента вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок действия данных договоров, является нарушением требований, предусмотренных названной нормой закона.
(КонсультантПлюс, 2025)...с момента вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок действия данных договоров, является нарушением требований, предусмотренных названной нормой закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение антимонопольного законодательства лицами, осуществляющими функции по организации и проведению обязательных торгов, в том числе членами конкурсной комиссии, аукционной комиссии при проведении торгов? Являются ли члены комиссий субъектами административного правонарушения?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)С учетом изложенного, если деяния привлекаемого к административной ответственности члена комиссии содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона о защите конкуренции, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по ст. 7.30.5 КоАП РФ, а не по ст. 14.9 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)С учетом изложенного, если деяния привлекаемого к административной ответственности члена комиссии содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе ст. 17 Закона о защите конкуренции, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по ст. 7.30.5 КоАП РФ, а не по ст. 14.9 КоАП РФ.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, определение на основании документации о закупке строительного подрядчика ответственным по обязательствам сетевых, тепло- и газоснабжающих организаций может рассматриваться в качестве нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, определение на основании документации о закупке строительного подрядчика ответственным по обязательствам сетевых, тепло- и газоснабжающих организаций может рассматриваться в качестве нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Статья: Процедурные нарушения антимонопольного законодательства (актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России)
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)При этом в 2021 г. Государственное предприятие путем проведения закупок у единственного поставщика заключило несколько договоров со Страховой организацией на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)При этом в 2021 г. Государственное предприятие путем проведения закупок у единственного поставщика заключило несколько договоров со Страховой организацией на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Статья: Кассационное производство в Верховном Суде РФ для формирования единообразной практики. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.01.2020 N 309-ЭС19-19206
(Султанов А.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Напомним, что в том деле ОАО "Нижнекамскнефтехим" оспаривало положения абз. 8 п. 2 и п. 4 ст. 12 и ст. 22.1 и 23.1 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также аналогичные им положения ст. 23, 37 и 51 Закона о защите конкуренции, которые в нарушение конституционных принципов справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения, правовой определенности, верховенства права допускали привлечение лица к публичной ответственности без установления степени его вины, без гарантий презумпции невиновности, без учета срока давности привлечения к ответственности.
(Султанов А.Р.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Напомним, что в том деле ОАО "Нижнекамскнефтехим" оспаривало положения абз. 8 п. 2 и п. 4 ст. 12 и ст. 22.1 и 23.1 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также аналогичные им положения ст. 23, 37 и 51 Закона о защите конкуренции, которые в нарушение конституционных принципов справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения, правовой определенности, верховенства права допускали привлечение лица к публичной ответственности без установления степени его вины, без гарантий презумпции невиновности, без учета срока давности привлечения к ответственности.
Статья: Органы публичной власти как субъекты антимонопольного правонарушения и ответственности за его совершение
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)Отдельно стоит обратить внимание на составы недобросовестной конкуренции, большинство из которых не определяют вид субъекта правонарушения (как это сделал законодатель, например, в статьях 10 и 11 Закона о защите конкуренции), а также на антимонопольные правонарушения на торгах: так, статья 17 Закона о защите конкуренции адресует антимонопольные запреты специальным субъектам правоотношений - организаторам и участникам торгов.
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)Отдельно стоит обратить внимание на составы недобросовестной конкуренции, большинство из которых не определяют вид субъекта правонарушения (как это сделал законодатель, например, в статьях 10 и 11 Закона о защите конкуренции), а также на антимонопольные правонарушения на торгах: так, статья 17 Закона о защите конкуренции адресует антимонопольные запреты специальным субъектам правоотношений - организаторам и участникам торгов.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Торги могут не проводиться и в иных случаях, определенных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Торги могут не проводиться и в иных случаях, определенных ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статья: Установление требований к участникам корпоративных закупок в соответствии с условиями документации о закупке не образует состава административного правонарушения
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Вместе с тем не ясно, на каком основании комиссия по закупкам и отдельно взятые ее члены должны заниматься восполнением отсутствующих сведений в связи с непредоставлением конкретного документа. Закупочная процедура носит строго формализованный характер, это "динамичные" отношения в том смысле, что процедура требует оперативного проведения и четкого соблюдения комиссией по закупкам формальностей на предмет допуска или отклонения претендентов. Тем более что нарушения влекут административную ответственность каждого члена комиссии по закупкам. Если все претенденты представили в составе своих заявок полный набор установленных документов, а один - нет, то может быть только один вариант решения - отказ в допуске к участию в процедуре закупки. В противном случае нарушается принцип равенства, кроме того, очевидно и нарушение антимонопольного запрета, так как налицо создание претенденту преимущественных условий участия в процедуре закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Принятие решения о допуске претендента, не представившего в составе заявки требуемый документ, к участию в закупке может расцениваться и как основание для признания проведенной процедуры недействительной (ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Вместе с тем не ясно, на каком основании комиссия по закупкам и отдельно взятые ее члены должны заниматься восполнением отсутствующих сведений в связи с непредоставлением конкретного документа. Закупочная процедура носит строго формализованный характер, это "динамичные" отношения в том смысле, что процедура требует оперативного проведения и четкого соблюдения комиссией по закупкам формальностей на предмет допуска или отклонения претендентов. Тем более что нарушения влекут административную ответственность каждого члена комиссии по закупкам. Если все претенденты представили в составе своих заявок полный набор установленных документов, а один - нет, то может быть только один вариант решения - отказ в допуске к участию в процедуре закупки. В противном случае нарушается принцип равенства, кроме того, очевидно и нарушение антимонопольного запрета, так как налицо создание претенденту преимущественных условий участия в процедуре закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Принятие решения о допуске претендента, не представившего в составе заявки требуемый документ, к участию в закупке может расцениваться и как основание для признания проведенной процедуры недействительной (ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Статья: Выявление вертикальных антиконкурентных соглашений
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)Положительное влияние на итог проверки оказало также нормативное закрепление освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства лица (в нашем случае - подрядчика), добровольно сообщившего о правонарушении.
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)Положительное влияние на итог проверки оказало также нормативное закрепление освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства лица (в нашем случае - подрядчика), добровольно сообщившего о правонарушении.
Статья: Установление единого экономического интереса в делах о картелях и его влияние на квалификацию
(Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)<18> В январе 2023 г. ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции также стали предметом жалобы в Конституционный Суд РФ. См. подробнее: URL: https://pravo.ru/news/245007/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.02.2023).
(Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)<18> В январе 2023 г. ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции также стали предметом жалобы в Конституционный Суд РФ. См. подробнее: URL: https://pravo.ru/news/245007/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.02.2023).
Готовое решение: Какие товары, работы и услуги можно объединить в один лот при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Объект закупки - это товары, работы или услуги, которые вы приобретаете по результатам процедуры. Единого правила или критериев, по которым можно определить, связаны ли они между собой, законодательно не установлено. Однако закупка без технологической и функциональной связи повлечет нарушение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. В связи с этим для каждой закупки нужно определить, существует ли такая связь между товарами, работами и услугами и не ограничит ли такое объединение конкуренцию.
(КонсультантПлюс, 2025)Объект закупки - это товары, работы или услуги, которые вы приобретаете по результатам процедуры. Единого правила или критериев, по которым можно определить, связаны ли они между собой, законодательно не установлено. Однако закупка без технологической и функциональной связи повлечет нарушение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. В связи с этим для каждой закупки нужно определить, существует ли такая связь между товарами, работами и услугами и не ограничит ли такое объединение конкуренцию.